В этом примере представилась возможность поработать методом Сергея Владимировича Петрушина. Работа была проведена с использованием «волшебных (как я их с большой любовью и благодарностью называю) пластинок» (Автор метода Сергей Владимирович Петрушин, доктор психологических наук, и его авторское название этого метода «Метод «стеклянных пластинок»») [1, с. 70]. Консультация была незапланированной, а происходило все следующим образом: Я обратилась за помощью в изготовлении тех самых «волшебных» пластинок к одному моему хорошему знакомому – Мастеру «Золотые руки». Через несколько дней он принес мне готовый заказ – 5 замечательных, гладко отшлифованных пластинок из оргстекла – нужной формы и указанного размера. Я поблагодарила его и, разговорившись, мой знакомый стал рассказывать мне ситуацию, произошедшую с ним сегодня утром. Я, внимательно слушая и все еще держа пластинки в руках, вдруг понимаю, что это то, что нужно и так все и должно быть. Дальше происходило следующее: Мой знакомый, моментально превратившийся в Клиента (с его полного согласия и с большим энтузиазмом с его стороны) рассказывает: К.: Утром поругался с матерью. Т.: А что случилось? К.: Да она разговаривала на кухне по телефону со средней сестрой и опять учила ее жить, говорила как правильно, опять лезла в ее жизнь. * Эмоции нарастали. Рассказывая утреннюю ситуацию, мой Клиент как будто заново переживал ее. Он резко и бурно жестикулировал руками, почти кричал – в общем гневался сильно. Т.: Да, да, (кивала я), продолжай, пожалуйста… К.: Она вообще всегда ко всем лезет, сколько раз я говорил ей, чтобы оставила нас всех в покое и не лезла к нам, не мешала жить. Т.: И что ты сделал? К.: Стал говорить ей это, когда она закончила свой разговор с сестрой по телефону, и мы поругались. После чего она ушла в свою комнату и стала опять звонить сестре, наверное, уже старшей. Т.: То есть, правильно ли я тебя поняла, что после того, как ты ей все это озвучил, ничего не изменилось, кроме того, что вы разругались и у обоих было испорчено настроение? И она все равно ушла звонить и продолжать делать то, что делала и раньше? Так? К.: (задумавшись) – Конечно! Я же говорю – она ничего не понимает и все равно поступает по-своему (все еще злясь, говорил Клиент, поражаясь, видимо, моей недогадливости и непониманию). Т.: Хорошо, (сказала я), - давай все это нарисуем, а ты поправляй, если что не так и подсказывай. К.: Хорошо (заинтересовавшись)!
Я беру сначала лист бумаги и рисую жирную точку (комментируя при этом все происходящее Клиенту) – это Ты (Рис. 1, Точка 1). А это (и веду линию) – твои отношения с мамой (Рис. 1, отрезок 1-2), еще Точка 3 (отношения со средней сестрой, Рис. 1, отрезок 1-3) и аналогично отношения со старшей (Рис. 1, отрезок 1-4).
Т.: Пока все верно? К.: Да-да. Т.: Ты согласен, что можешь действовать во всех этих направлениях, что это твои взаимоотношения с каждым членом твоей семьи? К.: Да, конечно. Это мне понятно.
А дальше я соединяю (можно другим цветом) точки 1-3, 2-3 и 3-4 (отношения матери с обеими сестрами Клиента и отношения между самими сестрами. На бумаге получается следующее (Рис. 1)
Рис. 1
К.: Вот! Правильно! Я же говорю – как все запутано и как тут разобраться!? Вот мы и есть в этом квадрате и все ссоримся постоянно!!!
1) Я беру пластинки и рисую отношения, которые касаются только самого Клиента (Рис. 2):
Рис. 2
2) Вниз подкладываю пластинку с отношениями мамы со средней сестрой (Рис. 3, синяя линия 2-3):
Рис. 3
3) Еще ниже подкладываю 3-ю пластину с красной линией 3-4 (отношения между сестрами, Рис. 4) и отношения между мамой и старшей сестрой (Рис. 4, Отрезок 2-4, зеленая линия):
Рис. 4
Показываю Клиенту.
Т.: Этот квадрат? К.: Ну точно, он. Я и говорю (возмущенно и непонимающе, все еще удивляясь моей недогадливости). Т.: Ты видишь картину сверху, потому она тебе и кажется такой: запутанной, неразрешимой, т.к. все тесно переплетено и взаимосвязано. Так? К.: Да. Т.: Помнишь, в самом начале нашей беседы, мы с тобой рисовали только твои взаимоотношения с каждым членом твоей семьи? И ты согласился, что здесь ты можешь действовать, делать что-то, решать, обсуждать, строить – одним словом – ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ? К.: Да, конечно. Т.: Вот, возьми тогда, это твоя пластинка. Здесь и только здесь ты можешь взаимодействовать.
И отдаю ему верхнюю пластинку, Рис. 2. Остальные пластинки при этом остаются у меня в руках. Клиент в недоумении долго разглядывает свою пластинку и что-то думает. К.: А эти как же? (указывая на оставшиеся у меня в руках). С ними что? Т.: А ничего (бодро отвечаю я). С ними мы ничего не можем сделать – ни ты, ни я. Вот это - отношения мамы (это ее пластинка, ее поле деятельности). Вот это – пластинка сестер и т.д. Я убираю их. К.: (в шоке, через некоторое время) – Так это что же – утром я «долбился» в чужие пластинки, сам лез в чужие отношения и не в свое дело? За что и получил? Т.: (я молчу) К.: Я, получается, постоянно «расшибаю себе лоб», вмешиваясь в то, что меня вообще не касается и не имеет ко мне никакого отношения? Т.: Вот, верно подмечено – «расшибаешь лоб», или, иными словами, - тратишь время, нервы, усилия и все – напрасно. Все силы уходят туда, где ты все равно ничего не можешь сделать, потому что это не твои отношения. К.: Я понимаю теперь, я полез не туда и в результате – с мамой ничего не изменилось, а поругаться – поругались, отношения с ней испортились…
Мы еще немного порассуждали на эту тему. Я даже было решила, что не видать мне моего заказа («волшебных пластинок») – как собственных ушей! Поскольку мой знакомый, как мне показалось, не хотел ни на секунду больше с ними расставаться. Когда я осторожно коснулась этого вопроса – он засмеялся и успокоил меня. Сказал, что образ этих пластинок теперь всегда у него с собой – в его в голове. После чего мы вместе с ним нарисовали еще одну пластинку – уже его собственное поле действий (поле его взаимоотношений) и вот что у нас получилось (Рис. 5):
Рис. 5
Такое «Солнышко» с множеством лучей нам обоим очень понравилось и даже ободрило и вдохновило как-то! Здесь отношения Клиента и с его родными, и с любимой, и с друзьями, и с коллегами по работе и многие другие. А поскольку – этот образ теперь в его голове – он сам уже вправе рисовать свое «Солнце», изменять свою жизнь, свои отношения, добавлять что-то новое или менять. Но только на своей волшебной пластинке, не стучась в другие, не «вламываясь» больше бесцеремонно в чужие жизни и отношения и не расшибая себе лоб!
Перед написанием статьи мы созвонились с моим драгоценным Клиентом (Мастером «Золотые руки») и я узнала следующее: Отношения с матерью у него наладились и, по его словам, его вообще как-то мало стали беспокоить семейные неурядицы между сестрами и матерью с ними («я о многих даже не знаю или не слышу», - говорит он). Еще я задала ему вопрос: «А что изменилось в его окружении, в его личных взаимоотношениях с другими людьми? Есть ли что-то такое?». Дело в том, что за время, прошедшее после этой незапланированной консультации, у меня родилась гипотеза, которая заключалась в следующем: Освободившиеся: время, эмоции, энергия и усилия Клиента, уходившие на «чужие» в данном случае отношения (напрасные «расшибания лба») – должны были каким-то образом трансформироваться и быть направлены в другое русло. Только как и куда? Может быть – на развитие своих отношений во всех сферах своей жизни? На обретение новых связей, новых отношений или укрепление и развитие старых? И вот что я услышала в ответ: Сам Клиент до этого вопроса об этом не задумывался (это и предполагалось, так как все должно было идти своим чередом и очень естественно). Но, подумав и проанализировав, Клиент подтвердил, что изменения есть. На работе к нему впервые стали обращаться напрямую (то есть как будто он стал открыт для людей, для общения, для решения каких-то вопросов – я сразу представила освободившееся место для новых лучиков на его волшебной пластинке!). Позже он перезвонил и еще долго рассказывал такие события, которые он сразу даже и не связал с консультацией: за эти две недели он перестал бешено (со слов Клиента) ревновать ко всем свою любимую девушку. Раньше это доходило до безумия: он вызванивал «соперников», угрожал им, постоянно проверял ее телефон или страницы в социальных сетях. А сейчас он (представив это сооружение из пластинок) понял, что это все чужие пластинки и он опять напрасно «расшибал себе лоб», пытаясь решить что-то в чужих отношениях. От этого сами отношения с девушкой становились только с каждым днем хуже и он искренне не понимал почему. Ведь он так сильно ее любил. А сейчас он, представляя свое поле деятельности (на своей волшебной пластинке) – видит линию взаимоотношений с любимой – такую яркую линию, насыщенную теплыми красками («Это, говорит, такая яркая, жирная черта стала, даже как дорога!»). «Я и заметил, что почти перестал ревновать ее к несуществующим (оказывается!) отношениям и стал больше, наоборот, вкладываться только в наши отношения с ней (заботой, вниманием и спокойной такой, искренней любовью, направленной только на нее, свою любимую). И еще – у меня сил как будто больше стало, идей откуда-то очень много новых в голове. Спасибо огромное!». Это только мой первый случай и пример работы с изобретением Сергея Владимировича Петрушина и говорить о какой-либо статистике конечно еще рано. Но, тем не менее, первоначальная гипотеза имеет место быть и имеет право на существование. Вот еще несколько вариантов «волшебных» пластинок (Рис. 6, 7, 8, 9), которые могут быть использованы в качестве заготовок в ходе консультирования в различных ситуациях (при разрешении «любовных треугольников», во взаимоотношениях с детьми и коллегами, в супружеских отношениях и т.д.):
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Подводя итоги, можно сказать, что «волшебные пластинки» Сергея Владимировича Петрушина прочно засели теперь и в моей голове и, сталкиваясь в процессе общения и взаимодействия с окружающими людьми, я точно знаю – на какой я пластинке сейчас и/или куда мне не следует лезть. Это бережет мой лоб (я с каждым днем все меньше его расшибаю!), а также мои нервы, душевное равновесие и отношения с дорогими мне людьми! Чего и всем вокруг желаю!
С уважением и наилучшими пожеланиями, Юлия Терёхина.
Список литературы: 1. Петрушин С.В. «Любовь и другие человеческие отношения», г. Санкт-Петербург 2004 г.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.