|
«Пой, мамочка, пой…», или Зачем младенцу колыбельные?Автор статьи: Светлана Федотова
Для полноценного психического развития ребенку исключительно важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире, самое хорошее, мама – самая лучшая, дом – самый родной. Главной психологической задачей младенческого периода является формирование так называемого «базового доверия к жизни» - интуитивной уверенности человека в том, что жизнь хороша и жить хорошо, а если станет плохо, то ему помогут. Уверенность в своей желанности, защищенности младенец приобретает в ходе повседневных взаимодействий с матерью. Постоянство присутствия матери, точность понимания ею нужд младенца и скорость отклика на них, теплота отношения к ребенку, многообразие телесного и словесного общения с матерью имеют очень важный смысл для всей его будущей жизни. На этом глубинном чувстве будет основан оптимизм взрослого человека, его желания жить на свете и его иррациональная уверенность в том, что все хорошо кончится вопреки обстоятельствам. Отсутствие этого чувства может привести в будущем к отказу от борьбы за жизнь даже тогда, когда победа в принципе возможна. В младенчестве формировать позитивный образ мира нужно через народный фольклор. В фольклоре колыбельных песен исходной точкой отсчета в мировой системе координат является ребенок, лежащий в своей колыбели. Закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются цели жизни ребенка, ее границы и конечность. Колыбельная песня дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил в образе людей и животных. Упорядочивание, структурирование внешнего пространства начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок. В колыбельных песнях часто очень подробно и преувеличенно положительно описывается колыбель – первое собственное место ребенка в этом мире, его исходное личностное пространство. Висит колыбель На высоком на крюку. Крюк золотой, Ремни бархатные, Колечки витые, Крюки золотые. Золотые крюки, бархатные ремни – не бытовые реалии крестьянской жизни. Они образно выражают родство детской колыбели и царского трона. Ребенок здесь подобен маленькому божеству, окруженному ценными дарами – праздничной едой: Ой, ляльки - ляльки- ляльки, В изголовье крендельки, В ручках яблочки, В ножках прянички, По бокам конфеточки Винограду веточки… В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места, а младенчество описывается как идеальное состояние благополучия. Содержание песен и речей, с которыми взрослый обращается к ребенку, имеет первостепенный смысл. Фольклорные образы очень емкие, несмотря на внешнюю простоту. Они семантически выстроены и легко проникают в самые глубины души. Пространство окружающего мира выстраивается через противопоставление теплого дома-защиты и опасного внешнего мира, куда ребенку ходить не надо. Эти два мира разделены границей – краем: Баю - баюшки – баю Не ложися на краю Придет серенький волчок Он ухватит за бочок… Тему края как важнейшую телесно-пространственную проблему малыш начинает проживать очень рано. Опознание края, как границы конкретного пространства - своего и чужого, освоенного и неизвестного, проживается ребенком через опыт собственного тела. Кроме того, понятие край является центральным в формировании восприятия предметов, поскольку способность к вычленению края, границы предмета формируется постепенно на основе манипулирования предметами. На основе предметного восприятия строится способность ребенка ориентироваться в пространстве окружающего мира. Тема края прочувствована и психологически разработана и в сказках. Они дают ребенку варианты исхода в случае пересечения края. «Колобок». «Мальчик-с-пальчик». «Кот в сапогах». В последней сказке это уже не край, за которым опасность, а граница, которую когда-то нужно будет пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, содержать своих детей и родителей. Колыбельная песня поется перед сном. В этот период ребенок находится в особом состоянии предсонья: тельце расслабляется, глазки закрываются, собственные мысли в этом возрасте отсутствуют и не мешают сосредоточиться на голосе взрослого. Состояние ребенка подобно гипнотическому состоянию. Ритм колыбельной песни, соотнесенный с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет очень важную роль. Внутренняя настройка на другого человека через ритм его движений – это самый древний универсальный и самый успешный способ психологического присоединения к партнеру. Поэтому при таком присоединении интонация, образы, слова песни беспрепятственно проникают внутрь тельца ребенка, закрепляясь в самой глубине его существа. Ребенку не обязательно понимать, он должен впустить в себя и помнить. Целостные, мощные, емкие образы останутся с ним на всю жизнь, и станут основой формирования символического мышления. То, что говорится перед сном, имеет особое значение для состояния души. Поэтому далеко не случайно самые важные тексты должны даваться ребенку перед сном, они войдут глубоко в бессознательное и станут основой мировоззрения ребенка. Становится понятным, почему русские писатели, отвечая на вопрос о главном человеке, который определил строй их души, русские писатели называют свою няню и ее вечерние сказки. И хочется спросить, какой строй души определит телевизор...?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|