Заместительские роли в расстановках приходят к человеку не случайно. Они могут представлять те его части личности, от которых он отделен.
Предлагаю обратиться к кинематографическому материалу и посмотреть, как присвоение отвергнутой части изображено в картине Григория Александрова «Весна». Актриса - Любовь Орлова – исполняет в фильме две роли: молодой артистки оперетты Веры Шатровой и ученого Ирину Петровну Никитину. Если перейти на уровень анализа, то эти две героини представляют собой две части личности одного и того же человека, которые плохо интегрированы: «…ничего веселого и развлекательного в моей работе нет, я делаю серьезное дело…», - говорит героиня в первой части фильма, идентифицируя себя только со своей деятельностью. Невероятно, но Никитина, работающая над проблемой использования солнечной энергии, о чувстве любви как аналоге этой энергии в человеческих отношениях знает только по книгам (прекрасно может цитировать фразы о любви и называть авторов цитат), но ее душа далека от этого переживания.
В этом отрывке видно, как шаг за шагом - через реплики, фразы, обстановку - она погружается в процесс переживания и открывает это в себе: в момент работы с режиссером на экране появляется Вера Шатрова, прогуливающаяся по набережной с кавалером как отражение открывшегося доступа к отвергнутой части: «… вот вот, во взгляде уже что-то есть…».
Каждая расстановка имеет свое окончание, как и репетиция спектакля, но приветствуется возможность быть зрителем других пьес, наблюдать, созерцать и еще больше интегрировать в свою личность то, что уже проявлено … главное «поносите это платье…» еще какое-то время после, «вам будет полезно его поносить» и это все представляет не что иное, как движение в глубину себя.
Собственно, идея присвоения отвергнутой части не является новой для психотерапии. Так в гештальт-терапии такая работа может, например, выражаться в присвоении клиентом своего проекционного материала через поочередную идентификацию с принимаемой и отвергаемой частями; в юнгианском анализе связь между мужской частью психики (анимусом) и женской частью (анимой) может, например, выстраиваться через проигрывание сказочных сюжетов и идентификацию с героями сказок, отражающих «недостающие» качества клиента. В расстановках, оказываясь в позиции заместителя, мы обнаруживаем, что некоторые роли, на которые нас выбрал клиент, оказались привычными, а некоторые - новыми, и это как раз и может быть нашей отщепленной частью, которую мы в жизни не в полной мере признаем. Но это не значит, что непризнание некоторых собственных сторон не оказывает влияние на нас.
Безусловно, процесс терапии отличается между собой в гештальт-подходе, юнгианском анализе, в методе расстановок, но, что, на мой взгляд, является общим для всех описанных выше психотерапевтических методологий: отвергнутые части оказывают влияние на нашу жизнь, для их открытия в себе необходим контекст и возможность побыть в «новой» позиции (роли). Причем возможность «побыть» запускает как интеллектуальное осознавание, так и процесс переживания на чувственном и телесном уровне, то есть целостный процесс изменений.
Приятного просмотра отрывка! Приходите к нам заместителями!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.