Что такое личность?


Что такое личность


В психологии существует более 40 теорий личности. И когда я об этом думаю, то у меня возникает вопрос, как можно объяснить такое огромное количество теорий одного и того же явления?

С точки зрения здравого смысла было бы разумно предположить, что существует одна верная, а остальные, стало быть, являются ошибочными. Но в психологии это не так.

Да, конечно, есть разделение наук на фундаментальные, прикладные, гуманитарные. И этим самым можно объяснить отсутствие единой теории в прикладных или гуманитарных науках.

Но, на мой взгляд, здесь есть место для некоторого лукавства, которое использовал Остап Бендер, рисуя своего «Сеятеля». Понимая, что в написании картин нет единого стандарта, он апеллировал к тому, что так он видит мир. У его нанимателей хватило здравого смысла понять этот обман. Но, похоже, такого здравого смысла не хватает в психологии. И такие «Сеятели» чувствуют себя вполне комфортно на просторах психологии, неся от своих создателей остаповское «Я так вижу мир».

Давайте проследим, каким образом родилось такое количество теорий личности.

Каждое направление имеет свою собственную теорию, исходя из которой оно и строит коррекционную или терапевтическую работу. Ну, или должно строить или хотя бы опираться на свою теорию.

Всем известного Зигмунда Фрейда можно смело назвать первым практикующим (консультирующим) психологом. Он первый, кто основал свою школу именно в практической помощи пациентам. В результате своей работы с пациентами в рамках терапевтического процесса он открыл, а верней, построил свою теоретическую модель личности, состоящую из Оно, Я и сверх Я. В общем, нарисовал своего «Сеятеля».

И в результате стечения благоприятных обстоятельств это принесло ему известность, славу и уважение. И в его школу стали собираться те, кто увидел в этом для себя путь к своему профессиональному, да и личному развитию. А позже его лучшие не просто ученики, а уже и друзья, позаимствовав часть успеха самого Фрейда, назвав себя его учениками, отвергли эту теорию и создали свои собственные.

Я приведу список известных нам его учеников:
Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни.

А почему же это произошло? Ну и работали бы дальше в этой концепции. Зачем искать или придумывать новые теории, тем более входя в конфликт со своим учителем?

А происходило это так. 
Воодушевленные неофиты учения Фрейда, приступив к работе со своими пациентами, удивленно заметили: то, чему они учились в этой школе, не всегда работает, а скорей всего, и вообще почти не работает. Но отступать они были не намерены, работать хотелось, и в ходе работы, в большинстве своем методом «тыка», начали находить новые инструменты взаимодействия с клиентом. Которые явно противоречили теории Фрейда.

И дело здесь не в правильности или верности способов, а в личности самих психологов, в их личных качествах, обусловивших терапевтические отношения с пациентами. И, конечно же, такое несоответствие должно было быть устранено. Вот и стали появляться теории личности, которые бы соответствовали тем способам, которыми работали эти специалисты.

На данном этапе, проводя консультации уже в течение семи лет, я тоже столкнулся с этой ситуацией. Терапевтические (ладно, в угоду соответствующим правилам назовем их психокоррекционными) методы, помогающие клиентам, в большей своей части противоречат тем моделям личности, которые наиболее известны. Чтобы структурировать эти методы и объяснить их психокоррекционное воздействие, требуется своя собственная теория личности. И мне пришлось это сделать. Вот она в очень кратком изложении.

Личность - это совокупность способов достижения основных потребностей индивида.

В этой теории в личность намеренно не входит набор потребностей. Так как врожденных потребностей только две и они присущи всему живому: жить и размножаться. И все те цели или потребности, к которым стремится индивид, нужны только как способы достижения этих двух потребностей.

С точки зрения этой теории, личность - это конструкт номинализации или, по-другому сказать, опредмечивание глагола в существительное и придание этой категории независимого существования, что является логической ошибкой или метафизикой.

Потому что нет независимого существования личности без ее проявления
Совокупность поведения мы и называем личностью. 
Поэтому само понятие личности является ошибочным и уводящим от понимания причин поведения человека.




Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Теории личности в социальной психологии
  • Теория SELF в сравнении психоанализом, по методике Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности».
  • Развитие теории личности Э. Эриксона.
  • Истоки психологии личности - Альфред Адлер
  • Супружеская измена с точки зрения теории теории объектных отношений
  • Понятие судьбы в теории Зигмунда Фрейда
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Тайна сновидений. Просто о сложном в теории З.Фрейда.
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • В результате возрастных кризисов кто-то на себя опирается, а кто-то в этой жизни теряется
  • Что такое границы личности и зачем они нужны?
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Личность и границы личности.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Центр личности или Что такое быть гармоничным внутри.
  • Обсессивно-компульсивная личность. Отличие от других типов личности
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Дух и Психея. Духовность с позиции психологии. Здоровье личности.
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Терапевтические Теории: 4 (ошибся - 5) Основных Варианта
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Что такое расстройство личности?
  • «Есть контакт!!!» – Ченнелинг с точки зрения практической психологии
  • Обесценивание себя как личности как частный случай работы иерархического инстинкта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь