Каждой эпохе соответствует свое сумасшествие, если можно так выразиться, и в каждой эпохе нужна своя психология или психотерапия. С середины 20 века и до настоящего времени люди болеют так называемымЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫМ ВАКУУМОМ, или как еще говорил создатель логотерапии Виктор Франкл – мы живем в ЭПОХУ ТРЕВОГИ.
В 2014 году мы также все еще живем эпоху тревоги, Мировые войны спустя десятилетия также дают о себе знать.
Каковы основные симптомы эпохи тревоги?
Бесплановость, мы боимся планировать жизнь на год, на пять вперед. Люди живут сегодняшним днем, это следствие не только Мировых войн, когда люди не знали, наступит ли завтра и до живут ли они, но и нашими экономическими кризисами. Средний класс не верит в будущее, не верит в экономику, не верит в стабильность. Зачем планировать, если завтра дефолт? Завтра кризис?
Другой симптом- фаталическая установка к жизни. Многие плывут по течению, у них не только нет планов на будущее, но они считают, что это в принципе и невозможно. Такие люди отдались на волю « судьбе» и случаю, чувствуют себя беспомощными и бесполезными.
Коллективное мышление – мало кто умеет думать собственной головой, не поддаваться на провокации СМИ и политике. Люди погружаются в массы, в толпы, которые диктуют им, что необходимо требовать и желать. Сегодня это массовые нападки на политику ( я про Россию), постоянное накопительство дорогих и не нужных вещей ( «вещизм»), игнорирование своих же (индивидуальных) желаний. «Мы думаем, как все, так все живут!», отказ от индивидуальной свободы и ответственности за свою жизнь. "Обычный человек в повседневной жизни желает быть как можно менее заметным, предпочитая растворяться в толпе, а миру нужны личности!"
Фанатизм- этого добра у нас уже слишком много, религиозные фанатики постоянно колеблют весь мир, перетягивают одних в одну сторону и тут же бегут в другую. Они уже не считаются с отдельной личностью, и не уважают и не считаются с теми, кто мыслит иначе.
Ответьте 4 вопроса и вы сможете понять,есть ли у вас симптомы ЭПОХИ ТРЕВОГИ:
Как вы думаете, стоит ли предпринимать какие-либо действия, если мы все, возможно, однажды, когда-нибдуь погибнем от атомной бомбы?
Как вы считаете, человек является продуктом и игрушкой внешних и внутренних сил?
Считаете ли вы, что лучше всего не привлекать к себе внимания?
Считаете ли вы, что кто-либо, убежденный в своих лучших намерениях в отношении своих друзей, имеет право использовать любые средства, которые считает нужными для достижения своей цели?
Что вы ответили?
В. Франкл об этом: «Можно, таким образом, говорить о патологическом духе нашего времени как о психической эпидемии. И мы можем добавить, что в то время как соматические эпидемии являются типичными следствиями войны, психические эпидемии можно считать потенциальными силами, порождающими войну»[1].
И еще ":... у прошлого поколения скрытыми были навязчивая неуверенность в себе, связанная с чувством вины и угрызениями совести. У нынешнего поколения, однако, симптоматологически доминируют жалобы на ипохондрию и депрессию. Современному человеку угрожает утверждение бессмысленности его жизни- экзистенциальный вакуум. Так Когда этот вакуум заявляет о себе? В состоянии скуки и апатии!"
К эпохе тревоги можно отнести и «воскресный невроз»- современное общество, благодаря высоким технологиям облегчило себе работу не только на производстве, но и в домашнем быту. Когда наступают выходные, после беготни на работе и другим делам, когда у людей появляется все больше и больше свободного времени – они начали скучать! В воскресенье они не знают куда себя деть и чем занять. Кто-то проводит весь день у телевизора, а кто-то каждые выходные, любовно и не торопясь, занимается чисткой салона любимой машины.
Как еще люди избегают внутренней пустоты?
Уходят в виртуальность
алкоголь, наркотики, секс
чрезмерная гиперопека детей
накопительство вещей, "гаджетов"
езда на большой скорости
Еще один бич, нашей эпохи – скука! Вы когда-нибудь слышали, чтобы 5 летние дети говорили вам «мне скучно!», я наблюдаю это явление все чаще и чаще. Дети разучились играть сами с собой, потому что родители приучили их к «гаджетам» и планшетам. Дети привыкли, что ИХ развлекают, что для этого не нужно ничего придумывать и играть в куклы.
Что же делать, чтобы предотврарить экзистенциональный вакуум?
В. Франкл : "Жизненно важным является возможность направить чью-то жизнь к цели. Если человек лишен профессиональных задач, ему надо найти другие жизненные задачи. Я считаю, что первой и главной целью психогигиены является стимулирование человеческой воли к смыслу жизни путем предложения человеку таких возможных смыслов, какие находятся за пределами его профессиональной сферы. Ничто так не помогает человеку выжить и сохранить здоровье, как знание жизненной задачи!"
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.