|
Зачем психолог делится чувствами?Автор статьи: Ирина Ребрушкина
На консультации психолога мы встречаемся с таким непривычным для многих видом взаимодействия, как "делёжка чувствами": психолог сообщает, как он реагирует на нас, на нашу историю, какие эмоции испытывает в контакте с нами. Эмоции психолога очень сильные. Психолог в контакте с клиентом, в ответ на его рассказ или просто рядом с ним, может иногда очень сильно включиться эмоционально - так, что это мешает контакту. Собственные переживания захватывают, сердце бьется где-то в горле, перехватывает дыхание, слезы застилают глаза... Начинающий психолог впервые ведет очный прием с "живым" (не учебным) клиентом и очень волнуется. Решает не сообщать клиенту, что это его первый опыт, и всю сессию старается совладать с волнением. Из-за этого теряет внимание к клиенту, выглядит напряженным и настороженным. Клиент истолковывает это как враждебность, думает: "Со мной точно что-то не так", "Психологу я сильно не понравился," - и больше не приходит. Клиенту трудно понять свои эмоции. Эмоции психолога могут помочь клиенту осознать его собственные. Будут у клиента такие же чувства или другие - не важно; важно, что чувства психолога выступают как лакмусовая бумажка - помогают клиенту осознать что-то про себя. Психолог: ...Что вы переживаете в связи с этим? Клиент: Не знаю, как-то меня колбасит... Психолог: Я бы на вашем месте сильно испугалась. Клиент: Да, похоже на то, мне страшно. Или: "Нет, я не пугаюсь, у меня уже просто руки опускаются от бессилия".
Пример: Клиентка злится на маму, но считает это недопустимым: боится признаваться в этом не только маме, но и кому-либо другому, да даже себе самой. Когда психолог открывает клиентке свою реальность - говорит, что злится на свою маму или что тоже злился бы на маму клиентки на ее месте, - клиентка получает как бы "разрешение" на свои чувства, дает им право быть, с облегчением начинает ими интересоваться вместо того, чтобы игнорировать. Еще один пример в этот же пункт - когда психолог откликается чувствами в ответ на рассказ о трудных или вообще о любых значимых событиях в жизни клиента: клиенту бывает важно услышать именно о живой эмоциональной реакции, т.к. в жизни он обычно слышит суждения, оценки или советы: Разводишься? - Давно пора, я тебе сколько раз говорила, что он козел! Все еще переживаешь про расставание? - Да забей, хватит уже, сколько можно страдать, надо жить дальше. Заболела? Сама виновата, не надо было... и т.д. Услышать не сентенцию, а просто эмоциональный отклик, узнать, как другой человек реагирует на тебя душой, а не головой, услышать, что он тебе сопереживает, или чувствует бессилие, или пусть даже злится на тебя или завидует - это бывает по-настоящему важным: честный отклик, без попытки пристроиться сверху, проясняет картину мира, многое расставляет по своим местам. Приходите на консультации - изучать себя и других. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|