Детский буллинг => осознанность взрослых

Автор статьи: Доценко Елена

Каждый раз при столкновении с детской агрессией и нападками одного ребёнка на другого, честно говоря, ловлю себя на побуждении: одну сторону записать в «несчастных страдальцев», другую - в категорию «бесчинствующих агрессоров, на которых нет управы». Обычно сливаюсь с «жертвами», поскольку в детстве был болезненный опыт. Свою же агрессию отчуждаю - «я-то белая и пушистая». Мозг «хочет» побыстрее разобраться с этой ситуацией - разделить на черное и белое, «раздать по шапкам», наказать провинившихся, встать на чью-то сторону.
Поскольку с этой моментально проскакивающей мыслью уже знакома, ловлю ее на подлёте и внутренне говорю себе «стоп!». Свои проекции оставлю при себе, на терапии буду разбираться, от кого из своего прошлого защищаюсь и кому хочу ответить. А у этих детей своя история. Ярлыки в этом деле не просто не помогут, но даже навредят, причём обеим сторонам и на всю оставшуюся жизнь.

Значит ли это, что детям нужно предоставить самим выяснять отношения? - нет. Как система изнутри себя вылечит, если уже возник патологический паттерн взаимодействия?
Новизну в ситуацию может привнести только взрослый, остановить насилие и помочь увидеть и услышать друг друга - тоже. 
Правда, это весьма непростая задача, простыми санкциями не обойтись.

«Булли» (для краткости описания обозначу нападающую сторону) обычно не видит и не чувствует не только того, на кого он нападает, но и сам себя - психологические защиты слишком сильны. Он напряжен, боится показаться уязвимым, ему нужно чувствовать себя сильным и защищённым. Испытывает сложности с восприятием собственных границ и границ других людей. 
Почему так? Адекватных границ безопасности для него, скорее всего, никто не выстроил - вся среда может казаться опасной, ненадежной, враждебно-настроенной. Возможно, такому ребенку тоже приходится испытывать агрессию в свой адрес. Его «учили» быть «сильным», а не «размазнёй». Возможно его не принимают значимые для него взрослые, особенно когда он «слаб». Поэтому он отыгрывается на тех, кто слабее, смещает агрессию. Возможно, булли в школе - жертва дома.
Это, конечно, гипотезы, и каждый раз нужно выяснять, что конкретно именно этого ребёнка побуждает действовать агрессивно, причиняя страданиям другому. Что с его чувствительностью? Возможно, все не так печально, и ребёнок экспериментирует, и пробует роль «крутого», не знает, как ещё обратить на себя внимание.

У «жертвы» дефицит уверенности и опыта активного отстаивания своих границ. Возможно, это ребёнок, который привык, что другие могут заходить к нему на территорию без приглашения, и сделать с этим ничего нельзя, поскольку выражение агрессии всегда блокировалось. Возможно, смирился с тем, что все равно «будет битым» - нет успешного опыта отстаивания своих интересов и границ. Те способы сопротивления, которые он выбирает, либо не эффективны, либо ещё больше раззадоривают нападающих.

И тот, и другой испытывают дефицит в поддержке и в принятии себя - «слабыми» и/или «сильными». И у того, и у другого не хватает надежной внутренней и внешней опоры.

Поэтому такой опорой необходимо должен стать взрослый. Взрослый поможет разобраться и прочертить: где проходят личные границы, какое взаимодействие будет приемлемым для обоих, как проявить интерес к другому, как заявить о своих потребностях, как сказать "стоп!", чтобы быть услышанным, как пригласить к общению. Показать, какой может быть сила, гибкость, слабость. 
Взрослый должен стать опорной фигурой и для булли, и для жертвы. Жертву не стоит подкреплять в беспомощности. Необходимо помочь ему увидеть, в чем он силён и как может себя защитить. 
Если булли не «отпетый» - возможна совместная работа, в которой взрослый будет медиатором и поможет наладить диалог.
Если булли сильно защищён и совсем не ориентирован на других, тогда работа должна производиться индивидуально. Слабости и уязвимости других для булли будут очередными мишенями. Взрослый в таком случае не должен подставить жертву.
В любом случае, работать нужно с каждой стороной.

В двух случаях среда является хорошей почвой для появления буллинга. Первый, это высококонкурентная среда. Второй, среда без сильных и разумных взрослых, где дети в большей степени предоставлены сами себе, где за безопасностью и нормами взаимодействия никто не следит, взрослые появляются только в форме надзирателей и контролеров.
Поэтому в качестве профилактики буллинга нужно работать над созданием такой среды, в которой есть правила и нормы общения, где конфликты не подавляются, а становятся предметом дискуссии, где взрослые являются позитивными моделями, которые участвуют в жизни 

Елена Доценко, психолог, детский психолог, гештальт-терапевт

http://vk.com/lenado 

Записаться ко мне на консультацию можно, отправив личное сообщение на этом сайте или в vk.



Просмотров: 313
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Сообщение, которое должен прочитать каждый взрослый,
  • Семь рабочих упражнений для отстаивания своих интересов и границ.
  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 3.
  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 1.
  • Этапы формирования психологических границ. Как помочь нашим детям лучше чувствовать себя. Часть 2.
  • В поисках себя и своих границ. Кто я?
  • Буллинг! Откуда в детях ненависть? Кем вырастают булли?
  • Возможно ли неуспевающей маме найти время на себя и начать работать?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Материнство. Нужно ли себя готовить к нему или будь что будет?
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Агрессия – это одно из средств отстаивания своей территории и защиты своих границ
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Возможно взрослые страхи, это те же детские, но только подросшие
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Чувствуете себя моложе? Возможно, ваш мозг медленнее стареет
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Шизофрения Излечима, или Ребёнок, Который Должен Сам для Себя Стать Мамой
  • Что конкретно нужно сделать, чтобы полюбить себя?
  • Быть слишком доброй и не знать своих границ как причина плохого отношения мужчины
  • Возможно ли балдеть от самой себя, и про обман. История клиентки
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".
  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Окончательно полюбить себя? Это возможно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь