|
Беден не тот, у кого мало… (Открывая заново известные истины)Автор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Величайшие истины — самые простые. Л. Толстой Я люблю повторять, что у клиентов есть, чему поучиться. При этом каждый следующий раз не похож на предыдущий. Очередная встреча может дать нечто совершенно неожиданное и непредсказуемое. Нередко самые запоминающиеся и драматичные моменты получаются в результате открытия истин, которые уже давно известны и изучены. Клиент обратился с достаточно классическим запросом про повышение мотивации и уверенности в своих силах. Казалось бы, что здесь может быть необычного? Намечалась довольно привычная и ожидаемая для меня последовательность действий. Однако сразу стало ясно, что стандартный расклад здесь не подойдет. У клиента был логоневроз. Новая обстановка, в которой он оказался, обострила заикание, и говорить нормально ему удавалось с большим трудом. В привычной атмосфере, со знакомыми людьми клиент практически не заикался, вообще забывая об этой проблеме. Сейчас же ему понадобилось некоторое время на то, чтобы успокоиться и прийти в себя. Проблема с речью представляла для клиента сильную помеху тому, чтобы нормально жить и идти вперед к своим целям. Встреча с подобными вещами – это серьезное испытание для человека. Испытание Верой или испытание Веры, можно называть это как угодно, но смысл от этого не изменится. Столкнувшись с чем-то, что ограничивает наши возможности и делает нас неполноценными, легче всего опустить руки и смириться. Еще легче найти оправдание жизни, где можно прекратить попытки что-либо изменить. Ведь судьба почему-то обошлась с нами несправедливо – так зачем теперь стараться и к чему-то стремиться? Гораздо проще начать обижаться на других, мир или вообще закрыться ото всех. Совсем другое дело возникает, когда некто не желает мириться со своей неполноценностью и продолжает жить как вполне нормальный человек. Такие люди просто не могут не вызывать к себе уважение. Мне особенно запомнились слова клиента о своей проблеме с речью. Эту фразу хочу привести здесь дословно: «Многие люди могут нормально говорить, но все равно не достигают своих целей». Услышав это высказывание, мне показалось, что наши с клиентом роли на какую-то долю секунды поменялись, и уже я находился в роли того, кто пришел за советом или ценной информацией для решения своих проблем. Не всегда мы говорим то, что чувствуем. Чаще всего это оказываются отдельные фразы, где-то услышанные, подслушанные или прочитанные. Если кто-то увлеченно о чем-то рассказывает, то он совсем не обязательно верит в это. Фраза, произнесенная клиентом, тем не менее была наполнена убежденностью, что и произвело на меня впечатление. Конечно, это могли быть слова родителей, врачей, друзей, коллег или еще кого-либо. На самом деле это не имеет значения. Слова могут произноситься и просто так, без веры в их основе. Но когда нечто сказано конгруэнтно сути этой фразы и подкреплено эмоциями, то не возникает больше сомнений в том, что человек «произнес что-то не ради того, чтобы просто произнести». Клиент по сути преподал мне урок Веры одной своей фразой. Он считал, что может достичь своих целей, даже в случае, если у него не получится преодолеть свой недуг. Именно поэтому ему нужно было повысить мотивацию и уверенность в себе. Другим уроком было умение ценить то, что имеешь. Действительно, ведь множество людей бросают попытки чего-то достичь, однажды столкнувшись с неудачей. При этом у них есть все, что нужно. Например, та же способность нормально говорить. Часто люди не ценят того, что имеют. «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» - афоризм позапрошлого века от Козьмы Пруткова актуален и по сей день. Но многие идут еще дальше и начинают не просто печалиться по поводу того, чего у них нет, а даже расстраиваться по поводу того, что у них есть, но недостаточно. Сам замечал за собой подобные вещи. Думаю, что найдется немало тех, кто скажет, что хотел бы иметь чего-то больше, лучше, качественнее и т.п. Однако встреча с людьми, подобными моему клиенту, отрезвляет и заставляет задуматься об еще одной известной истине. Суть ее замечательно передает следующий афоризм от Сенеки: Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало. Когда мы сравниваем себя с кем-то еще, то можем неосознанно начать вешать ярлыки. «Я лучше», «он хуже», «они лучшие», «я ничего не стою, потому что хуже всех» и т.п. В бесконечной гонке за первенство никогда не обрести спокойствия и удовлетворенности собой. Даже если поднимешься на вершину, то начнешь вместе с успехом испытывать ежедневный стресс, что кто-то может тебя превзойти. Собственные успехи и достижения не вызывают особого удовлетворения, потому что хочется получить еще и еще. Выход здесь только один – перестать сравнивать себя с другими и принять свою уникальность и неповторимость. Даже физическая неполноценность может превратиться из досадного ограничения в достоинство. Но только при условии веры, совмещенной с желанием и отсутствии малейших попыток сравнивать себя с кем-то еще. В заключение приведу вдохновляющую историю про сына Наполеона Хилла. Последний известен на весь мир своей книгой «Думай и богатей», а также множеством трудов по изучению мотивации. Сын Наполеона Хила родился без ушей - абсолютно глухим. Врачи вынесли свой вердикт –мальчик никогда не сможет слышать и соответственно говорить.