|
Исследование психологического значения свадебного обрядаАвтор статьи: Цепа Анна Александровна
одна из веток форума, напомнила мне об одной из моих курсовых работ, в которой я и изучала свадебный обряд с точки зрения любимой нами всеми науки. Ниже предлагаю вам свои тезисы, размышления, выводы к которым я пришла изучая этот вопрос. Начнем с понятийного аппарата (куда без него) свадебный обряд – система традиционных символических действий, социально значимых и требующих определенного вида поведения от индивида, группы, общества, которые закрепляют брак. В нем прослеживаются пережитки архаических форм обычаев, верований, семейно-брачных отношений, формировавшихся в различные исторические эпохи, отчетливо проявляется этническая специфика бытовой культуры различных групп населения. свадьба – обряд, сопровождающий заключение брака. Рассмотрим свадебный обряд как некий социальный ритуал более подробно. Социальный ритуал – исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. Подобные ритуалы необходимы для самой возможности совместного коллективного существования, прогнозируемости социальных событий, а, следовательно, задают условия для социального выживания и безопасности. Одно из важнейших следствий ритуала психотерапевтическая компенсация, которая заключается в осуществлении общения, объединении людей, преодолении одиночества, тревожности, разлада с собой, отчужденности, обособленности и дает человеку чувство принадлежности к группе. Если же они перестают выполнять свою функцию, то необходимые для осуществления перехода образы будут продуцироваться в бессознательное в виде сновидений, творчестве или в симптомах психосоматических расстройств. Ритуал превращает сложные переживания индивида в согласованную систему символов, предлагает ему образ простого и упорядоченного мира. Среди ритуалов отдельно выделяют ритуалы переходы, другими словами инициации. Ритуалы перехода подразделяются на три обрядовых комплекса: ритуал отделения, ритуал перемещения, ритуал воссоединения. Также и свадебный обряд подразделяется на элементы: предсвадебные (сватовство, рукобитие), собственно свадебные (выкуп и роспись) и послесвадебные (гуляние и пир). Свадьба первый большой проект, позволяющий будущим супругам еще раз, более внимательно и осознанно познакомиться с интересами и ценностями друг друга. Оценить значимость своего окружения, составляя список приглашенных и испытать массу новых впечатлений связанных с организаций более и мене масштабного праздника. Предсвадебная подготовка позволяет отойти/подменить нарастающую тревогу предпраздничной суетой. Особенно в нашем обществе, где не поощряется выражение эмоций. Понятно, что в ходе изменения истории, менялись, и функции семьи, это неизбежно приводило к изменению свадебного обряда Однако главными героями свадьбы всегда остаются два субъекта (жених и невеста) и один объект – их семья. Свадебный обряд является сложным, протяженным во времени, социальным ритуалом, который представляет в простой схеме сложную систему изменений в жизни двух семей. А включая в себя досвадебные, непосредственно свадебные и послесвадебные обычаи, является еще и ритуалом перехода - инициации для новобрачных. Процесс отделения, перемещения и воссоединения "свое—чужое—свое", мужчина и женщина проходят по-разному. Девушке этот обряд помогает умереть в качестве дочери своих родителей и перейти, родиться заново в доме своего мужа. Для мужчины весь обряд предполагает отделение от своей родительской семьи в самостоятельную жизнь, включению в семейную систему невесты и обратное возвращение в свою семью, но уже в ином качестве, в ином месте иерархии. Хотя свадьба является финалом многих сказок и рассказов, она лишь первый этап рождения семьи, предвещающий долгую и счастливую жизнь, а гости-свидетели являются незримыми блюстителями сохранности брака. Таинство брака символизирует новое рождение личности. Этому способствует сам брачный ритуал – отделение от родительской семьи, смена социального статуса, приобретение новой роли, изменение фамилии с родительской на фамилию мужа или жены. Все эти изменения закладывают фундамент для создания обновленного "Я" супругов. Кроме того свадьба закрепляет переход супругов в новый социальный статус, в новую возрастную группу.
Размышляя на свадебную тему, я опросила порядка 70 женщин в возрасте от 18 до 30 лет. Участницам предлагалось дать ассоциации со словом "свадьба". Анализируя данные, пришли к выводу, что представления о свадьбе не зависят от возраста (в рамках 18-30 лет), семейного положения, места проживания, наличия братьев или сестер, официального брака у родителей, а также количества свадебных торжеств, которые поселили женщины. Можно предположить, что на представления о свадьбе, влияет жизненный опыт участниц опроса в целом и образ, пропагандируемый СМИ. Нами были выделены несколько основных групп ассоциаций, которые распределились следующим образом: 1) 20 % Маркеры первый танец, брачная ночь, салют, марш Мендельсона, голуби, "Горько!", разбитые бокалы, торт, кольца, медовый месяц, поцелуи 2) 15,6 % Атрибуты цветы, машины, свадебный кортеж, шампанское, тамада, поздравления, пожелания, бутоньерки, подарки, рушник 3) 15,1 % Торжественность события праздник, танцы, еда, торжество, банкет, гуляния, конкурсы, ресторан 4) 10,5 % Участники невеста, жених, родственники, свидетели, родители, друзья, гости 5) 10,0 % Внешний вид невесты платье, фата, букет невесты, подвязка, прическа 6) 9,8 % Описание состояния счастье, веселье, ответственность, красиво, сказка, усталость, контроль, становление, надежность, слезы 7) 9,1 % Следствие семья, дети, брак, новая жизнь, отдых, новая фамилия 8) 5,3 % Официальность события, юридическая сторона - органы РАГСА, церковь, венчание 9) 4,7 % Описание действия обряд, традиция, ритуал, хлопоты, суета
Все вышесказанное можно подытожить следующим образом. Свадебные обряды на сегодняшний день существенно изменились, однако неизменным остается вопрос: "играть ли саму свадьбу". И хотя это затратное и хлопотное дело многие молодые все же начинают семейную жизнь с нее. И даже если молодая пара только лишь ставит подписи в органах РАГСА и празднует это событие вдвоем или в кругу самых близких людей это тоже свадьба, просто не такая торжественная и пышная. Однако привычные действия носят в себе много различных смыслов и главный из них на мой взгляд – тот что это позволяет молодоженам перейти в новую возрастную группу – стать взрослыми официально и принять на себя роли мужа и жены, но не обязательно конкретно этого мужчины или женщины, а социальные роли как такое. Гости необходимы, дабы засвидетельствовать это переход. Я уверена что каждая девушка с детства мечтает и продумывает свою свадьбу, ситуация жизни вносит свои коррективы. Но сценарий ведь есть у каждой, стоит удовлетворять свои потребности. Дыбу не вызывать невроз в семейной жизни изначально ). Возможно, приятные ощущения о свадьбе дают огромный ресурс и положительный настрой на дальнейшую семейную жизнь. Планируя реальную свадьбу обратите внимание на следующее: 1) мужчина должен засватать вас у родителей 2) посвятите своему образу невесты достаточно времени 3) выкуп тоже вещь хорошая и полезная и проводить его должны ваши незамужние подруги 4) отец должен "отдать" вас мужу в любом символическом действии (западный манер подведения к алтарю или прощальный танец с отцом) 5) гуляния и банкет – могут быть в любом формате - главное чтобы вас поженившихся увидело максимум людей 6) определите для себя сами, что будет окончательной точкой перехода из одного состояния в другое и включите это действие в сценарий торжества 7) оздайте любой отчет - фото или видео 8) наполните этот день приятными эмоциями Тогда ваша свадьба будет яркой, запоминающейся, и выполнит те функции, которые заложены в ней изначально. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|