Утрата и возвращение души

Утрата и возвращение души

Отсутствие души убедительно доказано «Гериартрической Белой Мужской иерархией» (Р. Уилсон). Как вариант доказательства можно привести рассуждения чеховского ученого:

Чтобы отыскать душу, нужно взять человека, которого только что распекало начальство, и перетянуть ему ногу. Затем вскройте пятку и вы найдете искомое» (А.П. Чехов).

Очевидно, что результатом подобного исследования может быть только убежденность в отсутствии души. В итоге получаем парадокс, отмеченный М. Хайдеггером:

Лежащий перед нами камень, который очевидно «есть», мы можем всесторонне осматривать и обследовать, - мы никогда не найдем в нем этого «есть». Но все же камень есть.

Со времен анимистического мировоззрения утрата души считалась главной причиной болезней. Сегодня мы не говорим о душе как субстанциональной сущности в аристотелевском смысле и воспринимаем ее как универсальную  метафору, за которой НЕЧТО, являющееся признаком всего живого.

В таком виде мы можем видеть присутствие души в философии и науке.

Это жизненный порыв у Бергсона, воля к жизни у Шопенгауэра, забота у Хайдеггера, энергия либидо психоаналитиков, реактивность, адаптивная энергия и энергетический обмен психофизиологов.

В феноменологии душа – это

...прямое внутреннее переживание… все то, что дает начало осмысленным (значащим) или экспрессивным проявлениям; единство "Я" и т.п. (К. Ясперс).

Мотив утраты души неизменно присутствует и в психиатрии как недостаточность, слабость и утрата интегрирующей силы. В одном из наиболее ранних исследований (Freusberg, 1886) утрата души предстала как "ослабление сознания" - тема, неоднократно повторенная позже во многих ключевых позициях психопатологии.

Настойчивость с которой напоминала о себе древняя метафора, ранние и современные мифы об утрате души свидетельствуют о том, что интуитивные прозрения прекрасно сохраняются в современных научных взглядах. Данный факт несколько снижает научное высокомерие по отношению к предшествующим "суевериям".

"Возвращение" души в психологию происходит с привлечением таких понятий как самость (self), идентичность, идентификации, субъект, Я, самосознание. Наиболее общим наименованием утраты души будет, пожалуй, трудность самоопределения или кризис идентичности в терминологии эго-психологии.

Мы можем занимать разные позиции в описании души, но при этом хорошо представлять себе опыт его утраты, переживание слабости, бессилия, отсутствия определенности и внутренней пустоты.

Чтобы проснуться и сказать себе утром "я проснулся", должен присутствовать некоторый некто, совершающий неосознаваемый в своей повседневности «творческий» акт. Мы обнаруживаем свое присутствие в качестве проснувшегося ребенка или взрослого, определяем себя как мужчину или как женщину, как человека обладающего теми или иными социальными характеристиками и пр. В противном случае мы как те семь подземных королей каждый раз просыпались бы в младенческой чистоте.

Тут же стоит вспомнить, что после пробуждения какая-то сновидная часть стала недоступной, исчезнув через доли секунды после открытия глаз. Что мы утрачиваем с пробуждением? По всей видимости, лишь какую-то часть своих сновидных идентификаций и обнаруживаем свое Я в новых бодрствующих ипостасях, отделенных от опыта сновидений.

Так через ежедневное обретение привычных дневных идентификаций пробуждается современный среднестатистический европеец, что отличается от пробуждения в буддийском или даоском смысле, где пробуждение наоборот равноценно освобождению от предметных идентификаций.

В европейской культуре утрата своего подлинного Я заложена в особенностях нашего существования, не терпящего пустоты и молчания и возможного лишь в предметных идентификациях.

Разнообразие идентификаций, как и наличие множественных относительно автономных Я выражает основной постулат экзистенциалистов "существование предшествует сущности" или то, что у нас вообще нет никакой "сущности", а идентичность это только существование и присутствие в нем.

Если мы говорим о проблемном существований с нарушенной идентичностью, то предполагаем ту или иную степень уклонения от своего бытия. Это нарушение переживается как слабость и недостаток интегрирующей силы, дающей поводы говорить о «расколотом Я» (Р. Лэнг).

Даже самый убежденный материалист не возьмется утверждать, что у него нет этого внутреннего интегрирующего Я. Однако именно материалист по недомыслию и привычке доверять только объективному будет наивно искать субстанциональные признаки этого Я - вес, крылышки для передвижения и прочую чепуху, приписываемую душе.  

Следует признать лишь субъективную достоверность души, без которой не существует внутренней связи между разнообразием впечатлений и переживаний, осознаваемых и неосознанных.

Постоянство в потоке впечатлений можно объяснить лишь верой в наличие души, находящейся по ту сторону каких-либо впечатлений и которое следует признать, никогда и не существовало, если мы выходим из области веры и предчувствий в феноменальный мир. Феноменология становится единственным пространством, в котором мы можем, не убегая в метафизику адекватно рассуждать о душе в психологии.

Душа всегда оказывается внутренним по отношению к предметному миру и к собственному существованию. Оно - угадываемое, но неуловимое - поддается описанию лишь в своих внешних проявлениях. У Фомы Аквинского форма, в которой предстает рефлектирующему уму Я, его полагание обозначено как «бытийствование» - понятие, со слов Ж. Маритена, «доводящее до мигрени» тех исследователей, кто не понял метафизического основания экзистенции».

В отличие от архаичных представлений о духах, похищающих душу, мы отводим им место в субъективном пространстве идентичности и связываем болезнь с рассогласованием идентификаций. Мы освобождаемся не только от религиозной метафизики, но и от материалистических причинных сущностей с независимой от человека собственной активностью.

Присутствие в своем бытие и динамическая устойчивость идентичности становятся главными экзистенциальными признаками сохранности души и психического здоровья.

Универсальная человеческая метафора – душа, проявленная присутствием, приобретает феноменологический и экзистенциальный статус, а утрата или насильственное лишение души становится проблемой психологии и психиатрии. 

В этих науках существует много моделей, объясняющих психологические расстройства и психические расстройства, но единственная реальность, стоящая за расстройством - это реальность страдания.

В древности считали, что душа испугалась чего-то, заблудилась или была похищена. Сегодня нередко оказывается, что к утрате души привели такие травмы, как инцест, изнасилование, потеря любимого человека, хирургическое вмешательство, катастрофа, болезнь, выкидыш, аборт, стресс, пережитый в бою (С. Ингерман).

Данные случаи относятся к области пограничных, или рассматриваются в рамках посттравматического стрессового расстройства. Эти расстройства обратимы, компенсируемы, поскольку утрачена лишь часть идентификаций. Несмотря на их возможную значимость и даже если лишение переживалось на физическом уровне, по прошествии шока человек способен возвратиться в свое бытие и пройти через страдание и вернуть свою душу. 

Душа, как некое "свыше того" осталась сохранной. Она лишилась только части своей проявленности и защищенности, и в этой связи есть точное обозначение травмированной личности – "человек с обнаженной душой".



Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не заводите кого-то только "для здоровья". Заводите отношения для души
  • Экзистенциализм и бессмертие души, бытие-к-смерти и вопрос о т.н. "реинкарнации"
  • "Обаяние души как основа уверенности в себе"
  • Форсайт-проект "Детство 2030": биороботу нет дела до своей Души...
  • Крик души:"Я бью своих детей!"
  • Курс лекций "Феноменология Души". Лекция 4
  • Курс лекций "Феноменология Души". Лекция 5
  • Курс лекций "Феноменология Души". Лекция 6
  • Курс лекций "Феноменология Души". Лекция 7
  • Шепот собственной души и тела, или "почему же совершенно нет сил"
  • Травма как "потеря души". Диссоциация
  • "Работа с МАК. Техника "Томление души".
  • Видение энергии души или что такое духовная "випассана"
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Эмоциональная зависимость или "черные дыры" души (из практики системных расстановок)
  • Психология капиталистической Системы - новая книга В.Лебедько "Живые Души"
  • "Ради денег или для души? Путь сердца."
  • "Уборка" души или новый фокус на Ресурсы!
  • " Лаборатория созависимости или Любовь- как состояние души"
  • "Душ" для души часть 2
  • Не "предназначение", а голос твоей Души!
  • "Мертвые души" отправляются на бал-маскарад
  • Болеют ли Боги? или "Поломки Души"
  • Умеете благодарить "от души"? Да вы эгоисты!
  • Как найти "Дело души" или Презназначение
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • "Части Души"
  • "Пространство Души" Эмоции
  • Работа с МАК "Дом Моей Души"
  • Курс лекций "Феноменология Души.Лекция 3.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь