|
Наши страхиАвтор статьи: Зимин Александр Григорьевич
Куб комнаты и воздух ледяной, Георгий Шенгели 1936 «Тяжелые створки с тихим шипением разъезжаются в сторону и лифт показывает свое металлическое нутро. Неяркие фонари, тихо играет музыка... Ноги сразу подкашиваются, и ты проваливаешься в склеп, заполненный мерцающими огненными отблесками. Двери неумолимо сходятся, отсекая яркий свет вестибюля. Сердце начинает бешено колотиться в груди и снизу поднимается мутная волна. Хватаешься руками за живот и в этот момент чувствуешь, как лифт проваливается вниз. И ты падаешь вслед за ним ощущая свое полное ничтожество, невозможность что-либо изменить. Как мерзкая мокрая крыса, достойная лишь немедленной смерти, ты судорожно хватаешь воздух, чувствуя, что стены стальной могилы неумолимо смыкаются над головой». Именно так описывает К. свой опыт клаустрофобии. В психологии это состояние изучается давно и в качестве причин навязчивых страхов выделяют либо:
Чаще всего причины этого страха не осознаются человеком, и ему остается только как-то разбираться с его последствиями. Тревога врастает в привычку, и не только не лучшим образом влияет на имидж, отношения в семье и деловые контакты, -- постоянное напряжение в теле требует компенсации и начинаются многочисленные недомогания. Которые приводят не только к стремительному росту толщины медицинской карты, но и к реальным проблемам с желудком, поджелудочной, а в итоге к опасным заболеваниям сердца. Психологи в большинстве своем стараются помочь своим клиентам в борьбе со страхами, используя методики коррекции поведения. Это техники телесной десенсибилизации, позволяющая переработать страх в комфортных условиях терапии и освободиться от навязчивых переживаний, подходы «быстрого» лечения фобий, позволяющие за один – два сеанса снять симптоматику. Например, так называемая «Будка киномеханика» позволяющая получить новый навык в «страшной ситуации», или имплозия -- терапия скукой, когда производится истощение реакции организма на пугающую ситуацию. Эти техники очень эффективны и можно быть уверенным, что клиент будет доволен терапией, а психолог получит наилучшие рекомендации. Но, как всегда, есть «но». Дело в том, что страхи и фобии не рождаются на пустом месте. И «общее тревожное состояние» имеет свои корни в личности человека. Вся структура, называемая «страх», является не более чем симптомом, говорящем о проблеме, корни которой уходят в личность человека. Давайте на примере К. разберем, как это может выглядеть. И для понимания того, как все это работает, я приведу небольшой кусочек теории. Увы, законы эволюции еще не отменили, и мы наследуем механизмы условных и безусловных рефлексов от соседей по планете. Они скрываются глубоко в нашем подсознании, на уровне структур мозга, которые медики называют «древними». Эти механизмы или рефлексы, работают независимо от нашего сознания, и их деятельность невидима, а результаты воспринимаются как само собой разумеющееся. Таким образом можно сказать, что в каждом из нас есть некая «внутренняя собака» или «обезьяна». Это немалая часть нашей личности, и она имеет большую свободу действий. Вернемся к состоянию К, заходящего в лифт. Любое действие в том числе и страх — это продукт некоего рефлекса, который основывается на оценке и образе, который этой оценке подлежит. Под оценкой мы будем понимать соотношение наших ожиданий и реальных изменений. Например, если вы зашли в лифт и вдруг там обнаружили буфет с пирожками, то оценка ситуации будет одна, а вот если лифт неожиданно застрял между этажами и в нем погас свет — то оценка будет совсем другой. Второй компонент, — это образ, который является ключом к решению проблемы. Это образ себя самого в той или иной схожей ситуации. Его формируют опыт, наши навыки поведения и отношения к себе самому. А эта история тянется с самого детства человека. Родители К. очень сильно мечтали о его карьере скрипача. Ну потому- что его родная бабушка (мать его мамы) была безумно влюблена в одного музыканта, и мама еще маленькой девочкой помнила великолепные домашние концерты. Эти детские впечатления закрепили у девочки ассоциацию музыки и ее счастливого детства, наполненного домашним теплом и любовью родителей. К сожалению, ее супруг, известный в узких кругах меломан, так и смог стать музыкантом – не хватило природных данных. И всю свою горячую страсть к музыке отец и мать обратили на своего сына, на К. К. был единственный ребенок в семье очень любил своих родителей – и в общем было за что. Семья потомственных интеллигентов старалась дать своему чаду все, что имела. И потому К. старался изо всех сил. Но природа распорядилась так, ему достались длинные пальцы матери, рыжие кудри отца и его же полное отсутствие музыкального слуха. Несчастные родители не могли поверить в свой рок – и К. проводил дни и ночи за гаммами. Но учителя только качали головами. Отец считал неудачи следствием недостаточного усердия (особенно ввиду прорывавшейся страсти К. к футболу). И предпринимал воспитательные меры. К. с детства запирали в чулан, где в полумраке, сжатый в тесной коморке, он на ощупь должен был играть на своей скрипке, выжимая из нее тоскливые звуки. И там в слезах от своей беспомощности и ужаса, от того, что он недостоин родительской любви, парень приобретал навык нахождения в маленьких темных пространствах. Итак, наш образ, это ничто иное, как негативная оценка собственных способностей в ответ на ожидания окружающих. Как результат, — полное обесценивание себя. Поэтому, всякий раз, когда К. попадает в лифт, который тем или иным образом напоминает о его детском чулане, он приходит в ужас, ему кажется, что его ничтожная жизнь закончилась. Единственная его мысль в этот момент, это страх и желание своей смерти. Как можно решить такую проблему? Нужно прервать эту цепочку навыков. Зачастую это совсем непросто – такое поведение обрастает наслоениями различных вторичных выгод и убеждений, подкрепляющих его правильность. Этих механизмы подлежат изучению и осознанию. Наконец, когда удается распутать клубок связей вокруг страхов, можно приступить к переосмыслению себя. Своего отношения к себе и к своим родителям, которые хотим мы того или нет, являются частью нас. Не только как доноры генетического материала, но и как люди, заложившие базис нашей психики, одновременно с вскармливанием и сменой пеленок.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|