|
Обесценивание в работе детского психолога.Автор статьи: Остапенко Татьяна Александровна
Обесценивание в работе детского психолога.
Встречались ли вы с обесцениванием в своей работе? До недавнего времени я встречалась с ним регулярно. Я веду детские коррекционные группы. Они продолжительные – 9 месяцев. В процессе работы с детьми, конечно, предусмотрены и встречи с родителями. Но всегда найдутся те, кто пытается улизнуть от таких встреч. А потом, когда группа подходит к концу, я слышу от них фразы типа: «Да, все стало намного лучше, он же вырос и ума поприбавилось. Вот поведение и изменилось.» или «Мы же школу сменили вот друзья и появились». И создается ощущение что ты тут совсем не причем. А иногда прямо так и говорят : «Год проходили зря, ничего не изменилось». Так что же такое обесценивание? Обесценивание — это один из механизмов психики, при котором мы снижаем (а то и вовсе отрицаем) значимость того, что на самом деле для нас очень важно. Обесценить можно всё подряд: людей, эмоции, достижения. Это средство, которое помогает нам сохранить себя и избежать соприкосновения с непереносимыми чувствами. Что непереносимого в изменениях ребенка? Самое страшное это то, что признание изменений у ребенка автоматически требует измениться и самой семейной системе. Это значит что нужно что то делать. А меняться готовы не все. Гораздо выгоднее поменять ребенка, ничего не делая самому. А еще очень неприятно признавать, что я МАМА не смогла, а у совершенно чужого человека получилось наладить контакт с ее кровиночкой. И не просто наладить, но и что то изменить в его жизни.
Логика этого механизма такова: пусть я лишусь чего-то важного, пусть обижу другого, но сохраню себя от разрушенияизменения. И мы это делаем — идём на любые жертвы, лишь бы сохранить свою самооценку, лишь бы не испытывать боль. Обесцениваются чувства. Нас никто не учил справляться с «негативными» эмоциями. Мы не знаем, как переживать собственную боль. Зато мы отлично умеем «затыкать» неугодные чувства (и свои, и чужие) при помощи обесценивания.
Часто мы обесцениваем чужое горе, потому что боимся в нём потонуть. Но и чужой успех мы тоже обесцениваем, потому что кто-то смог, а я нет.
Было время, на заре моей работы, когда я переживала от таких родительских заявлений. Потом я подумала о том как я могу сделать так, чтоб результат видели сами родители, а не я говорила им об этом. Курс длинный и многие родители элементарно забывали с чем они пришли и каким ребенок был в начале работы. Сначала у меня появилась анкета с вопросами из детского анамнеза. Были еще два вопроса, которые всегда приходится прояснять. Первый- что по вашему мнению должно измениться в жизни вашего ребенка? И второй- как вы это увидите? Особенно интересны ответы на второй вопрос. Что только родители не пишут: по тестам, вы мне скажете, люди будут говорить. Приходится прояснять и объяснять как и на что нужно смотреть и какие изменения могут происходить с их ребенком. Это дает возможность родителям замечать малейшие изменения в их ребенке. А еще был разработан чек-лист. Это перечень проблем с которыми обычно приходят родители. Его заполняют в начале работы и в конце (когда группа завершилась)на родительской встрече я даю его еще раз. Теперь родитель видит с чем он пришел. Я прошу его еще раз посмотреть что он отметил в начале нашей работы и отметить что изменилось. Что то могло исчезнуть и даже забыться, что то изменилось незначительно, что то могло остаться. Но делает это сам родитель! И тогда он видит ДО и ПОСЛЕ, что было и что стало. И делает выводы сам! В моей практике такие чек-листы значительно снизили обесценивающие разговоры. Возможно вам они тоже помогут. А может наведут на мысль и вы придумаете что то свое.
Чек-лист «Детские трудности» Фио ребенка, дата рождения_________________________________________________
Общение
Обучение
Физиология
Эмоциональная сфера
Моторика
Если есть что-то еще, допишите ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|