Магический театр сознания

В октябре в Москве прошла 12-я конференция Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии. Владимир Майков, руководитель АТПП, рассказал нам о целях конференции, о том, чем занимается трансперсональная психология и о том, какие три пьесы играет человек у Фрейда, Юнга и Грофа.

Владимир, расскажите, пожалуйста, о задачах конференции. Что вы хотели донести до людей, проводя её?

Тема прошедшей конференции – Между Светом и Тенью, Магический театр сознания. В ней мы сконцентрировались на том, как устроено сознание, как устроена внутренняя территория человека, и как она связана с театром, волшебным миром искусства.

Почему метафора «театр» столь уместна для описания того, что происходит в нашем внутреннем мире? Почему введённое Германом Гессе в 1927-м году в последней части романа «Степной волк» представление о магическом театре оказалась одной из ключевых метафор для развития театра вообще? Метафорой, продвигающейся в XX веке и ХXI веке через творчество Антонена Арто, Ежи Гротовского, через романы Джона Фаулза, через магический реализм латиноамериканского романа, через многочисленные фильмы в жанре фэнтези.

Для понимания сути этой темы нам достаточно вслушаться в слово «театр», которое вошло в европейские языки из греческого. По одной из версий оно происходит от двух слов. Теос (бог) и атриум (центр жилища). По другой связано с «виденьем» и «зрелищем». В числе самых первых театров – храмы, связанные с богом Асклепием в древней Греции. В этих театрах происходило исцеление. Театр стал концентрацией жизни и «питал» сознание людей.

Но никакой внешний театр был бы невозможен, если бы он уже не существовал с древнейших времён в виде внутреннего устройства сознания. Каждый из нас снимает фильм под названием «Моя жизнь», в которой он и режиссер, и главное действующее лицо, и играет одновременно все роли. И множество спектаклей, которые играет человек на протяжении своей жизни, объединены творчеством. Таким образом, на конференции мы исследовали триединство: театр, сознание и творчество.

С какими психологическими концепциями связана эта тема?

В каждом из нас мы могли бы найти три театра – театр Фрейда, театр Юнга и театр Грофа. Театр Фрейда, или классический психоанализ – драма жизни. Театр Юнга – это мир архетипов, мир поиска целостности. Мир, распахнутый всей культурой, всем смыслом. И театр Грофа, трансперсональный театр – театр космической игры, описанный прекрасно в его одноимённой книге «Космическая игра».

Все мы имеем свои земные задачи, связанные с осуществлением земной жизни. Здесь уместен язык психоанализа, язык транзактного анализа Берна, язык психодрамы Морено, язык плейбек-театра и множество других направлений психотерапии и театра, которые оперирует биографическим аспектом жизни.

Но каждый из нас одновременно, как описал в романе «Улисс» Джеймс Джойс, участвует в драмах архетиповых, в коллективном бессознательном. «Архе» означает первоначальные типы, через которые мы воспринимаем ситуацию. Каждый из нас одновременно проживает сказочную жизнь. Мы соединяемся в сказаниях, в древних приданиях, которые являются глубинными, общечеловеческими образцами того, как нам жить. На основании этих глубинных схем мы принимаем решения.

И, конечно же, существует театр Грофа, театр, связанный с духовным путём, с преодолением любых ограничений. Подобные пьесы сознания представлены, например, в фильме «Матрица». Мы помним, что главный герой проходит своего рода мистерию Христа, повторяя его подвиг; несёт новую весть для того, чтобы освободиться от запрограммированности, от власти матрицы.

Разные направления психотерапии и искусства могут быть соотнесены с этой повторяющейся схемой, через которую мы все воспринимаем реальность. Она соответствует первой в истории человечества первичной классификации внутреннего мира. Так, в шаманизме есть мир нижний, мир средний и мир верхний. Поэтому правомерно говорить о трёх театрах, о трёх фундаментальных пьесах, о структуре и картографии этих пьес.

То есть первый уровень театра – это происходящее в нашем индивидуальном бессознательном, второй уровень – взаимодействие с архетипами, и на третьем уровне мы выходим в надличностный слой психики?

В целом правильно. Есть три театра, и они соотносятся с расширенной картографией Грофа. Но реально ситуация более интересна, потому что, например, у Юнга внимательные исследования показывают наличие двух театров. Один из них – мифический театр, который связан как раз с архетипами, с коллективным бессознательным. А другой театр – это театр экзистенциальный, он связан с поиском человеком своей целостности. То есть если первый театр Юнга – доличностный, то второй – личностный по направлению к личностной целостности. И совокупность этих двух театров описана в Магической театре, в последней части Степного волка.

В современной литературе существует большая путаница вокруг этого вопроса. И у Фрейда, на самом деле, присутствует два театра. Первый театр – обыденный, общечеловеческий, земной – это человеческая комедия. И у Фрейда же мы могли бы найти элементы экзистенциального театра. Экзистенциальная ситуация прежде всего связана с поиском человеком смысла. С принятием ответственности, с выбором, со знанием своей смертности и всех проистекающих из этого характеристик человеческой жизни.

Экзистенциальный театр наиболее интересно представлен в произведениях Достоевского. Это прекрасно описано в книге Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». Или, например, мир Сёрена Кьеркегора – он дан в книге Льва Шестова «Киргегард и экзистенциальная философия».

Трансперсональный театр представлен в книге Грофа «Космическая игра». Откройте и любые тексты мировых духовных событий. Жизнеописания святых, их мучения, страсти святого Антония, жизнь Терезы Авильской, её классический трактат о небесном замке, о восхождении духовности. «Божественная комедия» Данте. Это всё карты трансперсональных драм и пути человека к совершенству.

Важно также понимать, что существует классическая, описанная Кеном Уилбером, ошибка неразличения между тем, что «выше» общепринятой реальности и тем, что «ниже» ее. Кен Уилбер говорит, что с точки зрения личности, если отождествляться со своей дневной жизнью, Я – это совокупность тех ролей, которые мы играем в дневном мире. Если же человек плохо знает мир ночи, своё бессознательное, называет это мистикой, если человек не знаком с высшими ценностями и состояниями, не занимается медитацией, то для такого человека, для его Эго – всё, что выше и всё, что ниже – это одно и то же. Это просто не-Эго. И такой человек скажет, что мифическая жизнь – это то же самое, что и высшие духовные вещи. Поэтому с точки зрения, например, материалистического учёного, пророк Мухаммед или Иисус Христос – это психически больные люди.

Но у того же Юнга существует театр, который относится к высшим ступеням реализации личности, к обретению целостности, Личность собирается из кусочков, из ролей, которые мы играем, и достигает акме – извечного европейского идеала зрелости. Поэтому у Юнга есть два театра – мифический театр и театр экзистенциальный. Но с точки зрения рациональной психологии, Эго, которое плохо различает эти уровни, это один и тот же театр. И тогда мы высшие ступени развития личности редуцируем в мифические, пытаемся понять их на основе мифических представлений. А это принципиальная ошибка.

Спасибо, Владимир. Расскажите, пожалуйста, про исследования в области трансперсональной психологии.

Всё, что можно исследовать – от проблемы импровизации, творчества, психотерапии, до проблемы души, шаманского опыта – всё это исследуется. Показано, например, что без медитации не вылечишь болезни стресса. Изучается парапсихология. Только что на русском языке издана последняя книга Чарльза Тарта, «Конец материализма». В этой книге даётся научное обоснование реальности парапсихологии на основании точнейших научных исследований. На базе института Эсален изучаются экстремальные способности человека. Об этом есть книга Майкла Мерфи «Будущее тела. Исследование дальнейшей эволюции человека» – энциклопедия возможностей человека.

Иногда результаты исследований принимаются не сразу. Около 30 лет назад Гроф впервые ввёл представление о перинатальных матрицах. Темы о том, что травма рождение влияет на нашу жизнь, казались необоснованным научно, еретическими. А сейчас уже существует признанное направление – перинатальная медицина, принимающая эти данные как само собой разумеющееся. Любое новое направление, входящее в науку – вспомним Джордано Бруно, которого сожгли на костре – встречается с естественным процессом сопротивления, это закон инерции. И затем, если в этом есть истина, оно начинает потихонечку пробивать себе дорогу к пониманию вовне, что мы видим на примере трансперсональной парадигмы.       

