Это еще один не простой кризис в жизни ребенка. Некогда послушный маленький малыш вдруг становится неуправляемым. Те игрушки, которые он любил вдруг становятся неинтересны и более того, он начинает их ломать и выкидывать. У ребенка становится слишком активное поведение, можно это так назвать. Он кривляется, шумит, кричит, выставляет себя напоказ. Хочет быть самостоятельным, но в тоже время пока еще не отлипает от родителей. В этом возрасте начинает принимать какую-то свою роль, которую он придумал, за частую она не адекватна действительности, отсюда резкие перепады настроения, неестественность поведения и все остальное.
Откуда все это? Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка. Что это такое?
Во-первых, если до школы ребенок оснознал себя только как физически отдельный индивид, то к семи годам он начинает понимать, что и психологически он отдельная личность со своим внутренним миром, которые отличается от родителей (по взглядам, мнению и т.д.) Он начинает осваивать язык чувств и переживаний и в этом возрасте уже идут фразы "я сердит", "я грущу".
Во-вторых, ребенок идет в школу и это совершенно новая ступень в его жизни. Это его первая в жизни социализация. Ну или может быть вторая, если ребенок ходил в садик. Но садик и школа это разные вещи. Если до школы у ребенка основной деятельностью была игра, то с приходом в школу это становится учеба. И если до школы единственным о чем ему стоило разговаривать, это об игрушках, поспать и поесть. То здесь все намного сложнее. У детей идет развитие самодисциплины, когда можно говорить и что можно говорить, учиться, общаться со сверстниками, с которым не всегда можно найти общий язык. Игры останутся в жизни ребенка, но уйдут на второй план.
Однако 7 лет - это изменения не только личностно-психологические. В этом возрасте еще идут и физиологические изменения. Смена молочных зубов на коренные, рост, изменяются черты лица, мышечная сила, координация движений. Все это ребенку дает новые возможности, но и жизнь и социум ставит перед ним новые задачи, порой сложные, с которыми ребенку справится нелегко.
Основная причина кризиса в том, что ребенок исчерпал развивающие возможности игр. Они ему стали не так интересны. У него уже начинает работать не воображение, а понимание как это все устроено. И он понимает, что игрушки не дадут ему тех знаний, которые дадут взрослые. Поэтому в этом возрасте дети начинают очень тянутся к взрослым, они становятся неким культом для детей. Потому что взрослые это такие большие и сильные люди, которые все могут. Именно поэтому они не могут родителей оставить наедине, они липнут и задают кучу вопросов.
Так как для них взрослые - это некий культ, ребенок начинает учиться самоконтролю и пытаться быть похожим на взрослое общество. То есть когда дети маленькие, они могут закричать на весь вагон что хотят писать или посмотри какой смешной большой дядя, то в семилетнем возрасте уже не поймут. И дети это начинают понимать и ищут ту грань между "можно" и "нельзя". А как мы знаем, любая учеба происходит методом проб и ошибок. Именно поэтому у семилетнего ребенка появляется эта манерность и театральность поведения. И скачки от взрослого человека, который все понимает и правильно поступает до возврата в состояние малыша, который "хочу не хочу, буду не буду" и купи мне шоколадку.
У ребенка теперь есть собственное, аргументированное мнение, и он начинает свое мнение отстаивать. Это его мнение, и он требует к себе уважения! Теперь ребенку нельзя сказать просто "Делай как сказано!", требуется аргументация, и он будет возражать так же аргументировано!
Так же, не следует, если, например, вы что-то запретили ребенку, а в ответ услышали вполне аргументированный вопрос, почему тебе можно, а мне нельзя? Не говорите ему, потому что вы взрослые и вам можно или потому что я так решил (-ла). Ваш ребенок тоже вырос. Больше нет маленького малыша, который играл в игрушки и радовался вашей улыбки или делал все что вы говорили или не делал, если вы запрещали. Теперь у вас есть взрослый ребенок со своим "Я".
Что делать? Радоваться, что ребенок растет и уже повзрослел. И - готовить ребенка к школе. Не занимайтесь кризисом, это задача мутная, а просто готовьте ребенка к школе. Это задача понятная и вам, и ребенку, и решение ее будет решением всех остальных поведенческих моментов.
А главное, воспринимайте его как взрослую самостоятельную личность и будьте для него другом.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.