Начало здесь.
У меня к русскому языку вопросов нет. В.С. Черномырдин.
Отношение к использованию ненормативной лексики также, как к просмотру порнографии, зависит не только от сексуальной, но и от религиозно-философской и эстетической культуры социума. Эта сфера - на грани общественного и личного, поэтому не утихают споры о том, что и когда можно, а чего нельзя. В индивидуальном сознании регулятором дозволенности является стыд, который впрочем всегда упирается в социальные, культурные нормы пристойности и этикета. В одном обществе, например, неприлично показывать нежные чувства (мужчина не должен плакать, целоваться публично - дурной тон), в другом запрещается нагота, в третьем - рыгание или сморкание, в четвертом считаются непристойными определенные жесты. В одной семье "разговаривают" матом, в другой рукоприкладство "естественно", как сама природа. Поэтому не приходиться удивляться такого рода жалобам: "У меня такая проблема, дочка дома ругается матом. Дочке 17 лет, началось все года три назад в старших классах школы. Дома из родителей и родственников матом никто не ругается. Пытались разговаривать, обьяснять, бесполезно". Читая это сообщение, можно представить себе вполне интеллегентного корректного человека, заботливого отца, радеющего о высоких нравах и благовоспитанности дочери... И вот такое неожиданное продолжение: "Она меня не уважает. Не знаю, как с этим бороться, я вспыльчивый, могу и врезать, но этого хватает только на один день :( . В ее среде мат, это обычное дело, она даже искренне не понемает, что в этом зазорного. Я ей говорил, что мне это не приятно слышать, меня это унижает, но бесполезно". Ну что ж, современная мораль в восточных странах не осуждает битье жен, женщин, однако...
Шах и мат в два хода
"Раз овладел искусством мата, то значит ты матерым стал?"(с)
Словесная невоздержанность может вызывать брезгливость, может - раздражение, одних коробит, другие не замечают ее противоестественности и активно пользуются сами. В любом случае нецензурная речь распространилась повсеместно. Подростка в мате может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Ведь нарушать правила, принятые в среде взрослых, обходить родительские запреты - необходимый этап на пути взросления. Подросток в силу возрастных особенностей - ориентации на сверстников, конформизма, чувствительности к мнению окружающих - способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения, от ситуации и личности собеседника. Мат привлекает подростка такими качествами, которые можно назвать речевой компактностью и функциональной универсальностью. При помощи одного-двух десятков бранных слов можно сформулировать практически любое речевое сообщение и выразить его кратко, емко и образно. Он позволяет вербализовать различные чувства, от восторга и восхищения до презрения, от досады до разочарования. На помощь подростку приходят мимика, жесты, ситуативный контекст. Мат для подростка - это и экстравагантная форма своеобразной романтизации секса в тот период, когда "хочется, но нельзя или страшно". Нецензурщина здесь сопровождает и маркирует пробуждающуюся, неудовлетворенную сексуальность, как бы сжигает мучительные эмоции, для называния которых просто не хватает слов. Родители могут научить свое чадо называть состояния и желания, помочь ему "одеть" переживания, особенно злость и досаду, в общеупотребительные слова, сформулировать то, что ему важно сказать.
Мат из неблагополучных семей давно перекочевал в благополучные. Если ребенок начинает материться дома, где это считается неприемлимым, и это не та ситуация, когда он принес новое слово из д/сада, с улицы или прочитал на заборе, то один из действенных способов повлиять на это - ограничить "употребление выражений" в стенах дома. Подростку стоит указать на оскорбительный характер ругательств и попросить отнестись с уважением к нормам общения конкретно в своей семье. Нет, это не ханжество. Конечно, в компании ребенок, возможно, будет продолжать материться, но он по крайней мере получит представление об уместности, о том, что в определенных условиях это недостойный способ поведения и к тому же не входит в круг ценностей его семьи. Есть еще вариант матери Э. Хемингуэя, которая заставляла eгo мыть poт xoзяйcтвeнным мылoм, кoгдa cлышaлa бpaнныe cлoвa.
Обычно ругань матом - это не единственная проблема в отношениях с отроком. Поэтому, если подросток ругается матом, родителям стоит задаться одним-единственным вопросом: "Что я сделал, чтобы услышать и понять своего ребенка?" Другими словами, проблема решается не запретами и штрафами, а проявлением к ребенку внимания. Этому ребенку в свое время не хватило родительских "ушей" - их способности быть рядом, спрашивать, интересоваться и слушать эмоциональные реплики, жалобы, рассказы-фантазии или долгоиграющие истории с продолжением, и теперь он сигналит об этом. Значит, настала пора наверстать. И всего-то.
Ребенку не понадобится сквернословие как способ отстаивания своих границ, своих интересов и нужд в кругу семьи, если его слышат и признают статус взрослеющего человека.