|
Детский буллинг => осознанность взрослыхАвтор статьи: Доценко Елена
Каждый раз при столкновении с детской агрессией и нападками одного ребёнка на другого, честно говоря, ловлю себя на побуждении: одну сторону записать в «несчастных страдальцев», другую - в категорию «бесчинствующих агрессоров, на которых нет управы». Обычно сливаюсь с «жертвами», поскольку в детстве был болезненный опыт. Свою же агрессию отчуждаю - «я-то белая и пушистая». Мозг «хочет» побыстрее разобраться с этой ситуацией - разделить на черное и белое, «раздать по шапкам», наказать провинившихся, встать на чью-то сторону. Значит ли это, что детям нужно предоставить самим выяснять отношения? - нет. Как система изнутри себя вылечит, если уже возник патологический паттерн взаимодействия? «Булли» (для краткости описания обозначу нападающую сторону) обычно не видит и не чувствует не только того, на кого он нападает, но и сам себя - психологические защиты слишком сильны. Он напряжен, боится показаться уязвимым, ему нужно чувствовать себя сильным и защищённым. Испытывает сложности с восприятием собственных границ и границ других людей. У «жертвы» дефицит уверенности и опыта активного отстаивания своих границ. Возможно, это ребёнок, который привык, что другие могут заходить к нему на территорию без приглашения, и сделать с этим ничего нельзя, поскольку выражение агрессии всегда блокировалось. Возможно, смирился с тем, что все равно «будет битым» - нет успешного опыта отстаивания своих интересов и границ. Те способы сопротивления, которые он выбирает, либо не эффективны, либо ещё больше раззадоривают нападающих. И тот, и другой испытывают дефицит в поддержке и в принятии себя - «слабыми» и/или «сильными». И у того, и у другого не хватает надежной внутренней и внешней опоры. Поэтому такой опорой необходимо должен стать взрослый. Взрослый поможет разобраться и прочертить: где проходят личные границы, какое взаимодействие будет приемлемым для обоих, как проявить интерес к другому, как заявить о своих потребностях, как сказать "стоп!", чтобы быть услышанным, как пригласить к общению. Показать, какой может быть сила, гибкость, слабость. В двух случаях среда является хорошей почвой для появления буллинга. Первый, это высококонкурентная среда. Второй, среда без сильных и разумных взрослых, где дети в большей степени предоставлены сами себе, где за безопасностью и нормами взаимодействия никто не следит, взрослые появляются только в форме надзирателей и контролеров. Елена Доценко, психолог, детский психолог, гештальт-терапевт http://vk.com/lenado Записаться ко мне на консультацию можно, отправив личное сообщение на этом сайте или в vk. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|