|
О чем наши детские воспоминания? Один случай из практики.Автор статьи: Пузанкова Вера Александровна
Наша память удивительным образом сохраняет важные для нас моменты детства. Некоторые мои клиенты "вспоминали" себя еще до года, до того, как научились говорить. Другие не помнили себя даже до школы. В первом случае - не так важно, реально произошел припоминаемый эпизод или это просто ощущения, может быть кто-то из близких рассказывал человеку о его детстве. Важно то, что здесь и сейчас человек презентует именно этот образ из детства как свое первое детское воспоминание. Во втором случае велика вероятность неких тяжелых переживаний в детстве, возможно, психологических травм, которые " забываются", чтобы поддерживать стабильное существование человека. Уникальность метода анализа воспоминаний в том, что каким бы ни было самое раннее воспоминания из детства - оно всегда будет говорить нам об актуальным состоянии человека, о его жизненных установках и стиле жизни. О том, как постичь смысл собственного воспоминания или как работать с клиентом по этому методу я написала в предыдущей своей статье. http://www.psyoffice.ru/article/childhood_memory/ Сейчас я хочу рассказать о реальном случае из своей практики, иллюстрирующем особенности этого метода. Одним из запоминающихся для меня случаев был пациент психотерапевтического отделения клиники неврозов, где я работала. Молодой человек находится на лечении в связи с депрессивным состоянием, беспокоил так же симптом "ощущение кости в горле". После дифференциальной диагностики использовался метод анализа ранних детских воспоминаний по А.Адлеру. "Нам с братом родители сказали: -"Кто из вас научится быстрее читать, того возьмем с собой в Москву. Москва была для меня , пятилетнего, чем-то очень интересным, сильно хотелось поехать. И я сам!! научился читать. Первым. А родители взяли брата." После анализа текста воспоминания по схеме предложенной Адлером и описанной Е. Сидоренко ( подробно в моей статье http://www.psyoffice.ru/article/childhood_memory ) выявлена формула жизненного стиля автора воспоминания: " Жизнь - это несправедливость, чем больше усилий ты прикладываешь к реализации цели, тем хуже, достигает большего не тот, кто стремится, а тот кто ничего не делает, только страдает". Молодой человек, 27 лет имеет брата-близнеца, которого родители "любят больше", он много болел втдетстве и в семье сложилась традиция -" все для младшего брата". Родители эмоционально и материально всегда поддерживали брата, при абсолютной пассивности он получил все о чем мечтал - профессию, квартиру, благополучие, а старший самостоятельно преодолевал трудности, сам получил образование, работал, приобрел жилье. Кризис случился после длительного стресса на работе и когда не получилось завоевать любимую девушку. Возникло "препятствие"- "подавился рыбной костью", не мог есть и ходить на работу, долго обследовался у хирурга. Фактически, пациент "попытался " реализовать стереотип поведения, который с детства наблюдал у брата. Этот случай, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует концепцию Адлера и в последующей психотерапевтической работе именно осознание и реориентация формулы жизненного стиля оказались эффективными.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|