Ущербности души. Как стать ответственным?

Ущербности души Как стать ответственным

УЩЕРБНОСТИ ДУШИ. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

 

«Нужно приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса.

Отсюда должно родиться чувство великой ответственности

за каждую мысль, слово, и действие.

Причина и следствие действуют непрестанно и в бесконечности.

Именно, единство нужно понять в космическом размахе».
РерихН.К.

 

Главная суть ответственности и безответственности.

 

Безответственный человек – тот, кто не желает отвечать за свои мысли, эмоции и действия, а также за их последствия. Кажущаяся при этом свобода от ответственности на деле оборачивается полной несвободой от кого-то или чего, ведь желающих управлять волей других, подчинить себе и использовать предостаточно. Так, отказываясь от ответственности, человек перестает управлять собственной жизнью. Он не решает вопросы своего Предназначения и неизбежно скатывается к саморазрушению, деградации души. Сама жизнь показывает взаимосвязь ответственности и развития души.

Патология находится там, где отсутствует ответственность в мыслях, эмоциях и поступках. Но и там, где ее излишне много – в гиперответственности, ограничивающей другие души, навязывающей свои убеждения и свою правоту без признания прав и свобод других.

Каждый лично ответственен за свою жизнь! Понимание этого дает уверенность в себе и колоссальные возможности для изменения своей судьбы к лучшему. Ответственный знает, что он всегда получает то, что сотворил сам своими мыслями, эмоциями и поступками. И соответственно, корректирует свое поведение, чтобы получить желанное благополучие.

По мере расширения масштабности охватываемого круга людей, вещей, явлений и событий, за которые человек считает себя ответственным, растет и уровень свободы души – ее волевые решения получают все больше возможностей для реализации.

Высокая ответственность предполагает осознанность, поэтому там, где разумности еще нет, свобода всегда будет ограничена ради безопасности самой души, всех, кто с ней рядом, и всего единого Космоса. Иначе будет анархия, хаос, а за ними – деградация и разрушение. Вот почему так строго даже на уровне детско-родительских, хозяйственно-экономических, социально-политических и иных отношений регулируется мера ответственности и соответствующие ей ограничения.

Ответственность - это показатель свободы личности, ее самостоятельности, позволяющий оставаться индивидуальностью при взаимодействии с другими людьми.

Ответственность обеспечивается внешними регуляторами (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренними (чувство ответственности, чувство долга, совесть). Если человек знает о последствиях своих действий (мыслей, эмоций, поступков), он становится перед выбором – взять или не взять на себя эту ответственность, и этот выбор будет совершен в зависимости от зрелости души, сформированного у нее мировоззрения.

 

Виды ответственности.

 

Ответственность подразделяется на индивидуальную и коллективную. Как отдельный человек ответственен за свои действия и получает за них положенные наказания или поощрения, так благополучие, успешность сообщества людей зависит от коллективно принятых ответственных решений. Любая группа – прежде всего, сообщество душ, чья свобода определяется мерой их ответственности.

В социуме устанавливаются определенные ограничения в случае нарушения человеком (или коллективом людей) принятых законов и требований. По характеру этих негативных санкций за неправильно совершаемые действия выделяют ответственность юридическую, материальную, моральную, политическую и другие виды.

Как личностная характеристика, ответственность отражает умение человека принимать решения и совершать действия согласно своим убеждениям, и при этом отвечать за их последствия, не перекладывая вину за негативные результаты своих решений и действий на других. Конечно, это умение формируется у души не сразу. Поэтому основным показателем разумности и зрелости души является уровень ее ответственности.

Высокий уровень ответственности проявляется, прежде всего, в том, что все принимаемые человеком решения он соотносит с внутренней, сформированной системой координат добра и зла, правильности и неправильности. Он способен глубоко и обстоятельно анализировать ситуацию, видеть ее причины в самом себе, понимать и принимать закономерность и заслуженность происходящего. При принятии решений ответственный человек может заранее спрогнозировать последствия своих действий или бездействий, поэтому его выборы осмыслены и устойчивы. Каждое мыслительное, эмоциональное или поведенческое действие становится контролируемым ввиду глубоко осознаваемой ответственности за их последствия. В случае же неправильных выборов (от которых, кстати, никто не застрахован) ответственный человек способен полностью принять их закономерность и понести заслуженное наказание, чаще произведенное самим собой по отношению к себе. Самоконтроль и самовоспитание – девизы жизни ответственных людей. А чувство ответственности – глубоко переживаемое и осознаваемое состояние, включающее сомнение, сосредоточенность, озабоченность, беспокойство о последствиях.