Этот вывод был безапелляционным, он звучал как приговор! Но Наполеон, посвятивший всю свою жизнь, учению достигать поставленных целей, не мог смириться с этим вердиктом. Он бросил вызов мнению врачей и поставил перед собой, недостижимую цель – мой сын будет слышать и говорить! Но как исправить ошибку природы – об этом Хилл не знал ничего. Наполеон искал ответ на мучивший его вопрос и постоянно думал, как найти выход из этой казалось совсем неразрешимой ситуации. Он знал, что одно из самых сильных стимулов в жизни любого человека это желание. И он решил, внушить желание слышать своему сыну Блэру, а так - же веру, что это возможно! Ребенок рос и в возрасте, когда все дети начинают агукать, не делал никаких попыток, чтобы произнести хоть звук. Но наблюдательный Наполеон все-таки заметил, что у ребенка есть реакции на звуки. Это проявлялось, когда они включали старенький патефон, сын зажимал в зубах переднюю кромку корпуса проигрывателя, и знаками просил повторить понравившуюся ему мелодию. Это объясняется научным принципом «костной проводимости» звуков. Значит хоть немного, но Блэр все-таки слышит. Хилл обнаружил, что ребенок может слышать, когда ему произносят слова, приближая губы к тому месту на голове, где находится внутренний канал уха. Тогда отец начал внушать сыну желание слышать и говорить. Вместо обычных сказок, он рассказывал истории, которые говорили, о том, что все наши недостатки, это будущие достоинства, и когда придет время, сын обязательно сможет воспользоваться этим преимуществом. Блэр подрастал, и со временем стал слышать лучше, но по прежнему не мог говорить. Когда ребенку исполнилось 7 лет, он стал уговаривать родителей позволить ему продавать газеты, но жена Хилла была против – «Улица опасна для глухого ребенка»! Однажды родители вернулись поздно, когда сын уже крепко спал. В его ручонке были зажаты монеты. Он заработал их сам! Днем, Блэр вылез через окно и отправился на заработки. Он взял в долг деньги у сапожника, купил на них газет, продал, потом на эти деньги снова купил и опять продал. Ребенок продавал газеты до позднего вечера. Прибыль в конце дня составила 42 цента. Мать, увидев в руке сына деньги, и узнав их происхождение – расплакалась. Она, наверное, представляла себе опасности, которые подстерегали сына в этом бизнесе. Зато отец был горд и счастлив – он смеялся от души: «Это успех! Значит - мои усилия были не напрасны!» Ведь самооценка сына в этот день поднялась на 100% - он начал собственное дело и провел его весьма успешно! Он нашел те преимущества, которые давала ему глухота. Когда ребенок пошел учиться, родители приняли решение отдать его в обычную школу, а не в школу для слабослышащих. Руководство школы сопротивлялось, ведь для обучения этого ребенка, учителям приходилось громко говорить ему прямо в ухо. Но Наполеон был непреклонен, его сын должен расти и учиться как все нормальные дети. Ребенку купили слуховой аппарат, но пользы от аппарата не было. Желание сына и отца посылало сигналы в космос – ошибку природы можно исправить! И вот однажды производитель слуховых аппаратов прислали новую модель. Блэр не спешил ее опробовать, сказывалось разочарование предыдущих попыток. Нехотя мальчик собрал аппарат и надел его на голову. И, вдруг… мир изменился – он наполнился яркими красками звуков! Мальчик впервые слышал так же отчетливо как любой нормальный человек. Он впервые в жизни мог свободно разговаривать с другими людьми, а им не нужно было кричать, чтобы быть услышанными. Но это еще не конец истории… С раннего детства Наполеон Хилл внушал сыну, что все свои недостатки и неудачи можно преобразовать в достоинства и победы! А значит, что сын Хилла еще не разгадал загадку до конца. Наше подсознание настолько зависит от мыслей, которые внушают нам или мы внушаем себе сами, что в его недрах происходят такие вещи, о которых мы и не подозреваем, пока не увидим результат. Подсознание мальчика непреклонно вело его к победе! В порыве чувств он написал письмо производителям аппарата и с энтузиазмом описал свои ощущения и поблагодарил за это чудесное устройство. Письмо мальчика было настолько проникновенным, что руководство компании–производителя пригласили его на фабрику. Там Блэр поделился своей идеей с главным инженером. Суть озарения мальчика заключалась в том, что он хотел помочь многим глухим обрести радость слышать. Ему нужно было донести свою историю до миллионов глухих людей. Его идея понравилась производителям, и они предложили Блэру исследовать систему маркетинга кампании, чтобы найти способы правильно донести возможность слышать многим людям. Юноша проанализировал информацию и составил бизнес-план. Прочитав этот план, руководство компании немедленно заключило контракт с Блэром. Сын Хилла в последствие организовал обучающие курсы, на которых он передавал желание и веру слышать и говорить, многим другим людям. Он посвятил всю свою жизнь служению глухим людям. Его идея так - же дала ему хорошую работу с очень приличным заработком. Блэр победил! Наполеон Хилл вспоминал: «При рождении сына – детский врач, сказал: «Ребенок НИКОГДА не сможет ни слышать, ни говорить». Много позже известный, по таким заболеваниям, доктор Ирвинг Вурхис обследуя Блэра, был изумлен, насколько хорошо говорит и слышит мой сын».
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию
Другие мои статьи:
Еще более 100 статей Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|