Жизнь благодаря и вопреки

Жизнь благодаря и вопреки                                 

 Ярмарка идей для счастливого родительства.

                     "Разрешать нельзя наказывать" где поставить запятую?  Или молитва счастливого родительства.

 

      Зачиная эту статью, я вспомнила в очередной раз, свой самый первый визит к психологу. Было это давным- давно, был у меня тогда 5 летний упрямый сын, с которым мы часто конфликтовали. С этим вопросом я и обратилась к психологу. На что получила ответ: "Ругаете сына?" Ругаю. "Голос повышаете?" Повышаю. "Шлепаете?" Шлепаю!  (В этом месте, поверх тревоги за отношения с сыном, я еще обросла чувством вины) "Ну так этого делать нельзя! Понимаете?" Понимаю. Ушла я с чувством обреченной безнадеги. Мать я плохая, да еще и безнадежная, потому что понимать я все понимала, но ...

      В этом месте, уважаемые родители, у меня для вас есть  2 новости, хорошая и не очень. Хорошая - если у вас есть трудности в отношениях с ребенком, это можно поправить.  Не  очень хорошая - если вы не начнете править с себя, то ничего не поправится. Волшебная школа/сад, чудо-педагог/психолог, всесильные лекарства, новейшие методики бессильны, если вы, родители, не заплатите за изменения ваших отношений с ребенком самой ценной валютой во Вселенной - своим временем, энергией, вниманием. И еще небольшое дополнение: все не так страшно, потому что если вы продолжаете читать эту статью, то вы уже вкладываете в себя и в отношения с детьми время, внимание. То, во что вы вкладываете свои силы, то и будет процветать (бывает, что и не процветает, но обычно это значит, что инвестиция ошибочна).

    Где мы часто ошибаемся? В объяснении причин. Причин плохого поведения, конфликтности, болезни, страхов, агрессии, упрямства. Обычно это принято объяснять "недовоспитанностью", слабым контролем, "генами", например, папиными, если "папа ушел/бросил/просто плохой". Случается, и нехватка родительского попечения приводит к проблемам, в детских домах, например, или у асоциальных родителей. Но чаще всего современный ребенок " завоспитан" и "перевоспитан". С рождения (в буквальном смысле в роддоме), да даже с зачатия у ребенка мало свободы - его прослушивают, просматривают, переворачивают, разворачивают, часто даже не  дают шанса появиться на свет самостоятельно. У него нет тайны и своего пространства уже в животе у мамы. Даже если  опустить неоднозначную тему младенчества, то уже к году ребенку часто, много и со вкусом рассказывают что ему нельзя и не положено - "брать каку", "лезть в лужу",  "плакать", "плохо кушать", "расстраивать маму", ... К трем годам на детской площадке сынок или дочка усвоили, что надо свое отдать, но чужое нельзя брать, а еще нельзя лезть высоко/глубоко/грязно - нельзя! Плакать - некрасиво, кушать, что хочется - неполезно, трогать - сломаешь, бегать - вспотеешь, и т. д. Все вроде верно, одно но: мы живем в физическом мире с физическими же законами, один из них, "закон сохранения веществ" звучит: "ничто не берется ниоткуда и не исчезает в никуда". Если ребенок протянул руку за игрушкой, которую "нельзя трогать",  в нем осталась энергия незавершенного действия. Осталась и ждет. Потом были еще "нельзя" - нельзя было в лужу, снять шапку, стукнуть обидчика, крикнуть на братика ("он же маленький! Ну и что, что твой рисунок порвал!"), а надо было суп, вместо пирожка, зеленые штанишки, а не джинсы, читать, вместо рисовать, .... Не смей! Брось! Отойди! Перестань! И все эти неисполненные хотелки, сдержанные крики, недоплаканные слезы, недобеганные метры, зажатые пинки, тычки - живут внутри. Ждут часа. Занимают место. Требуют сил на удержание внутри. Как радиоактивные отходы - хранить дорого и выкинуть никак. Слышу- слышу!!! "Что же ему все позволить, чтобы на голову сел? Да он будет целый день сидеть за компом/ у телевизора/ есть одни конфеты/..."  Тут можно было бы написать еще про законы физики и силу противодействия, которая равна действию, да и правда бывает так,  что свободы выбора достаточно, а проблема есть. Определить именно ваш алгоритм построения симптома/проблемы/болезни и затем выздоровления, лучше на личном приеме у психолога. А для читателей

   Предлагаю упражнение. Посмотрите в угол комнаты, в которой вы находитесь сейчас. Посмотрите в противоположный по диагонали угол. Проведите мысленно из угла в угол  линию, где один полюс называется "позволять ребенку все", а другой "запрещать ребенку все". Посмотрите, сколько метров между этими полюсами в вашей комнате, 3-4-5-8?  Найдите на этой шкале "свободы - директивности" воспитания свое место. К примеру, если вы позволяете ребенку все от выбора шапочки до принятия решения делать или не делать уроки, где ночевать и проч - это один угол комнаты, то противоположный угол - это вы решаете какого цвета носки, что есть, где учиться, с кем дружить... Где находитесь вы между этими полюсами? Попробуйте не отвечать на этот вопрос словами,  а просто найти место телесно, "куда ноги принесут". Ближе к какому полюсу? Постойте в этой точке и послушайте, как бьется сердце, как дышится, как чувствуется вам в этом месте? Попробуйте подвинуться на шаг в одну сторону, потом в другую,  походить из одного угла в другой, постоять на разных точках и прислушаться к себе, что меняется внутри вас в той или иной точке?  Как дышится? Как стучит сердце? Где больше силы для вас? А где менее комфортно? Может вам легче дышать, когда вы левее или правее на 10-15 см? На полметра?

         Может быть теперь вы разрешите ребенку пробежать, а не пройти хотя бы 1/10 дороги к дому из садика? Или наоборот, запретите ему наконец, давать вам советы? А может разрешите съесть вместо супа булку?  Может вам даже понравится результат, и окажется, что после пробежки из сада суп съедается охотнее?

        К 7 годам обычно ребенок твердо усвоил закон: все, что я хочу - плохо, неправильно, мешает родителям. На вратах школы надо бы вешать табличку: "оставь надежду всяк сюда входящий". А у входящего в школу, часто уже и нет ее, этой надежды, надежды быть собой, слышать себя и свои желания, ошибаться, и ликовать, находя свой собственный выход из лабиринтов. И нет сил - они потрачены на удержание мегатонн энергии, сдержанных движений и чувств, которые, как следует из физики, не исчезают никуда, а удерживаются телом, которое начинает болеть, и психикой, которая перестает справляться с малейшей нагрузкой. Ну а в школе, ребенок еще и узнает, что хотеть и делать надо "как Маша, у нее тетрадь, смотри какая! И почерк ровнее! А ты вечно... " Напряжение растет, силы тают, ... Кто поздоровее, тот бодается упрямством, гиперактивностью, конфликтами. Кто послабее - становится "послушным".

    И здесь мне хочется "о бедном родителе замолвить слово". Намерения родительские - самые лучшие, прямо говоря, благие! А результат... Он есть! Но иногда не пропорционален усилиям и нестойкий.   Среднестатистический современный родитель был должен в своем детстве и в школе и дома, теперь должен на работе, и опять что то должен детям! Просто какое то тотальное банкротство и неотдаваемый вечный долг!   Да и этого  родителя самого "еще и не так воспитывали! И правильно делали!" Возможно, и правильно делали, даже точно правильно делали, потому что иначе не могли: перестройка, строительство то социализма, то коммунизма, то войны, то Голодомор ,...выжить бы, прокормить бы, сберечь жизнь, где уж там учитывать желания....         Выжили. Выросли. Потомство дали. А сами недоели, недополучили, не то получили, вот теперь то ребеночку - лучший кусочек, самый крутой английский, и фортепиано, чтобы все, чего мне хватило, о чем мне мечталось, уж ему достанется!  Читать с пеленок, английский раньше русского, бассейн и витамины, "шапочка повязана, а любви то нет"...

      Тревога - есть, забота - есть, опека - есть, а любви, как в том законе, "не берется из ниоткуда"... Той самой любви, которая шепчет: "я люблю тебя любым, даже, когда ты совсем не такой, как мне бы мечталось, когда ты упал, не смог и потерял, и даже, если ты никогда не выучишь английский, ненавидишь фортепиано и  не займешь 1 место, 2 и даже пятое;  когда ты злишься и недоволен, боишься, расстроен,  и кричишь, я принимаю тебя любым и никакие твои чувства  не отменят моей любви.  Ты самый лучший для меня ребенок и я всегда буду стоять за твоей спиной, поддерживая твое любое решение." Это молитва счастливого родительства.

      И здесь у меня опять 2 новости - хорошая и не очень хорошая :-)  Не очень хорошая - эта молитва обретает силу только в одном случае, если вы слышали ее от своих родителей. Хорошая новость - быть собой - это неотъемлемое право по рождению, которое вам по силам присвоить самостоятельно, передавая, как ценность и дар, своим детям. Непросто, но возможно. Про то, как присвоить это право, будет отдельная статья :-)

      В заключение скажу, что описанный механизм невроза (ну да, именно так он и возникает) описывает только верхушку айсберга. Под этим лежат более глубокие пласты - почему именно так ведем себя мы, наши дети, родители?

 Где лежит и у кого хранится разрешение на счастливую жизнь? Как его взять?

Почему именно так вращаются шестеренки этого хорошо настроенного часового механизма, под названием жизнь? 

Как его отрегулировать и использовать его силу?

       Ответы на эти вопросы я попробую разложить в цикле статей, но определить свой механизм жизни и инструмент его регулировки/починки лучше со специалистом.

 

                                                                        Полянская Елена, психолог,                 арттерапевт, системный семейный терапевт, расстановщик.



Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Нельзя злиться" значит "стань немножечко мертвым"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь