Как не ошибиться в выборе профессии

В конце июня выпускники сдадут ЕГЭ, получать заветные аттестаты и будут определяться с выбором ВУЗа и профессии, т.е. будут решать первую серьезную взрослую задачу, с которой сталкиваются старшеклассники - выбор будущей профессии.

Как не ошибиться в выборе профессии

Вопрос «Кем мне стать?» задает себе каждый выпускник школы. Самое сложное для старшеклассника понять, что он хочет от профессии, в какой сфере деятельности ему было бы интересно работа, кокой образ жизни он планирует вести, насколько важна для него высокая заработная плата. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на старшеклассника при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение, но безусловно, все зависит от индивидуальных особенностей каждого старшеклассника. Точка зрения значимых, для молодых людей, лиц (учителей, родителей) на выбор профессии, давление с их стороны исключает свободу выбора профессий и форм образования.

Соответствие и несоответствие экономического, политического, общественного положения молодых людей, выбираемым профессиям, а также их обзорное, поверхностное представление о мире профессий, приводит к ошибочному делению их молодыми людьми на субъективно подходящие и не подходящие. Старшеклассник, оказавшийся в ситуации выбора и давления со стороны близких и значимых лиц, чаще всего не способен найти адекватный выход без специальной психологической помощи. Именно профориентация помогает старшеклассникам сделать правильный выбор, найти ответ на вопрос «Кем быть?».

Основная задача, которую ставит перед собой профориентация, заключается в том, чтобы помочь человеку ответить на три вопроса, так называемые «три кита» профориентации (хочу-могу-надо):

- что хочет человек, выбирая профессию («хочу»);

- что может человек, выбирая профессию («могу»);

- что пользуется спросом на рынке труда («надо»).

«Хочу» - это те занятия, которые вы делаете с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время). Если выбранное дело нравится, то Вы охотнее будете работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счёте, больше зарабатывать

«Хочу» часто является ошибочным, так как большинство старшеклассников имеют недостаточные знания о мире профессий, ошибочное представление о содержании профессий. Часть молодежи желает получить престижные профессии (менеджер, брокер и т. д.), не задумываясь о том, какие требования предъявляют эти профессии к человеку.

Понятие «могу» включает в себя:

- образовательный уровень и качество знаний;

- состояние здоровья и медицинскую пригодность к профессии;

- темперамент, характер человека и их соответствие выбранной профессии;

- специальные способности (технические, математические, педагогические, музыкальные и др.);

- психофизиологические особенности (координация движений, особенности внимания, мышления, памяти).

При ответе на вопрос, что может человек, выбирая профессию целесообразно обратиться к специалистам и пройти так называемое профориентационное тестирование. Психолог на встрече со старшеклассником может использовать несколько вариантов работы – это и заполнение несколько диагностических методик с последующей их интерпретацией (Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; Опросник профессиональных предпочтений, методика «Мотивы выбора профессии»), и беседа, и написание сочинения.

Понятие «надо» - это знание потребностей рынка труда (причем в той местности, в которой человек собирается в дальнейшем работать), включающее следующую информацию:

- о наличии и устойчивости спроса на данную профессию на предприятиях различных форм собственности;

- об уровне конкуренции специалистов данного профиля на рынке труда;

- о возможностях обучения и повышения квалификации в различных учебных заведениях (в вузах, техникумах, профтехучилищах, учебно-курсовых комбинатах, на курсах и т. д.);

- об особенностях выбранной профессии: условиях труда и оплаты, положительных и отрицательных сторонах данной профессиональной деятельности.

«Надо» - это знание о перспективных специальностях, которые пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Следует учитывать, что получение статуса безработного - невыигрышное начало трудовой карьеры.

К типичным ошибкам, которые совершают старшеклассники при выборе профессии, относятся:

- отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование;

- предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными;

- выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей;

- перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию;

- увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии;

- низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии;

- влияние престижности, популярности профессии;

- несамостоятельность выбора профессии;

- отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией;

- устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального);

- неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки);

- незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Учитесь на «чужих» ошибках и делайте правильный выбор!



Просмотров: 613
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • Выбор профессии. То, что хочу Я?
  • «В поисках своего призвания или как решить серьезный вопрос о выборе будущей профессии»
  • Какие бывают профессии: где найти полный список профессий
  • Выбор будущей профессии! Как не ошибиться?
  • 10 ошибок при выборе профессии
  • Выбор профессии и вуза школьником. Профориентационное тестирование и консультации психолога
  • Влияние личностных особенностей на выбор профессии
  • Кем работать мне тогда, чем мне заниматься? Как родители могут помочь в выборе профессии
  • Кем быть: Выбор профессии — просто или сложно?
  • Частые ошибки при выборе профессии.
  • Профориентация молодежи. Влияют ли компьютерные игры на выбор профессии?
  • Кем быть: Интересы как важный фактор в выборе профессии
  • Homo самоопределяющийся: 9 ошибок при выборе профессии
  • Как не ошибиться в выборе профессии
  • Посоветуйте тесты по профориентации для выбора профессии
  • Не сложная задача- выбор будущей профессии
  • Выбор профессии для подростка
  • Выбор профессии – это на всю жизнь?
  • Мини-эксперимент: исследование бессознательных мотивов при выборе профессии.
  • Витязь на распутье, или как помочь подростку в выборе профессии
  • Как помочь ребенку в выборе профессии
  • Характер и выбор профессии
  • Выбор профессии. Как помочь своему ребёнку.
  • Сензитивный период - время выбора будущей профессии!
  • Выбор профессии: ЕГЭ 2017
  • Выбор профессии - постановка вопроса
  • Ложку первую за маму…Как родители мешают детям в выборе профессии
  • Выбор профессии! - Как не промахнуться?!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь