|
Зачем нужны страдания?Автор статьи: Тугарина Ирина Васильевна
Экзистенциально- аналитический взгляд на природу страданий. Душа страдает, когда мы сталкиваемся с разрушением. Мы страдаем, если утрачиваем какую-либо ценность или какое-либо условие для хорошей жизни. Страдание и боль в полной мере или отчасти ставят нашу жизнь под вопрос, представляют угрозу нашей любви к жизни. Для исцеления необходимо найти способности и силы Личности ( Person), чтобы, черпая из ее источников, встретиться с разрушительными факторами и безднами экзистенции. А.Лэнгле Экзистенциальный анализ берет свое начало с философии экзистенциализма, иначе философии бытия человека. Это учение обращает человека к своей сущности, уникальной и неповторимой, делает акцент на преодоление, а не сопротивление. Открывает новый взгляд на реальность во всех ее проявлениях, негативных и позитивных. Экзистенциальному анализу тоже, «ничто человеческое не чуждо». Одной из ведущих тем данного направления является тема человеческого страдания. Основной вопрос, который задает себе экзистенциальный терапевт во время диалога с клиентом: «От чего страдает этот человек?» Страдание – это путь. Страдать, означает испытывать боль. История значения немецкого слова «Leiden» рассказывает о глубоком опыте, который люди приобрели в страдании. Древневерхнемецкое слово «lidan», от которого произошло «leiden», означает «ехать, идти». Т.е., страдать изначально означает что-то «пройти», «пережить» что-то тяжелое. Иначе, «идти по какой-то дороге с болью», иметь боль своей попутчицей на отрезке своего жизненного пути. Именно страдание толкает нас идти по собственному пути боли, потому что невозможно отдать это другим людям, чтобы они прожили наше страдание за нас. Другие могут разделить с нами страдания, идя рядом ( со-страдане) Сколько людей, сколько судеб, столько дорог, содержаний и тем страдания. Мы можем идти по нашему пути, например, в молчании или жалуясь; в отчаянии или с надеждой; жертвуя собой, протестуя, смирившись, в одиночку, соотносясь с другими, в молитве. Мы можем страдать из-за боли, из-за безнадежности, отчаяния, покинутости и одиночества, бессмысленности и т.д. Жизнь уготовила нам много возможностей для страдания, поэтому страдание и по форме, и по содержанию не так легко привести к общему знаменателю или понять его. Страдание – это боль души. От чего может болеть душа? Источники страдания можно отнести к четырем всем известным сферам.
Сущность страдания Почему мы, собственно говоря, страдаем? что делает страдание страданием? Из-за чего мы страдаем в страдании? При самом общем рассмотрении страдание представляет собой выдерживание неприятного. Тот, кто страдает, испытывает болезненные, нагружающие или вызывающие отвращение чувства. Даже духовное страдание является страданием только из-за того, что вызывает неприятные чувства. Но, страдание не равно переживанию негативных чувств. Неприятные чувства только тогда становятся страданием, когда они содержат нечто разрушительное. А это чаще происходит при тяготах, которые мы не выбираем, а которым мы отданы. Ощущение страдания — это субъективное чувство разрушения чего-то жизненно важного, чувство разорванности, уничтожения, подрывание основ нашего бытия. Что это за разрушения, которые доставляют такую боль? Значит здесь речь идет о содержаниях, которые мы ощущаем как сохраняющие и несущие жизнь. Экзистенциальный анализ выдвигает тезис о том, что переживание воспринимается как наполненное страданием тогда, когда подвергаются угрозе или повреждаются 4 фундаментальные структуры экзистенции. 1. Отношения с миром и его условиями. Страдание, здесь — это потеря свободы, заключающаяся в том, что я «не-иогу-принять» то, что есть. В глубине, это полное страданий чувство невозможности больше быть в существующих обстоятельствах. 2. Отношения с жизнью и ее силой. Страдание в этом измерении заключается в потере радости, наслаждения, свободы для переживания ценного, связанной с чувством, что я не могу или мне не нравится больше жить в этих условиях. 3. Отношения с самим собой (Person) и с другими. Страдание здесь выражается в потере себя (в неаутентичности, в подверженности внешнему влиянию, муках совести) и одиночестве. 4. Отношения с будущим и с большим контекстом, в котором мы находимся. Преобладает покорность и отчаяние. Человек не видит будущее, к которому стоит стремиться. Не видит смысла, который мог бы дать жизни некоторую ориентацию и ради которого стоило бы жить. Есть чувство, что жизнь проживается напрасно, что из этого всего ничего не получится, что даже успехи не представляют собой ценности. Страдание здесь выражается в потере принадлежности к большему контексту, к большей взаимосвязи с чем-то, с кем-то, к будущему, которое дает ориентацию и показывает направление развития к чему-то ценному. О смысле страдания В. Франкл (Frankl) указывал, что то, что мы переживаем как страдание, не может непосредственно переживаться как смысл. Страдание, несчастье, нужда, бессмысленны для человека, который их переживает. По природе страдание — это нечто, не имеющее ценности, потеря, разрушение, боль. Само по себе страдание -бессмысленно. Смысл может находиться в обхождении с ним -в проживании страдания. (Проживание - это и есть "наш путь") Подход к страданию в аспекте смысла может быть полезным с психологической точки зрения, так как во многом именно страдание от ощущаемой бессмысленности делает страдание таким трудно переносимым. «Проблемой было не само страдание, а отсутствие ответа на кричащий вопрос “зачем страдать?”», — как очень точно сформулировал Ф.Ницше Так «как же» и главное «зачем» нам встраивать страдания в свою жизнь? Страдание - это вызов жизни, обращенный к человеку Согласно логотерапии ( терапия смысла) экзистенциальный смысл в страдании действительно может быть найден. Он лежит в двух областях: в «Как» и в «Для чего»/ «Для кого» мы несем страдание, которое невозможно избежать. «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое как». Ф.Ницше Под «Как» подразумевается способ проживания страдания, то есть то, как мы с ним обходимся, как мы страдаем: громко или тихо, погружаясь в себя или обращаясь к другим, жертвуя собой или проклиная и т.д. Другой аспект — «Для кого» — указывает на внутреннюю встречу со страданием: на то, как мы размещаем его в своей жизни, какое применение мы ему находим? Можем ли мы «использовать» его для чего-то ценного? Практически это означает: соотносимся ли мы с другими, например, чтобы не нагружать их дополнительно? Или мы оставляем его для себя, так, чтобы мы и дальше могли смотреть себе в глаза? Или соотносимся с Богом, для которого мы готовы брать на себя страдание? Ценность этого обхождения со страданием в установке, нацеленной на что-то положительное, которая конструктивна, несмотря на тяжелые обстоятельства Основной смысл страдания Речь идет о более крупном контексте, в котором может быть увидено страдание и в котором можно найти смысл более высокого порядка. Однако этот общий контекст, в котором находится страдание, для нас не всегда понятен, он непознаваем непосредственным образом. Этот онтологический смысл — находится в сфере веры. "Почему вообще существует страдание, почему именно я должен испытывать это страдание?" Вопросы, на которые нет прямых ответов. Мы не знаем плана построения мира, мы не можем знать, для какой цели и с каким замыслом возникла или была сотворена эта судьба. Мы можем прибегать к собственной вере, искать объяснения в философских размышлениях. В любом случае, для людей имеет значение само старание достичь большого понимания страдания. Ощущение наличия такого смысла или вера может дать надежду, и обещать возможное спасение. Зачем нужны страдания? В своей книге «Homo patiens», Франкл осветил вопрос о воздействии страдания на человека. Он указал на наличие возможностей влияния страдания, которое человек признал и выдержал, на него самого. Дело в том, что когда человеку удается выдержать свое страдание и не отчаяться или не сломаться, он может через него вырасти, то есть развить новые духовные способности. В конце концов, Франкл считал, что через страдание человек может даже перерасти самого себя, то есть совершать действия и обнаруживать установки, на которые он изначально не считал себя способным и которые он в себе не знал. Именно нужда может сделать человека способным даже на «сверхчеловеческие» достижения (Frankl) Расти и созревать через страдание Страдание означает кризис. В страдании мы выходим на распутье. Здесь можно сломаться, погибнуть, сорваться в болезнь, впасть в отчаяние, положить конец невыносимому мучению, совершив суицид. В самой своей глубине страдание является экзистенциальным вызовом. Страдание изменяет человека. После него никто не остается прежним. Но из этого процесса можно извлечь пользу. Страдание может облагородить человека. Мария фон Эбнер-Эшенбах выразила это однажды: «Мы противимся страданию, но кто хотел бы отказаться от ощущения прожитого страдания?» Страдание может привести не только к росту и созреванию, но и к познанию. В. Франклу пришлось в течение двух с половиной лет самому пережить страдания в фашистском концлагере, и видеть страдания других. Об этом он написал в своей книге «Сказать жизни “Да!”». Обобщая свой путь страдания, который вернул его из ада обратно в «нормальную жизнь», он пишет о том, что он ощутил в результате: «Но все это переживание человека, вернувшегося домой, увенчано восхитительным чувством, что после всего перенесенного не надо больше бояться ничего на свете — кроме своего Бога». Через страдание учиться видеть глубже В другом месте своей книги Франкл описывает еще один «бонус», который дает опыт проживания страданий - это способность к более глубокому видению вещей. Франкл заканчивает свою книгу «Homo patiens» словами: «Страдание делает человека ясновидящим и мир прозрачным». Оно может открыть нам глаза для видения глубины и широты, которые выходят за пределы обыденного. Страдания делают относительными события в мире и уменьшают их преувеличенное значение, закрывавшее истинные ценности. Из растрескавшегося ландшафта души человека, возвратившегося из концентрационного лагеря, Франкл формулирует отношение к еще одному смыслу, который открылся ему в страдании: «Как часто, только в руинах освобождается вид на небо». ************************* По материалам лекции А.Лэнгле «Почему мы страдаем?» Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа. Москва, 2012. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|