|
Работа в системном подходе: наркотическая зависимостьАвтор статьи: Глушаева Ольга Сергеевна
В начале статьи сразу стоит сказать о том, что наркотическая зависимость – это заболевание, которое требует длительного и комплексного лечения. В этом лечении, с одной стороны, принимает участие целая команда специалистов (врачи и психологи), а с другой стороны, вся семья наркотически зависимого человека. Программа лечения может включать пребывание наркотически зависимого человека в реабилитационном центре в течение 6 и более месяцев. Параллельно в течение этих же 6 месяцев другие члены семьи (созависимые) посещают группы для созависимых, где получают информационную и психотерапевтическую помощь. После выхода из реабилитационного центра наркотически зависимый человек, находясь в стадии ремиссии, может посещать группы поддержки для таких же, как он людей. Для того чтобы пройти подобную комплексную программу от зависимого человека и членов его семьи требуется большое упорство, последовательность и денежные вложения. В этом ряду мероприятий ценным и важным шагом может стать обращение к специалисту, работающему в системном семейном подходе. Это может быть семейное системное консультирование и/или расстановка. Семейное консультирование подразумевает присутствие всей семьи. Расстановка может быть проведена для самого зависимого человека, либо для кого-то из членов его семьи. Это может быть также серия расстановочных работ. Может быть проведена расстановка для одного члена семьи в присутствии других. Чем может быть полезна именно расстановка? Во-первых, расстановка дает возможность увидеть, какие деструктивные динамики действуют в этой семейной системе. Эти динамики можно выявить и в процессе семейного консультирования, подробно работая с генограммой (семейное дерево) и семейной историей. Но, то, что становится очевидным психологу, далеко не так очевидно для семьи. Расстановка делает эти динамики предельно наглядными и доступными для понимания. Во-вторых, расстановка дает возможность быстрее запустить другие, целительные и более конструктивные динамики, которые затем могут быть усилены и поддержаны всеми членами семьи, включая зависимого, самостоятельно или в ходе работы с семейным психологом в обычном формате. Рассмотрим несколько типичных (собирательных) примеров. Клиенты: семья, состоящая из 3 человек. Это отец, мать и взрослый сын, страдающий от наркотической зависимости. Запрос: сын вышел после очередного пребывания в реабилитационном центре, что еще можно сделать, чтобы предотвратить срыв. Краткая история семьи: брак для обоих супругов первый и единственный, в настоящее время оба пенсионеры по возрасту, но работают. Отец выпивает по выходным, но, как часто бывает, себя зависимым от алкоголя не считает. Сын единственный, возраст 30 лет. Стаж употребления наркотиков более 15 лет. За эти годы предпринимались неоднократные попытки лечения, ремиссия после которых была очень краткой, затем следовал срыв. Отец проживает постоянно в загородном доме, мать и сын проживают в городской квартире. Мать периодически ездит к отцу. Логика работы в системном подходе: - осознание членами семьи того факта, что в супружеской паре есть разлад в отношениях, а взрослый сын фактически находится в партнерской позиции по отношению к матери, что ему не по силам и делает невозможным его развитие, отделение от семьи и выход во взрослую самостоятельную жизнь; - осознание членами семьи того факта, что наркотическая зависимость (по сути, движение в смерть) «выбрана» (беру в кавычки, потому что здесь действуют бессознательные динамики) сыном как выход из непереносимой ситуации; - возвращение отца на партнерскую позицию по отношению к матери, разворот партнеров друг к другу для прояснения отношений; - возможность для сына дистанцироваться от обоих родителей и развернуться к собственной жизни. Клиенты: семья, состоящая из 4 человек. Это дед, бабушка, мать и взрослый сын (внук), страдающий от наркотической зависимости (в настоящее время в стадии ремиссии). Запрос: что можно сделать, чтобы поддержать ремиссию и предотвратить срыв. Краткая история семьи: родной отец зависимого ушел из семьи, когда мальчику было около 3 лет, отношения с сыном не поддерживал, умер от алкоголизма. У матери зависимого был младший брат (соответственно сын для бабушки и деда зависимого), который в возрасте 22 лет умер от передозировки наркотиков. Зависимый сейчас находится в том же возрасте, что и умерший дядя. Дед и бабушка проживают вдвоем. Мать и сын также проживают вдвоем на отдельной территории. Логика работы в системном подходе: - осознание самим зависимым и его матерью, что он находится в динамике следования в смерть за своим родным отцом, которого он почти не знал («Я как ты папа»); понимание, что в такой ситуации повторять жизненный путь отца – единственный способ для сына чувствовать свою связь с отцом и идентифицироваться с ним; - запускание альтернативной динамики: восстановление внутренней связи сына с отцом через рассказы матери об отце, поиск положительного сходства между отцом и сыном (внешность, привлекательные особенности характера), посещение могилы отца; создание другой возможности для идентификации; - осознание всеми членами семьи того факта, что потеря сына и брата, умершего от передозировки наркотиков, осталась не отгореванной и не прожитой; а также того момента, что данная фигура является в семье исключенной (эта история замалчивается, не упоминается без крайней необходимости); поскольку потеря не отгоревана, большая часть душевного внимания матери и деда с бабушкой прикована к потерянному члену семьи; живой сын и внук может быть замечен и может получить душевное внимание близких только когда «встает» на место своего дяди в семейной системе (повторят его судьбу – начиная употреблять наркотики); - запускание альтернативных динамик: позволение горевать по сыну и брату, умершему от наркотиков; разотождествление зависимого с фигурой дяди и его судьбой («Я буду помнить и чтить тебя, но у каждого из нас своя судьба: у тебя – своя, а у меня – своя»); для других членов семьи это может быть логика: «Ты был нашим любимым сыном, а это – наш внук. Он не заменит нам тебя. У тебя всегда было и остается свое место в нашей семье, а у него есть и всегда будет – свое» (для деда с бубушкой) и «Ты был моим любимым младшим братом, а это – мой сын. Сын не заменит мне тебя. У тебя всегда будет свое место в моей душе, а для моего сына – есть свое» (для матери). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|