При среднем уровне ответственности человекпредполагаетлишь короткую перспективу своих действий, осознает только ближайшие их последствия. Но еще нет чувства ответственности за стратегию поведения в жизни в целом. Умение контролировать свои мысли, эмоции и поступки уже есть, но еще не устойчиво, требует закрепления. Тоже и с системой самовоспитания. Понимание правильности-неправильности своих действий уже во многом осознано в собственной жизни, а не навязанными извне убеждениями. Но еще не все принимаемые выборы самостоятельны и глубоко продуманы.

Низкий уровень ответственности проявляется в том, что человек контролирует себя и отвечает за свои поступки лишь в отдельных ситуациях, чаще, если заведомо знает, что негативный их исход будет наказуем. Но осознание последствий неустойчиво, временно, зависит от настроения, обстоятельств и внешних влияний.

Безответственность (снятие с себя ответственности) характерна для душ малоразумных, у которых еще не сформирована система ценностей, сильно влияние инстинктивно-эмоциональных порывов и зависимость от внешних социальных факторов. Безответственность может иметь две формы проявлений. Первая - у человека отсутствуют внутренние «тормоза», осуществляющие контроль и регуляцию деятельности. Вторая, наоборот, - внутренние правила максимально строгие, ценности завышены и нереальны, а самоконтроль похож на тюремный порядок. В этом случае человек сам считает себя неспособным принимать решения и брать ответственность за их возможные последствия, поскольку в случае неудачи наказание самого себя будет чрезмерно строгим. И тогда у него формируется страх ответственности.

Гиперответственность – это избыточная ответственность за кого-либо. Человек берет на себя ответственность, не рассчитав ее целесообразность и соразмерность своим силам. При этом ответственность за самого себя и свою жизнь уходит на второй план. Такой человек добровольно взваливает на себя заботу о близких, берет на себя последствия их поступков, выполняет чрезмерную нагрузку на работе, пытается всем помочь, но, в силу несоответствия возможностей реальности потом начинает эту же ответственность сбрасывать, переходя в другую крайность – «ни за что не хочу отвечать!». В корне гиперответственности – ущербность души под названием неадекватная самооценка.

 

Проявления безответственности в человеке.

 

Как и любое другое качество характера (качество души), безответственность может принимать самые разные формы, бывает ярко выраженной и замаскированной, спрятанной в глубине.

Во всех своих проявлениях безответственность показывает, насколько еще мало разумен человек, как много еще ему предстоит понять и осознать процессе своей эволюции. Высокая ответственность – это признак зрелости и разумности души.

 

Стереотипы мышления, свойственные безответственному человеку.

 

  • Больше верит сердцу, чем разуму. Привлекается заманчивыми, яркими картинками, звуками, запахами, а не доводами рассудка.
  • Легко попадает под влияние чужих убеждений, не задумываясь о том, к чему они ведут.
  • Легко соглашается с решением коллектива, семьи, общества с целью избегания самостоятельного решения, а, следовательно, и чувства ответственности за него.
  • Уповает на волю случая, слепой удачи, удачного соотношения звезд, помощь неких сил, счастливого стечения обстоятельств.
  • Не соблюдает этические нормы, принятые в обществе, считает их глупыми, не нужными.
  • Ограниченный интеллект – в пределах программы школы или вуза. Нет системы в знаниях, слабая логика и аналитика.
  • Склонен верить, не думая, надеяться, не имея на то оснований, ожидать, не совершая никаких решительных действий.
  • Не имеет цели в жизни, не понимает смысла бытия, тем более, своего предназначения.
  • Не признает, что окружающие люди отражают его собственное состояние. Не видит и не признает причинно-следственные закономерности. Не считает, что все вокруг является обучением для него, и успешность в жизни – результат усердия, трудолюбия, решимости самого человека. В целом – очень далек от истинного понимания духовных ценностей и духовных знаний.

 

Стереотипы поведения, свойственные безответственному человеку.

 

  • Не надежен, не честен в отношениях с людьми. Не отвечает за свои слова, бросает легко, не задумываясь о последствиях. Обещает также: не исполняет свои обещания, обвиняя в этом других. Не выполняет данные обязательства, не старается любое дело старается закончить точно в срок и наилучшим образом.
  • Не учитывает последствия свои высказанных сгоряча слов, бездумных поступков, негативных мыслей, неконтролируемых эмоций. Действует чаще спонтанно, эмоционально-инстинктивно.
  • Обвиняет в своих бедах, в сложившейся ситуации всех, но только не себя. Всегда причина происходящего находится вовне него.
  • Отрицает свою вину, доказывая свою правоту. Не признает неправильность своих действий, убеждений. Даже если неправильность доказана, найдет оправдание своему поведению.
  • При перенапряжении – желание быстрее сбросить с себя лишний груз, желательно на кого-то.
  • Несерьезно относится к любым нормам, правилам, канонам, утвержденным в социуме людей. Ищет лазейки или грубо нарушает в своих интересах либо по глупости.
  • Склонен попадать под влияние других, быть ведомым и зависимым.
  • Не исполняет свои обязанности по отношению к семье, к обществу, к миру в целом. Стремится найти тех, кто это сделает за него.
  • Стремится иметь больше власти, не осознавая при этом ответственности. Получая власть, стремится окружить себя подданными-исполнителями, на кого, в случае чего, можно будет эту ответственность скинуть.
  • Склонен делегировать обязанности всем, избегая ответственности. Например, начальник, который складывает с себя ответственность на подчинённых, который не способен создать работоспособный и дружный коллектив. Начальник, командир, лидер, который не отвечает за последствия своих приказов, отдает их бездумно, не учитывая интересы, потребности, безопасность своих подчиненных.
  • Озабочен возвышенными целями, но при этом не берется отвечать за результаты собственных усилий в реальной жизни. Бездействует, но ожидает и подчас требует решительных действий от других.
  • Считает, что ему все позволено, потому что он ребенок, больной человек, большой начальник, богатый наследник, красивая женщина, обеспечивающий семью кормилец, великий гуру и т.д.
  • Вносит хаос, разрушение вокруг себя – в отношения, в быт, в работу.
  • Ищет партнера, готового взять ответственность за него/нее.
  • Инфантильность: зависает в детских воспоминаниях, обидах, претензиях. Не желает взрослеть, а значит, брать ответственность.
  • Не уверен в себе и своих силах, чувствует себя незащищенным.
  • Отсутствует потребность заботиться о других людях, только если принуждают обстоятельства. Например, родители, которые не отвечают за своих детей, за их жизнь, воспитание и развитие.
  • Не умеет взять на себя ответственность и разрешить конфликтную ситуацию, доводит ее до крайней степени, пока кто-то не вмешается, чтобы принять решение за всех участников ситуации и, тем самым, поставить ситуацию под контроль.
  • Не желает активно участвовать в жизни общества, быть полезным для общества человеком. Считает, что этим должны заниматься другие.
  • Повышенно требователен к заботе других о себе. Обижается, если ему отказывают в этом.
  • И др.

 

Проявления безответственности в речи.

 

  • «Все средства хороши», «и так сойдет», «проехали», «обойдется», «авось», «рассосется само собой», «а я при чем», «это он/она/они сделали», «из-за него/нее/них», «я не могу/не знаю/не хочу», «за что», «это случайно так получилось», «это не по мне», «брак – это не мое», «эта работа мне не подходит», «вроде», «как-нибудь» и т.п.

 

Стереотипы эмоционального реагирования, свойственные безответственному человеку.

 

  • Паникует, теряется в незнакомой ситуации и не знает, что делать.
  • Злится, гневается (до истерики), если кто-то показывает ему неправильность его мыслей, эмоций и поступков.
  • Жалуется, что вообще никто не любит, не помогает, не понимает.
  • Жалуется на плохую жизнь, тяжелую работу, пьющего супруга, равнодушных детей, что не хватает денег, что все болит и т.д.
  • Критикует, осуждает других за печальные результаты собственной безответственности.
  • Чувствует себя незащищенным, обиженным жизнью.
  • По отношению к себе не критичен, оправдывает сам себя.
  • Осуждает ошибки других, обесценивает достижения других.
  • Впадает в депрессию в случае неадекватного поведения кого-либо рядом, не зная, как с этим справиться.
  • И др.

 

Как проявляется безответственность уже в детстве.

 

Каждый из нас приходит в этот мир с имеющимся багажом духовных опытов. Уже на «входе в жизнь» проявляются ущербности, над которыми предстоит работать данной душе. И само зачатие-вынашивание-рождение, и окружение, и обстоятельства детства ярко показывают нам наши несовершенства. Уже с детских лет такой ребенок будет проявлять свое незрелость. Вот лишь некоторые признаки безответственности.

 

  • Излишняя опека родителей. Родители сами решают все вопросы и проблемы, возникающие у ребенка, отстранив его самого.
  • Ребенка нагружают непомерной ответственностью с малых лет, сурово наказывая за любое невыполнение.
  • Сами родители – несамостоятельные и безответственные люди.
  • В детстве пресекается любая попытка ответственных решений у ребенка. В семье есть непререкаемый авторитет в виде отца, или матери, или другого родственника.
  • Ребенок испытывает на себе последствия непродуманных, безответственных решений родителей.
  • Ребенок становится «пешкой» в замыслах родителей.
  • На ребенка перекладываются родительские обязанности, женско-мужские роли самих родителей.
  • И др.

 

Проявления безответственности в человеческом теле.

 

  • Внешний вид детской незащищенности, слабости и хрупкости. Либо, наоборот, полнота как стремление создать свой «панцирь» от проблем. Часто этот образ наигранный либо специально созданный.
  • Повышенная эмоциональность.
  • Повышенная болезненность.
  • Грусть, печаль во взгляде, во внешнем облике.
  • Растерянность во взгляде.
  • Хаотичность движений, нескладность.
  • И др. 

 

Проявления безответственности в выборе профессии.

 

Безответственный человек бессознательно выбирает те места, где не надо будет принимать ответственных решений. Либо, наоборот, изо всех сил стремится к власти, командованию, чтобы делегировать ответственность другим.

  • Профессии, связанные с простым физическим трудом, не предполагающие высокую ответственность.
  • Отсутствие определенной профессии, «ветер в поле»: куда прибьет, там и будет.
  • Профессия, выбранная родителями или за компанию с друзьями, скучная, надоевшая, но вынужденная.
  • И т.п.

 

Список проявлений безответственности далеко не полный. Не всегда безответственность видна так явно, как описано выше. Но, наблюдая за собой и миром, можно обнаружить еще массу других граней.

Определить свою безответственность не так уж и трудно, как кажется, ведь в отдельные моменты мы теряем над собой контроль и показываем свое истинное лицо. Или действуем так, как привыкли, сами не замечая того. Вот к таким «мелочам» и надо быть предельно внимательным. Ведь мелочи проявляют внутреннее состояние человека и его натуру. 

 

К каким результатам в жизни приводит безответственность?

 

Сама жизнь заставляет человека быть ответственным за последствия принимаемых им решений. Например, социальные институты, государство вводят на уровне законов и правил этическую, моральную, правовую, экономическую, хозяйственную ответственность каждого гражданина. Невыполнение законов и норм влечет за собой соответствующее наказание. Мы можем знать или не знать об этом, принимать или нет, но это не освобождает нас от ответственности. Таким образом, сама угроза наказания, неприятных ограничений заставляет человека вырабатывать внутренние формы контроля своей деятельности. Но все же, это лишь бегство от болиL.

Безответственный человек получает по жизни все последствия своей безответственности. Начатое когда-то действие приводит к печальному итогу, болезненно ударяя по самому источнику. Опрометчиво сказанные слова, спонтанно совершенные поступки, инстинктивные порывы, эмоциональные выпады – все возвращается болезненными страданиями. Ничего не проходит бесследно. Все на все влияет и вносит изменения. Все едино и взаимосвязано. Агрессия возвращается агрессией. Обман – обманом. Безответственность – безответственностью других.

Не желающий брать ответственность оказывается во власти тех, кто это использует в своих корыстных целях, манипулируя и подавляя волю.

Безответственность ведет душу к деградации, ответственность, наоборот, поднимает ее выше по эволюционной лестницеJ.

 

Как стать ответственным?

 

Стать ответственным – значит, прежде всего, принять на себя ответственность за свою жизнь. Не только в плане совершаемых в моменте мыслей, эмоций и поступков, но и в целом – за жизнь, проживаемую сейчас и ожидаемую завтра. Это значит признать принцип причинно-следственной закономерности, осознать, наконец, что ежемгновенно своими действиями внутри и снаружи мы сеем семена, которые дают соответствующие всходы в нашей же жизни. И если мы хотим получить хороший урожай, важно думать головой, прежде чем сеять, знать, что сеять, как это делать правильно, учитывать все внешние воздействия на посеянное, да еще и хорошенько за ним ухаживать-поддерживать.

Взять ответственность – это значит:

  • пересмотреть свои взгляды на жизнь, свою систему координат Добра и зла.Четко определить для себя, какое мировоззрение является действительно правильным, честным и соответствующим реальности.
  • Знать свое Предназначение и честно его исполнять. Стремиться к самореализации в мире. И на уровне своих социальных обязанностей, и на уровне общечеловеческих, и на более глубоком и важном уровне – реализации своего духовного устремления стать разумнее и лучше в этом воплощении.
  • Осознать необходимость жить в соответствии с общественными требованиями и социальными нормами.
  • Осознать свою ценность и роли, предназначенные в социуме. Исполнять свою деятельность качественно во благо других.
  • Учиться анализировать свои поступки, давать им объективную оценку, понимать символику ситуаций, находить в них для себя вразумление и обучение, и, делая правильные выводы, стремиться совершать все более гармоничные мысли, эмоции и действия.
  • Учиться выбирать разумно во всем: от того, чем питаться, где жить, до того, с кем дружить, а с кем – нет. Зная, что благополучие жизни своей и близких людей во многом зависит от принадлежности души к светлой стороне реальности, сознательно выбирать светлые сообщества, и быть с этими людьми мыслями и делами. Соответственно, при этом держаться как можно дальше от всяческого зла.
  • Научиться не передавать другим право на свою жизнь, научиться решать свои вопросы в жизни самостоятельно. Это не значит считать свое мнение истиной в последней инстанции, ведь все мы учимся друг у друга и передаем знания из уст в уста. Важно учиться принимать решения собственной головой, исходя из полученных в жизни знаний, прожитого опыта, анализа предыдущих закономерностей и предположения будущих последствий. Не бояться ошибок, а честно исправлять их, если таковые случаются.
  • Позволить близкому человеку самостоятельно принимать решения, не навязывая своих суждений и оценок, помогая ему пройти собственный опыт и осознавая свою меру ответственности за него как за душу.
  • Учитывать всегда необходимость и целесообразность взятия ответственности в конкретной ситуации - когда надо брать, а когда не надо. Сочетать потребности других людей со своими потребностями и возможностями.
  • Принимать решения в сложных жизненных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто вовлечен в них, кто может получить последствия.
  • Вести любую организационную работу. Например, работая с людьми, координируя их совместную деятельность, взаимопомощь, совместный досуг и отдых.
  • Постоянно контролировать свои действия – мыслительные, эмоциональные, поведенческие. Учиться трансформировать негативное в позитивное внутри себя, не перекладывая это на предметы, вещи и людей. Учитывать их последствия для других людей, для всего Космоса.

 

Стать ответственным – значит начать действовать! Реальные изменения в жизни происходят только после решительных и обдуманных действий. Главное – не отступать, видя, что не всё удается сразу, ведь работа над собой – это процесс длительный. Но он стоит того!

Ответственность станет устойчивой чертой характера тогда, когда будут установлены внутренние понятия Добра и зла. Тогда поступки, мысли и эмоции будут контролироваться не потому, что наказуемы обществом, а потому, что сам человек осознает их неправильность как нарушение нормы бытия не только отдельного человека, но и всего Единого Космоса. Тогда это станет развитием к радости, к еще большему благополучию в жизни, которое действительно можно создать ответственными самостоятельными действиями – мыслительными, эмоциональными, поведенческими.



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Взять ответственность за свою жизнь на себя
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Ответственность за себя и вина за других
  • Ответственность за свою жизнь. Почему мы чувствуем себя несчастными?
  • Что случится если не взять ответственность за свою жизнь
  • Что делать, если мужчина не берет на себя ответственность за благополучие женщины?
  • А вы задумывались, что значит взять на себя ответственность?
  • "...Как взять ответственность за свою безответственность.."
  • Как взять ответственность за собственную жизнь в свои руки?
  • Как научиться брать ответственность за свою жизнь
  • 6 Способов взять ответственность в свои руки и изменить жизнь
  • Можно ли не брать ответственность на себя?
  • Взять на себя вину и взять на себя ответственность: в чем разница?
  • Ответственность за свою жизнь. Или во всем виноваты родители!
  • Как взять ответственность за свою жизнь и перестать страдать
  • (Без)ответственность в браке – как правильно? О браке, разводе, статистике и ответственности.
  • Взять ответственность на себя
  • Взять ответственность на себя
  • Как взять ответственность на себя?
  • Забота о себе: ненужность для других или ответственность?
  • Нельзя взять на себя ответственность
  • Как стать отцом: принять на себя новую роль и ответственность?
  • Осмелься принять ответственность за свою жизнь
  • Повзрослеть - взять ответственность за свои чувства
  • Принять ответственность на себя
  • Ответственность и Безответственность
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Как развить в детях самостоятельность и ответственность за свои поступки
  • «Нет – игнорированию стресса! Берем на себя ответственность за свое психическое здоровье»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь