|
«Пространство вариантов» коучинговая игра.Автор статьи: Кривомазов Павел Тимофеевич
«Пространство вариантов» коучинговая игра. Недавно послушал по радио интервью с психологом, темой которого были психологические игры. Ведущего интересовали вопросы, чем так уж полезны психологические трансформационные игры, чем они лучше или хуже консультаций, какие задачи они позволяют решать. Решил сам для себя задать подобные вопросы, и вот к каким выводам пришел. Психологические трансформационные игры в широкой практике психологов появились недавно, не более 10 лет. Повторюсь, именно в практике психологов. Некоторые игры существуют более длительный срок, например «Трансформация», но они использовались как инструменты духовного роста или как коучинговый инструмент. В общем, данные направления игр и сейчас очень актуальны и широко применяются, можно сказать, что 90% игр решают эти задачи. Но появляются игры, разрабатываемые психологами, которые направлены на решение не только вопросов духовного развития, мотивации или планирования, но и на прояснение ведущих установок человека, их коррекцию, анализа родовых сценариев и т. д.. А эти задачи уже надо отнести именно к психотерапевтической практике. Тогда потребитель психологических услуг может спросить о том, зачем играть, если сразу можно пойти к психологу, в чем польза, в чем преимущество. Польза в том, что игра позволяет провести профилактическую работу над собой для того, чтобы избежать серьезных психологических травм и проблем. Например, у вас есть определенные убеждения по поводу себя и окружающих людей. Эти убеждения большую часть времени были адекватны и соответствовали окружающей вас действительности. Но в последнее время у вас начались проблемы, небольшие, нечасто случающиеся, но они появились. Что делать? Как вариант попробовать пересмотреть свои убеждения и, при необходимости, скорректировать их. Идти из-за этого к психологу большинство людей не захотят, а вот рассмотреть их в игровой форме смогут. То есть игра становится методом психологического просвещения и профилактики психологического здоровья. Игра позволяет активизировать групповые процессы, тем самым более адекватно моделируя жизненные ситуации, что позволяет человеку, участникам понять свой стиль поведения, то, как он отражается на семье, на коллективе, и скорректировать его. Игра, как технология коррекции отношений в коллективе, может стать более эффективной технологией, нежели классическое консультирование. Естественно, для выполнения всего спектра поставленных задач и ожиданий, необходимо, чтобы игру вел специалист. Не просто человек, которому при покупке игры прислали по почте сертификат ведущего, а именно специалист с образованием психолога или коуча. Здесь, как и везде, инструмент эффективен только в руках специалиста. А сейчас я хотел бы представить вашему вниманию свою новую игру «Пространство вариантов». Сразу оговорюсь, идею игры подчерпнул у авторов колоды ассоциативных карт «1000 дорог», но внес в нее свои изменения и взгляды. Цель игры: моделирование жизненных ситуаций, их анализ, поиск решений и стратегий достижения целей. Инструменты: колода ассоциативных карт «Вещие путеводные сказки», карточки с афоризмами (я взял афоризмы из сказки «Алиса в стране чудес»), фишки для игроков, дневники для игроков. Участники: 4 игрока и ведущий. Время для игры: 2,5 часа. Ход игры. Ведущий перед началом игры создает игровое поле из карт колоды, раскладывая карты в квадрат со сторонами 6х6 (фото приведено для примера, здесь меньше карт). Причем, карты, расположенные по периметру квадрата открыты, а находящиеся в его центре закрыты. Участники игры выбирают из открытых карт одну, которая будет для них ассоциироваться с их текущей ситуацией, и ставят на нее свою фишку. Также выбирается карта, символизирующая цель, которую хочет достичь участник, ставя на нее звездочку. Ходы участники делают по очереди, отвечая на вопросы и записывая выводы в свой дневник игрока. Ход заключается в том, что участник перемещает свою фишку от карты к карте, постепенно приближаясь к карте цели. За один ход можно перейти только на одну карту. Чтобы перейти на следующую карту, участник должен пройти по «мосту изменений» - он должен наугад вытащить 3 или 4 карточки с афоризмами и соединить ими карту, на которой он находится, с соседними картами. Ознакомившись с афоризмами и разобравшись, что они могут символизировать для него в контексте его ситуации, игрок делает выбор, куда ему направиться. Афоризм символизирует действие, которое человек совершит в жизни. Перейдя на новую карту, игрок вскрывает ее и анализирует, определяя, на какие именно изменения в его жизненной ситуации может указывать карта. Все результаты анализа игрок проговаривает и записывает в свой дневник. На этом ход игрока заканчивается, и он убирает «мосты изменений» с игрового поля обратно в колоду с карточками афоризмов. Ход переходит к следующему игроку. Игра заканчивается, когда все игроки достигают карт, символизирующих их цели, или когда игрок решает прекратить движение к цели, переосмыслив ее или поняв, что слишком дорого она ему обходится. Уходя с игры, участники уносят с собой свои дневники, опираясь на которые, они смогут в реальной жизни использовать созданный ими план действий для достижения своих целей. Дневник игрока. Начальная ситуация. - Опишите особенности вашей текущей ситуации, на которые «указывает» ваша карта. - Что в ней вас устраивает? - Что вас в ней не устраивает? - Что хотели бы изменить в ней? Ваша цель. - Опишите особенности вашей цели, на которые «указывает» ваша карта. - Что в ней вас привлекает? - Что вас в ней настораживает? Описание и анализ хода. - Проанализируйте все «мостики изменений», соединяющие вашу текущую карту с соседними картами. На какие возможные действия в контексте вашей ситуации могут указывать написанные на них афоризмы? - Что даст вам каждый «мостик изменений», если вы пойдете по нему? - Что вы можете потерять, пройдя по этим «мостикам изменений»? - Какой «мостик изменений» вы все же выбрали и почему? Проанализируйте новую карту, на которую вы перешли. - Опишите особенности вашей текущей ситуации, на которые «указывает» ваша карта. - Что в ней вас устраивает? - Что вас в ней не устраивает? - Что хотели бы изменить в ней? Выводы по результатам игры. После того как игра закончилась, участники анализируют, какие их ходы были наиболее успешными, на их взгляд, и на какие реальные действия в жизни они могут указывать. Анализ фиксируется в плане действий для достижения целей. Особенностью плана является то, что на каждом его этапе игрок прописывает, что конкретно он хочет достичь (критерии цели), в какие сроки, сколько усилий готов затратить. План пишется в виде таблицы, в которой есть строки по оценке результатов деятельности, награждения за них, возврата к началу, если результаты не удовлетворяют. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|