Птенец выглядывает из гнезда (в семье подросток)

Ребенок достигает подросткового возраста, что знаменует семейный кризис, который связан с необходимостью семьи адаптироваться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. С достижением ребенком подросткового возраста перед семьей встает необходимость в структурных изменениях.

Птенец выглядывает из гнезда в семье подросток

Этот период на микросистемном уровне психологического функционирования семьи может рассматриваться как внутрисемейная борьба за поддержание существующего иерархического порядка. Родители теряют ту полноту власти, которая существовала ранее и должны начать считаться с возрастающей компетентностью своего ребенка.

Подростку необходимо пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в роли сына/дочери становится уже недостаточ­ным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни.

Подросток ищет  новые модели реализации себя, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Облегчает этот процесс, поддержка со стороны семьи и уверенность в ее надеж­ности.

В этот период подростку свойственна двойственность по отношению к родителям: переживание любви к родителям и ее обесценивание, свя­занное с необходимостью отделится от семьи, порождает внутриличностный конфликт.



Противоречивость подростка, нередко, тяжело переживается самими родителями и вызывает двойственные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его автономность. Так происходит столкновение вза­имоисключающих тенденций: с одной стороны — стремления родителей ви­деть своего ребенка  самостоятельным, а с другой — стремление контролировать жизнь подростка.

В силу этих обстоятельств семья переживает непростой период, связанный с необходи­мостью перераспределить  ответственность в семье и опре­делить меру ответственности подростка.



Семье необходимо прийти к со­глашению по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет и каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей.

Для самого ребенка подростковый возраст — весьма сложный период; личность пока не сформирована.

Любые вмешательства в его жизнь провоцируют тревогу и воспринимаются как угроза целостности. Тело  изменяется: девочка становится девушкой, мальчик — юношей. Эти изменения могут служить фактором осложнений детско-родительских отноше­ний в случае, если у родителей существуют собственные неразрешенные конфликты во взаимодействии с представителями своего или противоположного пола.

В это период супруги часто сталкиваются с переменами в собственной жизни, что вызывает переоценку и супружеских отношений. В случае, если она приводит к расколу родительс­кой (супружеской) диады, ребенок склонен объединяться с тем или иным родителем для обретения большей свободы. В результате в семье может возни­кать межпоколенная коалиция.

Успех прохождения этого периода связан с родительским опытом сепарации от своей родительской семьи, если родители имели трудности при от­делении от своей семьи, они будут склонны культивировать зависимость в своем ребенке. У подростков, не способных отделиться от своих родителей, могут развиваться депрессивные симптомы. Депрессивная симптоматика может развиваться в случае, если  подросток пытается удовлетворить потребности родителей в ущерб своим собствен­ным.

Протекание рассматриваемого семейного кризиса может усугубляться приходящимся на этот же период личностным кризисом «середины жизни» ро­дителей.

Кроме этого, сила, длительность и болезненность переживания семьей этого переходного периода во многом определяются качеством преодо­ления предыдущих кризисов.

«Птенец выглядывает из гнезда» – период сложный, наполненный драматизмом и разного рода коллизиями. Как и любой кризис, семейный кризис «Птенец выглядывает из гнезда» требует изменения способа бытия – жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе и миру. Разрешение любой кризисной ситуации имеет два выхода. Первый состоит в сохранении существующего семейного порядка, второй состоит в открытости новым возможностям и преодолении страха изменений.



Адекватное разрешение кризиса дает семье в целом и всем ее участникам перейти на следующую ступень развития в преображенном, новом, интересном качестве.

 ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АМАЛИЯ МАКАРЕНКО


+3 8 067 728 80 10
amaliyamakarenko
[email protected]





Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Как спасти брак в период кризиса семьи в России
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Птенец, вылетающий из гнезда. О задачах сепарации от родителей
  • Ребенок в период развода родителей
  • Что делать, если твой близкий смертельно болен? Как пережить сложный период?
  • Забота о себе и своей семье в период морозов
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Может ли подросток изменить отношения родителей?
  • Идентичность в период кризиса середины жизни
  • Как сохранить с ребенком доверие в сложный подростковый период.
  • Как пережить сложный период в жизни?
  • В семье подросток, семейный кризис.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Подростковый период. Физиологические и психологические изменения. Рекомендации родителям.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • В семье гиперактивный ребенок ( памятка для родителей).
  • Развивающие задачи обоих родителей в дородовой период
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь