Реальность клиента

 Наверное можно говорить о разделении психотерапевтических подходов по отношению к той реальности, которая есть у клиента. 

Начиная от позиции, что у каждого из людей "своя реальность", заканчивая - "существует только объективная реальность для всех". 

Прежде всего, хорошо бы разобратся, а что такое "реальность"? И тут могу честно признаться, что мне приходит в голову только клинический термин  "ориентация". В себе,  в окружающем мире,  во времени. 

Если психоза нет. 

Интересно, что я могу поспрашивать это, точно узнать, что, например, сегодня  тоже самое число и год, как и мне думается. А потом попробовать спросить о мире вокруг, в принципе, сойдемся во мнении, что мы живем там то и сейчас находимся здесь. С "собой" чуть сложнее, но всякие ориентиры,  типа ФИО и профессии и национальности и других социальных ролей и этнических особенностей,  вспоминают. Ну а  прямой вопрос "кто ты? " я не задаю по причине сложностей с ответом. 

Конечно же, если это не формально-психиатрическое обследование я не задаю таких вопросов, пытаясь выяснить все это по косвенным признакам. 

И вот по критериям, казалось бы, мы с клиентом имеем отношение к одному пространству, времени, он понимает,  кто он.  И тут начинается. Мы говорим на одном языке, относимся к одному обществу, даже, может быть , социальному слою, а бывает - и национальность одинаковая, но я его не понимаю. То есть совсем. Его мысли, логика, чувства, ощущения, их восприятие,  умозаключения, выводы, вся символическая система, на которой построено это самое восприятие реальности - все это совершенно другое. 

Он приходит ко мне из-за тревоги и чаще всего из-за того, что комплекс его мировоззрения, цели и задачи и ощущения и чувства , его логика - отличны от тех, кто рядом с ним, от тех, кто его воспитывал, от тех, с кем он хочет дружить. Окружающая среда тем или иным способами его выталкивает, с  этой "внутренней" реальностью. 

И тут важно отметить, что,  как я писал в начале, весь континуум школ психотерапии можно разделить на тех, кто считает, что важно адаптировать клиента к внешней реальности, обучив его некоторым законам логики окружающего мира, внушив ему, что так "проще и легче". И действительно становится и проще и легче, поскольку появляется интерфейс между внутренней реальностью клиента и внешней реальностью мира. Но при этом в этих школах считается, что по сути, никакого разделения реальностей нет, а есть проблема научения и, может быть,  восприятия. 

Есть школы, в которых считается самым главным "подставление" реальности. Когда речь идёт не об обучении, а, скорее, о том, что существует некая система сущностных вещей, которые непреложны для окружающего мира,  при этом всё символы и вся реальность клиента принимается, но переводится на язык этой школы. В результате чего , через много лет работы, общаясь уже на общем языке, клиент и аналитик могут строить общие конструкты.

Есть школы, где речь идет о том, что внутренняя реальность клиента есть. И всё. И работа осуществляется не с тем, что нужно и важно адаптировать ее к внешней реальности, а, скорее, наоборот. Подразумевая, что именно клиент выбирает реальность для себя. 

Признавая,  что клиент лучше знает, что с ним происходит и почему,  просто важно помочь ему это знание найти. 

 Каждая из школ психотерапии важна и нужна по-своему, хотя бы потому, что отвечает возможностям и предпочтениям самих терапевтов. Нашей, коллеги, внутренней реальности. 

А сейчас, тем более, во времена интеграции такого строгого разделения и нет, а скорее есть предпочтения терапевтов видеть, с тем или иным приближением, что у клиента есть что-то свое. 

Другой разговор, насколько сложно понимать, что любая реальность клиента не нуждается в срочной переделке… 

 

 

 



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Границы личности: иллюзия, "игра ума" или объективная реальность?
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • "... не ТА" или преданность клиента своему консультанту...
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Технология Осознания Реальности для "Чайников"-2: для психологов и не только.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • Тренинг общения по телефону, обучающая игра "Угадай клиента"
  • Техника МАК "Открытие" на формирование актуального и корректного запроса клиента.
  • Алгоритм психотерапевтического консультирования клиента с психосоматическим расстройством "Аллергия".
  • Трогательный рассказ маленького клиента "Люди за стеклом"
  • Портрет клиента "Домохозяйка в кризисе среднего возраста"
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Идея "Найди дело по душе и не будешь работать ни одного дня" и ее влияние на клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь