|
К вопросу о любви как маркере субъектностиАвтор статьи: Мельник Наталья Юрьевна
На современном этапе развития общества предпринимаются попытки качественно новым образом решить проблему организации жизнедеятельности современного человека, уделяется внимание вопросам использования личностных ресурсов и возможностей, так как предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, ответственности человека. Это объясняет интерес к проблеме субъектности, которая до сих пор является открытой для исследований.
Начало исследованиям проблемы субъектности положили труды С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Э. Чудновского, К.А. Абульхановой -Славской, идеи которых нашли своё продолжение в работах С.Д. Дерябо, М.В. Исакова, В.А. Конопкина, О.K. Осницкого, В.А. Петровского, В.А. Татенко. По мнению С.Д. Дерябо, субъектность - целостная характеристика активности человека, которая проявляется в его витальности, деятельности, поведении, общении, самосознании как тенденция к самовоспроизводству. Субъектность не только выступает в актах целеполагания, то есть предполагает наличие постоянно обновляющегося "образа-эталона", направляющего процесс воссоздания, но и подразумевает свободу и развитие, так как именно сам индивид, а не кто-то другой осуществляет воспроизводство, направляет этот процесс и указывает на его завершение. Нами была предпринята попытка изучить вопрос проявлений субъектности человека, которая может реализовываться в определенном наборе характеристик, таких как: а) активность; б) понимание, принятие и уважение другого; в) свобода выбора и ответственность за него; е) саморазвитие. Именно перечисленные выше характеристики, по мнению Э. Фромма, составляют сущность действенной любви. Рассмотрим это подробнее. По мнению М.С. Пека, любовь – это не чувство, а действие, деятельность. Активность любви проявляется в способности личности к самоотдаче и дарению. В этих актах «отдавания» воплощается сила личности, ее духовное богатство, уверенность и высшее проявление жизнеспособности. Люди, связанные такими отношениями, перестают воспринимать друг друга как объекты воздействия: учитель учится у своих учеников, актера вдохновляют его зрители, пациент лечит своего врача, при этом они видят ценность и в себе, и в другом. При таком варианте взаимосвязь симметрична и носит характер подлинного субъектного взаимодействия. Общее определение любви включает такой компонент как уважение, которое является не страхом и благоговением, а способностью видеть человека таким какой он есть, осознавая его уникальность, желанием, чтобы другой человек развил свою уникальность ради него самого. Такие отношения лежат в основе формирования субъектной позиции, которая проявляется как способ реализации одним человеком своей человеческой сущности в процессе деятельности, открывающей и усиливающей сущность другого. Ответственность анализируется Э. Фроммом как важный компонент любви. Данный феномен, по его мнению, мы можем рассматривать не как обязанность, а как добровольный акт готовности отвечать за себя. Быть ответственным за что-то - это значит: осознавать свою взаимосвязь с другим человеком, ситуацией, событием; искать причины происходящего в себе; относиться с уважением к событиям, к людям, к ситуации; определять свою позицию по отношению окружающему миру, основанную на самых глубоких человеческих качествах. Такая ответственность может рассматриваться также как одна из важных характеристик субъектности: "Подлинный характер действует по своей инициативе… не допускает, чтобы другой думал и решал за него. Он будет готов принять на себя вину за свое деяние и нести за него ответственность", - писал Г. Гегель. Одним из проявлений сущности действенной любви, составляющим основу субъектности человека, является саморазвитие как способность выходить за пределы собственных границ и за рамки, которые ставят нам обстоятельства. Деяние любви есть акт саморазвития, который проявляется, прежде всего, во взрослении и способности выйти за границы собственного Я. Любовь не только дает нам побуждение к решительным переменам, она лежит и в основе мужества, необходимого для рискованных действий. Если человек решается совершить прыжок в неизвестность психологической независимости и уникальной индивидуальности, ему открывается свободный путь к духовному росту, к самореализации, к созданию своего «бытия», по отношению к которому он будет «лежащим в основе». Таким образом, основные составляющие любви, выражаемые в таких личностных характеристиках как активность, ответственность, способность к уважению другого и к саморазвитию, позволяют более ярко проявляться субъектности как личностному свойству. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|