|
Что я хочу и как этого достигнутьАвтор статьи: Татьяна Силаева
ЧТО Я ХОЧУ И КАК ЭТОГО ДОСТИГНУТЬ
Если Вы идете без цели – Нет смысла выбирать дорогу
ВНИМАНИЕ! ОСНОВНЫМ МОМЕНТОМ ЭТОЙ СТАТЬИ БУДЕТ МЫСЛЕФОРМУЛА : «ЧТО Я ХОЧУ И КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ» ЧИТАЯ ЭТУ СТАТЬЮ, ПОПОБУЙТЕ ЗАДАТЬ СЕБЕ ВОПРОС «ЧТО ЖЕ Я ХОЧУ НА САМОМ ДЕЛЕ?» И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ЭТОМУ ВОПРОСУ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПРОЧТЕНИИ СТАТЬИ, ПРОЖИВАЕМОГО ДНЯ. НЕДЕЛИ…. ВОЗМОЖНО, УЖЕ К ООНЧАНИЮ ПРОЧТЕНИЯ СТАТЬИ, ВЫ БУДЕТЕ ЗНАТЬ, КАК ОСУЩЕСТВИТЬ СВОЕ ЖЕЛАНИЕ. Итак, целью СТАТЬИ является формирование и развитие психологических ресурсов, мотивации и воли, с формирования целеустремленности, повышение уверенности, оптимизация тревожности, развитие навыков само регуляции. Задачами данной статьи являются: 1) провести теоретический обзор в форме информационной части статьи: структуры «Достижения цели», структуры «Ресурсов» человека, структуры «Мотивации» человека; влияния воли на достижение цели, 2) провести самостоятельные практические упражнения на отработку навыков, развитие способностей, повышение творческого потенциала читателей. 3) закрепить знания, полученные в процессе прочтения статьи и работы над собой. Статья состоит из теоретической и практической частей, направленных на формирование и закрепление навыков по формированию целеустремленности, развитию воли и использованию психологических ресурсов, опираясь на свои физиологические функции и индивидуальные способности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОСТИЖЕ ЦЕЛИ – ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ Не секрет, что достижение цели – это осуществление наших желаний. Попробуем изобразить структуру цели в виде формулы: ФОРМУЛА ЦЕЛИ Цель = воля (развитая)+ мотивация (желания, потребности, ценности, установки, мотивы, действия, поступки) + ресурсы + анализ прошлх ошибок:
ресурсы: 1) физиологические (темперамент, свойства нервной системы, способности). 2) физические (навыки, умения, знания), 3) психологические (психические свойства и состояния, «мысле-образы», представления, чувства). Сюда же входят социальные ресурсы (умение общаться, коммуникативные, смысл жизни..).
Начнем с обзора мотивации. Понятно, что это наши желания……. Далее следующая составляющая формулы, это ресурсы. Понятно, что для осуществления желания надо иметь силы, здоровье, природные данные. Однако, одних природных физических данных крайне недостаточно. Нужны еще и психологические ресурсы. Что это такое, как вы считаете? А это наши мысли, образы, представления и даже чувства. Как вы думаете, мысли у всех одинаковые или разные? Так вот, оказывается, ученые обнаружили, что мысли у людей очень похожи. Разница лишь в преобладании положительных или же отрицательных мыслей у людей. И от того, какие мысли преобладают, и будет зависеть достижение вашей цели. Рассмотрим на примере. Когда мы едим некачественную пищу (это физиологический компонент), то мы …..можем отравиться, заболеть, умереть. Так же и с психическим моментом. Мысля неправильно, мы отравляем себя, свое окружение, что не дает нам достичь нашей цели. Что же такое неправильные или отравленные мысли. К ним относятся мысли о зависти, мщении, подлости, ревности и т.д. Противоположные им - правильные мысли. Назовите их, пожалуйста…..Это так сказать, внутренние наши мысли, имеющие отношение только к нашему внутреннему миру. На основе правильных мыслей возникают правильные светлые образы, представления и чувства. Есть еще внешнее проявление. Веря в «Добро окружающего мира», мы заручаемся внешней поддержкой и энергией окружающих людей, ситуация складывается в нашу пользу и нам «везет». Кроме того, мысля неправильно, мы напрягаемся, тревожимся, из-за чего внутреннее напряжение не дает правильно функционировать органам, и возникают соматические заболевания. Тревога имеет свойство накапливаться и со временем соматическое заболевание становится хроническим, что может привести к инвалидности. Поэтому, мыслить неправильно ВРЕДНО и НЕРАЗУМНО!!! Итак, мы рассмотрели две составляющие, для достижения цели. Надо заметить, что даже при наличии ресурсов и мотивации уже пройдя почти весь путь к достижению своей цели, все-таки можно ее не достичь, если не опираться на волю. Вы наверняка замечали, что на пути достижения цели человек устает, он как бы «выдыхается», теряет »запал». Именно эта ситуация и является «сигналом» о том, что впереди «Победа!». Но именно на этой стадии некоторые индивиды сдаются. Это говорит о не развитой воли. При неразвитой воле невозможно достичь цели! Как вы думаете, при каких обстоятельствах воля становится развитой? Конечно же, при преодолении препятствий. Это обязательное, безоговорочное условие! Таким образом, что это нам дает? Очень многое! А именно – при таком подходе, то есть при наличии этих знаний, мы не должны расстраиваться, когда возникают препятствия, поражения, срывы. Это значит, что ПОБЕДА «не за горами!», при условии, что вы не опустите руки!
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ В практической части я предлагаю научиться достигать ЖЕЛАЕМОЕ. Делать это мы будем с помощью специальных упражнений, на развитие ваших способностей, формирование навыков, умения правильно мыслить, оптимизировать тревожность, использовать свои ресурсы, осознать мотивы, уточнить ценности и укрепить волю. Упражнение первое: «Приветствие». Цель – позитивно мыслить. Инструкция: утром, смотрясь в зеркало - улыбаемся - обнимаем себя за плечи - говорим пожелание на сегодняшний день. Например: «Я желаю себе (называем имя) сегодня удачи, всего хорошего, много приятных моментов, здоровья, осуществления желания, достижения цели…» - далее отрываемся от своего изображения в зеркале, подходим к членам своей семь, улыбаемся, обнимаем каждого и говорим ««Я желаю тебе (называем имя) сегодня удачи, всего хорошего, много приятных моментов, здоровья, осуществления желания, достижения цели…». ЕСЛИ ОДНО СЛОВО СПОСОБНО ОСЧАСТЛИВИТЬ ЧЕЛОВЕКА, ТО КАКОЙ НАДО БЫТЬ СКОТИНОЙ ЧТОБЫ НЕ СКАЗАТЬ ЭТО СЛОВО (Пейн Томас). Упражнение 2: «Мои ценности и цели». Цель – научиться правильно ставить цели. Ценность, это то, для достижения чего человек согласен использовать свои ресурсы – время, деньги, энергию. Необходимо знать, что именно время является мерилом наших ценностей. Обычно человек тратит на дела ровно столько времени, насколько они для него ценны. Цель – это то, чего вы хотите, без частички «не». Инструкция: Берем лист бумаги, делим лист пополам, проведя вертикальную полосу ручкой-карандашом. Затем в левой части пишем заглавие – «Мои ценности», а во 2-ой части – «Мои цели». Представьте свои ценности и цели. Затем в левой колонке пишем свои ценности и ранжируем их. То же – во 2-й части. Если первой ценности соответствует первая по важности цель, то это говорит именно о том, что цели вы достигнете. Если цели и ценности по рангу не соответствуют друг другу, то цели Вы не добьетесь. Следовательно. Необходимо привести в соответствие свои ценности-цели, путем пересмотра-переосмысления своих ценностей (чаще) или целей (реже). Например, у меня на первом месте стоит ценность духовная а на 2-м материальная. В целях у меня стоит на первом месте поступление в аспирантуру. А на втором зарплата. В моем случае ценности совпали с целями, и я учусь в аспирантуре. Но мой доход стал меньше. Если бы я его поставила на первое место. Тогда бы я не училась в аспирантуре. А нашла бы более высокооплачиваемую работу. Не ездила бы в путешествия, а копила бы деньги... Все понятно? Начинаем упражнение… Рефлексия упражнения: небольшое обсуждение (если упражнение делаете не один (одна). По необходимости – что понравилось. Что интересного, важного и неожиданного получили в итоге для себя? Таким образом
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИОБРЕСТИ ДУШЕВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ – Я ВСЕ ОТПУСКАЮ, ВСЕ ОТПУСКАЮ. Для достижения цели важно уметь бороться со стрессовыми ситуациями, согласно «Антистрессовой программе» психотерапевта Селье, а именно – 5 шагов в случае стресса: «собираться», «выключиться», не злиться, мобилизоваться, прибавить в конце. СПОКОЙСТВИЕ ВНУТРИ НАС – НЕ ЗАВИСИТ ОТ МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ОКРУЖЕНИЯ.
Приложение: 1.ТЕСТ «СКРЫТЫЙ СТРЕСС» Часто к стрессу приводят мелочи жизни Отметьте ситуации, которые вас раздражают - вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят - когда вы ведете машину, а кто-то дает советы -когда вы ведете машину, а вас подрезают - когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами - если вы с кем-то разговариваете, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу - когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей - если кто-то без причины повышает голос на вас. - вы плохо себя чувствуете, если видите комбинацию цветов, которые, по-вашему мнению, не сочетаются друг с другом. - Когда вы здороваетесь с кем-то за руку и не ощущаете ответного пожатия - Разговор с человеком, который, якобы знает все лучше вас
Если вас раздражает более 5-ти высказываний, то вы близки к стрессу – вам необходим отдых. Тем больше вы отметили, тем хуже состояние ваших нервов. Если же отметили все – срочно обращайтесь к врачу
2.Тест «ОЦЕНКА МОТИВАЦИИ» Оцените по 10-бальной шкале свои мотивы достижений Активность – от 0 д о 10 Устремленность к риску Проявление инициативы Стремление к ответственности Желание действовать незамедлительно Нацеленность на решение возникающих проблем
Всего можно получить от 6 д о 54 баллов. Больше 36 – устремленность к достижению целей, а менее 24 – к избеганию проблем-неудач (уходу от них), то есть «не достижение цели».
ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бурно М.Е. Сила слабых (психотерапевтическая книга). – М.: 1999. – 231с. 2. Ефтеев М.А. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М.: 1994. – 218 с. 3. Кристан Шрайнер. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты – М.: 1993. – 315 с. 4. Луиза Л.Хей. Исцели себя сам. – М.: 1997. – 187 с. 5. Х. Сильва, Роберт Б. Стоун. Получение помощи от «другой стороны» по методу Сильва. – Минск: 1996. – 312 с. 6. Люберец И.П. Литература – «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б.Фанталовой, «Категории терминальных ценностей М.Рокича. – М.: - 234 с.
Автор статьи (часть моей авторской Программы по резуьлтатам практического исследования со спортсменами для диссертации) Медпсихолог Силаева Т.Н.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|