|
О содержании понятия ЛичностьАвтор статьи: Ермаков Сергей
Все мы привыкли и уже автоматически используем такое понятие, как Личность. На бытовом уровне жизни каждого из нас или профессиональном уровне многих научных дисциплин, прежде всего, психологии, социологии и философии – то, что каждый человек Личность уже стало аксиомой и фактом, все вопросы, теории и рассуждения ведутся лишь вокруг того, какая может быть Личность, к какому типу её отнести, какими свойствами наделить, какие проблемы у неё есть. Но не встречал я теорий, хотя, признаюсь, что конечно же, знаком не со всеми теориями и исследованиями в мире, которые задавались бы иным вопросом, который, на мой взгляд, системообразующий для всего общества, - «А каждый ли человек Личность?». И уже исходя из ответа на этот вопрос, строили бы свои теоретические и практические модели. Мне стало интересно, и я начал размышлять, когда и зачем люди стали называть, считать себя Личностями. Ведь, по сути, если каждый является личностью, то само понятие человек равняется понятию Личность, и тогда какой смысл вводить дополнительный термин, который ничего нового не даёт, какой смысл называть человека не просто человеком, а Личностью? И вот к какому ответу я пришёл. Ответу, сколь очевидному, столь и затуманенному, прикрытому, от которого всеми силами, особенно в наше время насаждения иллюзий равенства и силовой терпимости, старательно принято дистанцироваться. Понятие Личность изначально предполагает разделение и обособление одних людей от других по определённым критериям. Иными словами, принадлежность к Личности – это, своего рода, честь, привилегия, «звание», достойное лучших и избранных. Ведь раз есть Личность, значит есть и Не Личность. Само понятие Личность существует очень и очень давно, ещё с древних времён, однако, постепенно менялось его наполнение и, как следствие, - сама суть. Активно стали развиваться мысли и идеи о Личности во второй половине XIX века в европейском обществе, на основе появлявшихся в то время философских направлений, позже и психология присоединилась к исследованию этого вопроса. На мой взгляд, это было не случайно. Средневековая церковная власть утратила силу, научная мысль брала своё, общество менялось. Многие европейские страны под давлением появляющихся идей и опасаясь проблем восстаний, а некоторые и через восстания, были вынуждены отменять рабство. И хотя по-прежнему оставалась чёткая классовая градация по происхождению и достатку, всё же появилось огромное количество (условно) свободных людей, и встала новая задача – создать дополнительные критерии, по которым люди более высокого положения могли быть отделены от остальных людей – более низкого положения. И на выручку пришло как раз понятие Личность. Заложенное ещё в XIX веке, суть этого понятия не изменилась и по сей день (*неужели это удивляет только меня?). Частные примеры определений приводить не стану, их легко найти, обобщу, на мой взгляд, главное: Личность – это каждый человек, прошедший определённые этапы социального взросления, то есть: ходивший в детский сад, школу, имеющий среднее специальное и/или высшее образование, имеющий профессию (специальность) и социальное положение (должность, работу, бизнес). Поскольку в конце XIX и чуть ли не до середины XX века всё это могли иметь лишь немногие, по сути – элиты, то именно они и были Личностями, тогда как все остальные оставались для них – пусть уже и не рабами, но – Не Личностями. Время шло, трудовые кадры (новые рабы) нужны были всё более технически грамотные, базовое образование становилось обязательным, из-за укрупнения городов была создана уже конвейерная инфраструктура «детские сады – школы – техникум – вуз – производство (позднее, офисы)». Эта модель встраивалась повсеместно, от Америки и Европы, до СССР и Китая. Таким образом, уже к 70-ым годам XX века – Личностью номинально стал каждый человек в любой экономически развитой (или развивающейся) стране. Но, на мой взгляд, это лишь иллюзия. Понятие Личность потеряло свой смысл, исчерпало себя, когда перестало отделять элиту от обычных людей. Можно сказать, что элиты «подарили» это «звание» простолюдинам, но Личностью люди от этого не стали. Однако современная наука, психология в частности, как стояла, так и стоит на том, что любой человек, успешно прошедший основные этапы социального взросления и есть полностью сформированная Личность, причём уже к 21 году. Однако я вижу в этом не просто нежелание науки что-либо пересматривать или менять, я вижу в этом – умысел и целенаправленный обман. Цель которого - тормозить, консервировать любые попытки людей развиваться, ведь если тебя "наградили" "званием" Личность... что ещё нужно? Я согласен с тем, что если существует Личность, то есть и Не Личность, но в отличие от существующих сейчас критериев соответствия, выделяю иные критерии. В этом материале их не рассматриваю. Возникает вопрос, кому и зачем нужно понятие Личность в нынешнем его виде? Отвечая на этот вопрос, обозначу логику рассуждений, на основе которой строилась моя работа: Итак, прежде всего, главный мой посыл состоит в том, что есть разница между: Личностью и тем понятием о личности, которое сформировано на сегодняшний день психологической наукой. Я не считаю, что психология в настоящий момент имеет дело с категорией настоящей Личности. И разница эта видится в следующем, когда «Внешняя среда» говорит о личности, то имеет в виду нечто, созданное и функционирующее по её правилам и законам, служащее удовлетворению её нужд и защите её интересов. В то время как истинная Личность не должна и не может определяться законами и правилами системы «Внешней среды», потому что Личность производная воли, желаний, чувств и самостоятельного выбора. Поясню, «Внешняя среда» в моём понимании - это совокупность социальных институтов общества, оказывающих деструктивное, подавляющее и сдерживающее влияние на процесс развития и формирования Личности человека через навязывание своих систем, норм, правил, установок запретов и долженствований, представлений об организации жизни на любом из её уровней, будь то внешние действия или же внутренний мир. Следование упорядоченным шаблонам, диктуемым и определяемым «Внешней средой» не делает человека Личностью, делает его всего лишь «заготовкой» для системы. Личностью человека делает Контроль и осознанный Выбор. Контроль через освоение и познание, и осознанный Выбор через наполнение желаемым содержанием каждого из возможных аспектов своей внешней активности и внутреннего мира. Само психологическое знание - есть продукт, созданный «Внешней средой». А потому любые рассуждения о Личности в данном случае исходят из интересов и удобства «Внешней среды», отвечая на вопрос не "что такое Личность на самом деле", а "что такое Личность для Внешней среды". Тот факт, что человек родился, жил в семье, посещал дошкольное образовательное учреждение, затем школу (начальную, среднюю, старшую), затем получил либо среднее специальное, либо высшее образование, после чего приступил к выполнению трудовых обязанностей на работе, не делает человека Личностью. Это делает человека тем, кто хорошо и успешно выполнял заданные команды и действия по образцу, не более того. Я же основываюсь на том, что на сегодняшний момент – люди не являются Личностями с рождения, влияние «Внешней среды» отнимает у нас эту возможность, более того, лишь единицы Личностями становятся в итоге. Вижу Личность – как результат целенаправленного развития человека, как итог приложения осознанных усилий к движению в самостоятельно выбранном направлении. И вот в таком ключе - Личность действительно становится привилегией, реальным званием без всяких кавычек. Такое достижение не получить по происхождению, не купить его и за деньги, да и никакое образование гарантий не даст. Стать Личностью - собственный выбор и труд.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|