|
Фрейдо-Марксизм и Магический ТеатрАвтор статьи: Лебедько Владислав Евгеньевич
Фрейдо-марксизм - леворадикальная ветвь фрейдизма, стремящаяся объединить концепции Маркса и Фрейда, пытается решить проблему познания человека как целостного феномена в единстве его биологических, соматических, социальных, психологических качеств и характеристик; Основателем фрейдо-марксизма считается Вильгельм Райх, хотя сам этот термин впервые появился в советской литературе. Сформировался фрейдо-марксизм в двадцатые годы и значительно распространился в СССР, в определённой мере — в Германии и США. В 60-е годы XX века в США и Европе, преимущественно во Франции, стали популярны фрейдо-марксистские идеи немецко-американского философа Герберта Маркузе а также Теодора Адорно. Идеи фрейдо-марксизма остаются предметом спора. Райх считал, что революционная борьба пролетариата должна быть дополнена борьбой за новую политику в области воспитания сексуального. Продолжатель этой линии Маркузе усматривал смысл капиталистической эксплуатации в ограничении реализации людьми своих влечений, в том числе перверсий, а революционную борьбу сводил в к борьбе за раскрепощение инстинктов. Согласно ему, революционными силами являются маргинализованные слои общества, к коим относятся студенты, безработные, люмпен-пролетариат и национальные меньшинства. Такого рода взгляды сделали Маркузе идеологом левацких и анархиствующих элементов среди молодёжи. Определённое сходство с течением фрейдо-марксизма можно усмотреть и в учении Эриха Фромма Вильге́льм Райх — австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейда (так называемых неофрейдистов, каждый из которых основал собственное учение), развивавший возможности радикальной социальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения. Идеи Райха оказали влияние на "новых левых" на Западе. Идеи Райха, проводимые в его клиниках, намного опережали своё время и не устраивали современное ему общество. Его программа, в настоящее время выглядящая совершенно нормальной, включала следующие главные моменты. Кризис карьеры Райха совпал с политическим кризисом в стране — в 1933 году пришёл к власти Гитлер. С 1930 по 1933 год Райх пишет свою ставшую впоследствии знаменитой книгу «Психология масс и фашизм». Фашизм, с точки зрения Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека (что признается позднейшими исследователями фашизма, первичные биологические потребности которого подверглись подавлению на протяжении целых тысячелетий. В книге подробно анализируется социальная функция такого подавления и показывается решающее для этого подавления значение авторитарной семьи и церкви. Книга была запрещена нацистами. В отличие от Маркса, Маркузе уже не верит в решающую роль рабочего класса, считая, что общество "потребления" развратило всех. В знаменитой книге "Одномерный человек" для Маркузе нет героев. Все жертвы и все зомбированы, никто не действует по собственной воле. На Западе человек одномерен, поскольку им манипулируют. Общество стало бесклассовым, но оно далеко от марксова идеала коммунизма. Вместо коммунизма получилось одномерное общество, неототалитарная Система, существующая за счет гипноза СМИ, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления. Революционная роль перешла к маргиналам и представителям авангардного искусства (тезис контркультура как наследник пролеткульта). Единственное, что они могут противопоставить Системе — это Великий Отказ, тотальное неприятие Системы и её ценностей. В СССР сама идеология становится фактором отчуждения. Она гораздо грубее, чем на Западе, но тем самым дает людям некий шанс уйти от политики в культуру. Этим, по Маркузе, и объясняется развитие литературы и искусства в СССР вопреки диктату КПСС. Труд Маркузе «Эрос и цивилизация», опубликованный в 1955 году, стал, наряду с трудами Леви-Стросса и Кон-Бендита, одной из ключевых работ эпохи начала «сексуальной революции». В книге «Контрреволюция и бунт» он, исследуя причины поражения "Парижской весны" 1968 года, уже видит в студенческом движении детонатор, который должен запустить большой мотор рабочей революции. Маркузе считает, что «Парижская весна» потерпела поражения не только из-за ограниченности социальной базы. Он вводит новое понятие «превентивной контрреволюции», которая является не просто ответом реакционных классов на революцию, но которая может начаться «превентивно», то есть предварительно, ещё до того, как началась революция, точно так же, как прививка против болезни, вызывая эту болезнь в самой лёгкой форме, приводит в действие механизм иммунитета, делая человека невосприимчивым к самой болезни. Для противодействия этому нужно расширять социальную базу революции. Критика культуры и общества, развитая Теодором Адорно совместно с Хоркхаймером ("Диалектика просвещения", 1947), сложилась в русле гегелевской диалектики и психоанализа Фрейда, социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно — рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой "индустрии культуры", со стандартизацией отношений в монополистическом "управляемом обществе". В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950). Идеи фрейдо-марксизма очень близки мировоззрению и практике Магического Театра. Прежде всего это выражается в самой работе Ведущих МТ. Практически в каждом Магическом Театре происходит, с одной стороны, высвобождение природного человека, высвобождение задавленных живых, здоровых инстинктов из под гнета супер-эго, снижение внутренней цензуры, а с другой стороны, делается акцент на выборе Запросивцем и всей группой осознанной и активной гражданской позиции, которая является антикапиталистической, подрывающей идеологию «общества потребления» и «общества спектакля». Идеология Магического Театра направлена на освобождение индивидуальности из под гнета как внешних репрессивных структур, так и внутренних (супер-эго). Кроме того, сама позиция фрейдо-марксизма отражается и в форме проведения Магических Театров и семинаров. Если большинство психологов предпочитает играть в транзактные игры, вступая в капиталистические отношения с некими «организаторами семинаров» (по сути – паразитами, спекулирующими на рынке психологических услуг), то Магический Театр, во-первых, не является психологической услугой (об этом подробнее в главе про философию авантюризма), а во-вторых, Ведущие принципиально не вступают в капиталистические отношения с «организаторами», т.е. не становятся эксплуатируемой рабочей силой, так как это по определению противоречит фрейдо-марксистской позиции МТ. Когда люди приходят на МТ и платят деньги Ведущему, то это является нормальным натуральным обменом. Но как только появляется т.н. организатор (материально заинтересованный), возникает капиталистическая схема отношений, т.е. Ведущий становится наемным работником, отчуждаясь от продукта своего труда – а, выражаясь транзактным языком - тут же вступает в транзактные игры, которые стали уже "нормой" для многих психологов-тренеров и иже с ними. Но так как МТ - принципиально антикапиталистический фрейдо-марксистский метод, то это просто недопустимо!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|