|
Как не ошибиться в выборе профессииАвтор статьи: Громыко Елена Дмитриевна
В конце июня выпускники сдадут ЕГЭ, получать заветные аттестаты и будут определяться с выбором ВУЗа и профессии, т.е. будут решать первую серьезную взрослую задачу, с которой сталкиваются старшеклассники - выбор будущей профессии. Вопрос «Кем мне стать?» задает себе каждый выпускник школы. Самое сложное для старшеклассника понять, что он хочет от профессии, в какой сфере деятельности ему было бы интересно работа, кокой образ жизни он планирует вести, насколько важна для него высокая заработная плата. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на старшеклассника при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение, но безусловно, все зависит от индивидуальных особенностей каждого старшеклассника. Точка зрения значимых, для молодых людей, лиц (учителей, родителей) на выбор профессии, давление с их стороны исключает свободу выбора профессий и форм образования. Соответствие и несоответствие экономического, политического, общественного положения молодых людей, выбираемым профессиям, а также их обзорное, поверхностное представление о мире профессий, приводит к ошибочному делению их молодыми людьми на субъективно подходящие и не подходящие. Старшеклассник, оказавшийся в ситуации выбора и давления со стороны близких и значимых лиц, чаще всего не способен найти адекватный выход без специальной психологической помощи. Именно профориентация помогает старшеклассникам сделать правильный выбор, найти ответ на вопрос «Кем быть?». Основная задача, которую ставит перед собой профориентация, заключается в том, чтобы помочь человеку ответить на три вопроса, так называемые «три кита» профориентации (хочу-могу-надо): - что хочет человек, выбирая профессию («хочу»); - что может человек, выбирая профессию («могу»); - что пользуется спросом на рынке труда («надо»). «Хочу» - это те занятия, которые вы делаете с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время). Если выбранное дело нравится, то Вы охотнее будете работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счёте, больше зарабатывать «Хочу» часто является ошибочным, так как большинство старшеклассников имеют недостаточные знания о мире профессий, ошибочное представление о содержании профессий. Часть молодежи желает получить престижные профессии (менеджер, брокер и т. д.), не задумываясь о том, какие требования предъявляют эти профессии к человеку. Понятие «могу» включает в себя: - образовательный уровень и качество знаний; - состояние здоровья и медицинскую пригодность к профессии; - темперамент, характер человека и их соответствие выбранной профессии; - специальные способности (технические, математические, педагогические, музыкальные и др.); - психофизиологические особенности (координация движений, особенности внимания, мышления, памяти). При ответе на вопрос, что может человек, выбирая профессию целесообразно обратиться к специалистам и пройти так называемое профориентационное тестирование. Психолог на встрече со старшеклассником может использовать несколько вариантов работы – это и заполнение несколько диагностических методик с последующей их интерпретацией (Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; Опросник профессиональных предпочтений, методика «Мотивы выбора профессии»), и беседа, и написание сочинения. Понятие «надо» - это знание потребностей рынка труда (причем в той местности, в которой человек собирается в дальнейшем работать), включающее следующую информацию: - о наличии и устойчивости спроса на данную профессию на предприятиях различных форм собственности; - об уровне конкуренции специалистов данного профиля на рынке труда; - о возможностях обучения и повышения квалификации в различных учебных заведениях (в вузах, техникумах, профтехучилищах, учебно-курсовых комбинатах, на курсах и т. д.); - об особенностях выбранной профессии: условиях труда и оплаты, положительных и отрицательных сторонах данной профессиональной деятельности. «Надо» - это знание о перспективных специальностях, которые пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Следует учитывать, что получение статуса безработного - невыигрышное начало трудовой карьеры. К типичным ошибкам, которые совершают старшеклассники при выборе профессии, относятся: - отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование; - предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными; - выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей; - перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию; - увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии; - низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии; - влияние престижности, популярности профессии; - несамостоятельность выбора профессии; - отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией; - устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального); - неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки); - незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Учитесь на «чужих» ошибках и делайте правильный выбор!Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|