Трансперсональная психология активно исследует процесс саморазвития. Как это происходит?

В интегральном подходе Кена Уилбера существует представление о множественном интеллекте или множественной разумности. Помимо уровней развития существует множество линий развития: не только логической разумности, но и музыкального интеллекта, двигательного интеллекта, языкового интеллекта и так далее. Порядка 10–12 основных линий. У каждой из них свои закономерности развития. Помимо развития, связанного с моим личным развитием, миром индивидуального Я, существует развитие, связанное с миром Мы, общение с другими людьми, понимание их. С миром Они, то есть с обществом, и с миром материальным. Поэтому когда мы говорим о развитии, мы имеем ввиду именно интегральное понимание развития человека, по всем параметрам. Мы как бы раскрываем это пространство развития, которое в академической психологии развития предстаёт только в виде одного вектора – линейного развития.

Мы говорим о том, что это многомерное пространство развития, и каждый человек развивается индивидуально по своей траектории в соответствии со своим предназначением и своими задачами. И трансперсональный подход помогает здесь уточнить карту внутреннего пути конкретного человека, его способности и резервы, не принуждая человека к какому-то одному направлению, а поддерживая, помогая раскрывать его уникальные особенности.

Часто трансперсональная психология ассоциируется с эзотерикой. В чём различия этих двух направлений?

Эзотерика – это общее слово для всевозможных теорий и практик, методов и школ. Для людей, отождествлённых с общепринятой реальностью, эзотерика относится ко всему, что выходит за пределы рационального понимания общественной жизни. Традиционно это темы, связанные с религией, искусством. Ведь и искусство в значительной мере непонятно, нерационально, эзотерично. Эзотерическими является и мистическое ядро духовных традиций, связанных с высшим опытом, Богом. Трансперсональный подход, изучающий Человека во всём спектре его жизни, включает в себя и области, которые традиционно были предметом религии, искусства, целительских практик.

Суть трансперсональной парадигмы – в преодоление ограничений, связанных с личностью, социумом, с общепринятой реальностью, выход за их пределы. В неограниченном восприятии человека и мира, в знании, что внутренняя территория человека бесконечна.

Трансперсональный подход вносит в эзотерические темы свет, связанный с наукой. Мы стремимся понять, как можно расширить существующую науку, чтобы научно понимать область, которая называется эзотерикой. Трансперсональная парадигма – это не эзотерика, это научный подход, который исследует традиционные эзотерические темы. То есть человека во всём спектре его жизни. А эзотерика – это традиционная практика, традиционный метод работы с этими областями.

Я знаю, что холотропное дыхание – один из главных методов трансперсональной психологии. Чем оно является лично для вас?

Холотропное дыхание помогает нам очиститься, навести некоторый порядок во внутреннем мире, это генеральная уборка организма. И если есть какие-то запросы в жизни в данный момент, то холотропное дыхание может помочь прояснить ситуацию, избавиться от напряжений. Оно выполняет полезную профилактическую и целительную работу. Но мы не предопределяем того, что должно случиться в холотропном дыхании. Один из главных принципов холотропного дыхания – это следовать самому дыханию, следовать процессу. И тогда то, что Гроф называет внутренним целителем, само покажет путь и само проявит и сделает всю работу. Это – наша внутренняя мудрость, наш внутренний целитель – то, что превышает нас по всем параметрам.

Что бы вы могли пожелать нашим читателям?

Я бы пожелал развивать самое главное – дух, который в понимании моём – также и в понимании мировых духовных традиций – является бесконечным, то есть ничем не ограниченным. Вспомним метафору из Библии «Дух Божий витает где хочет» – это описание бесконечности внутренней территории. Бесконечность внутренней траектории впервые была открыта мировыми духовными традициями. Вспомним изречение из индуизма: «Тат твам аси» – Ты есть То. Ты – Человек, есть То – Бог. Или Атман, Брахман в Адвайта-веданте. Это провозвестие открытой бесконечности внутренней территории.

Первым ученым, который доказал бесконечность внутренней территории, был Станислав Гроф. Он говорил о том, что каждый человек может иметь любые переживания. То есть вы можете иметь переживание Девы Марии, Терезы Авильской или Еше Цогьял, тибетской святой и учителя, супруги Падмасамбхавы. Нет никаких ограничений в нас по отношению к любым переживаниям. Мы можем пережить жизнь камня, жизнь Вселенной, большой взрыв и т.д. Единственным ограничением является ограничение, которое мы сами приняли – ограничение нашего ума, нашего сознания, нашей глубинной установки, схемы нашего мышления. И это есть ни что иное как эмпирическое подтверждение идеи Атман-Брахман и буддистской идеи шуньяты. Шуньята – пустотность, бесконечная потенциальность внутренней территории. Так что самое важное в духовном поиске – это жизнь в духе.

Это есть и главная практика в 4-м пути Г.И.Гурджиева. Самое главное, что Гурджиев говорил своим ученикам – «помни себя». Это значит, помни, кто ты есть на самом деле. Ты – бесконечность, ты – дух, ты – не роль, которую ты играешь.

И та же самая практика широко распространена в странах юго-восточной Азии, где развился и где живёт буддизм. Например, вьетнамские крестьяне в определенный момент времени на рисовых полях слышат звук колокола в деревне, и в этот момент они оставляют любую работу, встают и вспоминают, что есть небо, есть космос, что в каждом из них есть природа Будды, природа изначального пробуждения, семени, что они бесконечны.

И эта практика – помнить себя, помнить о духе, помнить о том, что мы бесконечны, помнить о том, что мы не являемся никакой ролью, и никакая роль нас не исчерпывает, и в каждой ситуации есть фундаментальная духовная практика каждого человека и она, как мы видим, не требует никаких специальных посвящений, никаких специальных знаний, никаких специальных условий, мы можем практиковать её в любой момент жизни в любых обстоятельствах. Вот что я желаю читателя журнала «Инфопоток».



Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Театр Жестокости Антонена Арто и Магический Театр Владислава Лебедько
  • Развивающий театр, или для чего театр детям
  • Театр Прозрачности – от Театра Жестокости Антонена Арто к Магическому Театру Владислава Лебедько
  • Вся наша жизнь... театр. Роли, которые играют люди.
  • Театр Жизни
  • Театр или созидание жизни
  • Театр абсурда или чужая жизнь, пересказанная «своим» языком
  • Современный Театр и Кино - Арт-Терапия Режиссёра (Психология Искусства)
  • Жизнь, как театр (о гениях и бездарностях)
  • Психоанализ Жака Лакана и Магический Театр
  • Магический Театр в Краснодаре
  • Магический Театр - методология созидания души. Часть 3
  • Магический Театр - методология созидания души Часть 2
  • Магический Театр - методология созидания души Часть 1
  • Магический Театр - методология созидания души Часть 4
  • Фрейдо-Марксизм и Магический Театр
  • Магический Театр - кратко о методе.
  • Жизнь как театр: что мешает выступать публично и быть в центре внимания.
  • Магический Оперный Театр Владислава Лебедько
  • Реабилитация средствами искусства: Домашний педагогический театр. Методика работы.
  • Театр одного актёра, или О способности быть разным
  • Экзистенциальный театр: астраханское продолжение ростовского начала
  • Весь мир театр? Или как соединяются искусство и психология
  • Если театр горит, спектакль лучше не досматривать. Признаки насилия в отношениях
  • Плейбек-театр
  • Весь мир театр, а ты в нем режиссер.
  • Архетипическое литературоведение, психотерапия и Магический Театр. Часть 1. А.П.Чехов. (Как выйти из сценария Сизифа)
  • Экзистенциальная театр-терапия: работа с темой смерти
  • Внутренний театр
  • Театр одного мужчины



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь