|
Имеет ли психолог право на гражданскую позициюАвтор статьи: Егорова Мария
Работа в психологическом консультировании больше, чем многие другие связана с мировоззренческими аспектами. Осуществление этого вида профессиональной деятельности невозможно без внутренних глубоких представлений о том, что есть человек, как устроена жизнь и проч. Есть огромная область профессиональных близких к мировоззренческим знаний, которые делают возможной помощь другим людям. Но случается так, что жизнь психолога кабинетом не ограничивается. Есть и другие сферы жизни, которые нас затрагивают, в которые мы включаемся и не можем оставаться равнодушными. Тут ещё вспоминается пресловутое «ты ж психолог», которое подразумевает, что в повседневной жизни мы должны оставаться такими же всё понимающими и всё принимающими, как и в терапевтической позиции. Но это не так! Ведь такое влияние мировоззрения на терапевтический процесс существовало всегда. Тут скорее про ситуации, когда клиент и терапевт оказываются «по разные стороны баррикад». Помню, как во время учёбы в университете одна из наших преподавателей делилась опытом о том, как ей глубоко религиозной женщине работается с атеистами. Это не ограничивает круг клиентов, это накладывает определённые особенности на сам процесс. Требует силы души, наверно так. Я думаю, какая ещё полярность мнений может особенно сильно «сыграть» в установлении терапевтического контакта. Гринпис-вегетарианство и циничное демонстративное использование животных ресурсов. Какие ещё могут быть примеры? Но для мена, конечно, особенно важна история про политику и общественные движения. С той враждебной поляризацией современного российского общества с этим же почти совсем беда. Некоторые из нас, правда, по разные стороны идеологических баррикад. Имеет ли право психолог на подобную идеологию? А если у него её нет, то что он за тряпка? Что ощущаешь, когда напротив тебя сидит и ждёт помощи человек, которому ты в других условиях и руки то не подал бы? Что делать с этими чувствами? Влияют ли они на процесс работы? Мы можем сказать, что нам как бы для психологической помощи это мировоззрение и не очень то важно. Что же тогда получается? Если мировоззрение – это то, что наполняет человека, то мы вынуждены работать с пустым сосудом? Только с формой, не затрагивая суть? А клиенты? Важно ли для них наше мировоззрение? Задаются ли они вопросом, к какому лагерю относит себя их «врачеватель душ»? Важна ли им эта информация? Или первичны только профессиональные качества? Это всё то, что вертится в голове и очень хочет найти ответы. Расскажу немножко про свой личный опыт. Мне пока везёт несказанно. Прямо или косвенно я не получаю от своих клиентов информацию о не совпадающей с моей их политической ориентации. Бывает наоборот. Как-то клиентка жаловалось на то, что такое важное событие случилось – Ходорковского выпустили, а поделиться этим не с кем. Я эмпатийно не моргнула и глазом. Но душа моя танцевала и благодарила свою судьбу!!!! Как здорово помогать тем, кто разделяет твои человеческие убеждения. В два раза больше очков в карму. Ещё совсем недавно ходила на какие-то семинары и конференции, не особо задумываясь об «идеологии» ведущих и организаторов. Но как-то семинар по домашнему насилию закончился обсуждением того, что мы говорим детям дома одну правду, а в школе им навязывают другую. И очень больно. И хочется их от боли защитить. Закончилось всё настоящей эйфорией общего взгляда на общественно-политическую обстановку. И от этого много удовольствия и радости. Но если речь об этом не заходит, а человек выполняет свои обязанности хорошо, ну что же, ок, и так тоже нормально. Много вопросов и совсем нет ответов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|