Фрейдо-Марксизм и Магический Театр

Фрейдо-марксизм - леворадикальная ветвь фрейдизма, стремящаяся объединить концепции Маркса и Фрейда, пытается решить проблему познания человека как целостного феномена в единстве его биологических, соматических, социальных, психологических качеств и характеристик;

Основателем фрейдо-марксизма считается Вильгельм Райх, хотя сам этот термин впервые появился в советской литературе. Сформировался фрейдо-марксизм в двадцатые годы и значительно распространился в СССР, в определённой мере — в Германии и США. В 60-е годы XX века в США и Европе, преимущественно во Франции, стали популярны фрейдо-марксистские идеи немецко-американского философа Герберта Маркузе а также Теодора Адорно. Идеи фрейдо-марксизма остаются предметом спора. Райх считал, что революционная борьба пролетариата должна быть дополнена борьбой за новую политику в области воспитания сексуального. Продолжатель этой линии Маркузе усматривал смысл капиталистической эксплуатации в ограничении реализации людьми своих влечений, в том числе перверсий, а революционную борьбу сводил в к борьбе за раскрепощение инстинктов. Согласно ему, революционными силами являются маргинализованные слои общества, к коим относятся студенты, безработные, люмпен-пролетариат и национальные меньшинства. Такого рода взгляды сделали Маркузе идеологом левацких и анархиствующих элементов среди молодёжи. Определённое сходство с течением фрейдо-марксизма можно усмотреть и в учении Эриха Фромма

 Вильге́льм Райх — австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейда (так называемых неофрейдистов, каждый из которых основал собственное учение), развивавший возможности радикальной со­циальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения. Идеи Райха оказали влияние на "новых левых" на Западе. Идеи Райха, проводимые в его клиниках, намного опережали своё время и не устраивали современное ему общество. Его программа, в настоящее время выглядящая совершенно нормальной, включала следующие главные моменты.

  • Интенсивное образование в области контроля рождаемости. Предоставление контрацептивов всем желающим.
  • Разрешение абортов.
  • Разрешение разводов. Отказ от признания факта законности брака значимым фактором для современной семьи.
  • Сексуальное образование как средство профилактики венерических заболеваний и сексуальных проблем.
  • Обучение сексуальной гигиене врачей и учителей.
  • Отказ от наказания преступников, совершивших преступления на сексуальной почве; лечение таких преступников технологиями психоанализа[2].
  • Кризис карьеры Райха совпал с политическим кризисом в стране — в 1933 году пришёл к власти Гитлер. С 1930 по 1933 год Райх пишет свою ставшую впоследствии знаменитой книгу «Психология масс и фашизм». Фашизм, с точки зрения Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека (что признается позднейшими исследователями фашизма, первичные биологические потребности которого подверглись подавлению на протяжении целых тысячелетий. В книге подробно анализируется социальная функция такого подавления и показывается решающее для этого подавления значение авторитарной семьи и церкви. Книга была запрещена нацистами.

    В отличие от Маркса, Маркузе уже не верит в решающую роль рабочего класса, считая, что общество "потребления" развратило всех. В знаменитой книге "Одномерный человек" для Маркузе нет героев. Все жертвы и все зомбированы, никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют. Общество стало бесклассовым, но оно далеко от марксова идеала коммунизма. Вместо коммунизма получилось одномерное общество, неототалитарная Система, существующая за счет гипноза СМИ, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления. Революционная роль перешла к маргиналам и представителям авангардного искусства (тезис контркультура как наследник пролеткульта). Единственное, что они могут противопоставить Системе — это Великий Отказ, тотальное неприятие Системы и её ценностей.

    В СССР сама идеология становится фактором отчуждения. Она гораздо грубее, чем на Западе, но тем самым дает людям некий шанс уйти от политики в культуру. Этим, по Маркузе, и объясняется развитие литературы и искусства в СССР вопреки диктату КПСС.

    Труд Маркузе «Эрос и цивилизация», опубликованный в 1955 году, стал, наряду с трудами Леви-Стросса и Кон-Бендита, одной из ключевых работ эпохи начала «сексуальной революции».

    В книге «Контрреволюция и бунт» он, исследуя причины поражения "Парижской весны" 1968 года, уже видит в студенческом движении детонатор, который должен запустить большой мотор рабочей революции. Маркузе считает, что «Парижская весна» потерпела поражения не только из-за ограниченности социальной базы. Он вводит новое понятие «превентивной контрреволюции», которая является не просто ответом реакционных классов на революцию, но которая может начаться «превентивно», то есть предварительно, ещё до того, как началась революция, точно так же, как прививка против болезни, вызывая эту болезнь в самой лёгкой форме, приводит в действие механизм иммунитета, делая человека невосприимчивым к самой болезни. Для противодействия этому нужно расширять социальную базу революции.

    Критика культуры и общества, развитая Теодором Адорно совместно с Хоркхаймером ("Диалектика просвещения", 1947), сложилась в русле гегелевской диалектики и психоанализа Фрейда, социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно — рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой "индустрии культуры", со стандартизацией отношений в монополистическом "управляемом обществе". В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).

    Идеи фрейдо-марксизма очень близки мировоззрению и практике Магического Театра. Прежде всего это выражается в самой работе Ведущих МТ. Практически в каждом Магическом Театре происходит, с одной стороны, высвобождение природного человека, высвобождение задавленных живых, здоровых инстинктов из под гнета супер-эго, снижение внутренней цензуры, а с другой стороны, делается акцент на выборе Запросивцем и всей группой осознанной и активной гражданской позиции, которая является антикапиталистической, подрывающей идеологию «общества потребления» и «общества спектакля».

    Идеология Магического Театра направлена на освобождение индивидуальности из под гнета как внешних репрессивных структур, так и внутренних (супер-эго).

     Кроме того, сама позиция фрейдо-марксизма отражается и в форме проведения Магических Театров и семинаров. Если большинство психологов предпочитает играть в транзактные игры, вступая в капиталистические отношения с некими «организаторами семинаров» (по сути – паразитами, спекулирующими на рынке психологических услуг), то Магический Театр, во-первых, не является психологической услугой (об этом подробнее в главе про философию авантюризма), а во-вторых, Ведущие принципиально не вступают в капиталистические отношения с «организаторами», т.е. не становятся эксплуатируемой рабочей силой, так как это по определению противоречит фрейдо-марксистской позиции МТ. Когда люди приходят на МТ и платят деньги Ведущему, то это является нормальным натуральным обменом. Но как только появляется т.н. организатор (материально заинтересованный), возникает капиталистическая схема отношений, т.е. Ведущий становится наемным работником, отчуждаясь от продукта своего труда – а, выражаясь транзактным языком - тут же вступает в транзактные игры, которые стали уже "нормой" для многих психологов-тренеров и иже с ними. Но так как МТ - принципиально антикапиталистический фрейдо-марксистский метод, то это просто недопустимо!

     



    Просмотров: 478
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Возникновение и следствия мускульной брони. Вильгельм Райх "Функция оргазма"
  • Ладанов И.В. гость "Сексуальной Революции" - передача об изменах
  • Ладанов И.В. гость "Сексуальной Революции" - передача о тайных кодах сексуальности
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • "Жизнь, которая не случилась". Онкология с точки зрения психосоматики. Часть 2.
  • "Сильный мужчина" - "Слабая женщина": звенья одной игры
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Игра "Эксперт" + ссылка на мою книгу "ТА-Риторические игры"
  • О принципе "Cognition First" и печальных спорах среди "психологов"
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Про идеи, баланс и "воровство". А на чьей стороне ты?
  • Эмоциональная зависимость. Часть 2 - "Отказаться от идеи".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь