|
Как забота может означать безразличие?!Автор статьи: Щавлик Нина Анатольевна
Любое живое существо, появляющееся на свет, нуждается в чьей-либо заботе о нем. Пусть то икринка, птенец или ребенок. Всем им необходимы определенные условия для развития, рождения и взросления. Дольше всех в пристальном внимании и заботе нуждается человеческое потомство. Благоприятных условий рождения для него недостаточно, чтобы развиться в полноценную личность. Должно пройти немало времени, прежде чем рожденный человек сможет самостоятельно распознавать и адекватно удовлетворять свои потребности и желания, позволяющие, в свою очередь, осознавать и принимать себя и других людей. Как это происходит? Сначала родители или люди опекающие ребенка по едва уловимому поведению понимают его желания и потребности. Все родители, если их спросить, ответят, как вел себя их ребенок, когда хотел есть или собирался оправиться, т.е. они распознавали его потребности и старались вовремя их удовлетворить. Это забота о ребенке. Затем ребенок научается распознавать и обозначать то, чего он хочет или в чем нуждается в данный момент. Всем известны требования чада «Пить!», «Дай!», «А-а-а». Так ребенка научают общаться, взаимодействовать с этим миром, и в приемлемой обществом форме удовлетворять свои потребности. В этом тоже забота о ребенке. По мере развития и взросления человека расширяется и усложняется спектр его потребностей и желаний, и возможности их удовлетворения также растут. Неужели и теперь истинно заботящийся родитель должен стремиться продолжать удовлетворять потребности чада по первому его требованию? Если да, то очень скоро родитель станет перед неизбежностью исполнения желаний сразу двух взрослых людей, своих и собственного чада. Хватит ли на это сил? Будет ли жизнь родителя в таком случае полноценной? В чем же теперь, после того, как взрослый научил ребенка распознавать, обозначать и в минимальной степени удовлетворять свои потребности и желания, состоит его забота? Для полноценного развития ребенку необходимо не только осознавать свои потребности и возможности мира, но и уметь соизмерять их. Умение соизмерять неотделимо от прожитого опыта. Чем больше и чаще ребенку дается свобода выбора, свобода принятия решений и как следствие свобода несения бремени ответственности, тем качественнее, осознаннее и гармоничнее будет его жизнь. Если же продолжать выбирать способ удовлетворения потребностей за ребенка, то, как минимум, в силу развившейся сложности и нюансированности желаний можно неверно их истолковать а, следовательно, ложно удовлетворить. Таким образом, случается игнорирование потребностей горячо любимого чада. Отсюда вытекает простая логика в размышлениях ребенка: · Если мои желания игнорируются, то зачем мне их уметь распознавать. Все равно я получу не то, что хочу. · Если мои желания игнорируются, то зачем мне понимать и учитывать желания других. · Если я не могу иметь собственные желания, то зачем мне учиться их удовлетворять, тем более, что меня лишили возможности делать это.
Что же получается? Каждый родитель, заботящийся о благополучии своего ребенка, желает видеть его здоровым, умным, а главное счастливым. Личностью. А в результате? В результате существо, которое не умеет распознавать свои желания, т.е себя в этом мире, не умеет гармонично сосуществовать с другими людьми, а главное не желает что-либо вообще делать, т.е. ему безразлична его собственная жизнь. Так как же забота может означать безразличие?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|