|
Памятка педагогам о детях ИндигоАвтор статьи: Астафьев Игорь Владимирович
Дети Индиго требуют к себе большего внимания и заботы, чем обычные дети. Их неуёмный характер не позволяет им долго сосредотачиваться на одном деле, предмете, объекте, так как им надо гораздо больше впечатлений и разнообразия. Они позволяют себе сосредоточиться долго лишь на том, что им действительно кажется интересным. Маленькие дети отличаются живостью характера, неуёмностью, непоседливостью, вспыльчивостью, амбициозностью, непосредственностью суждений. Им не ведом страх, чувство вины, стыд. Они самодостаточны и знают себе цену, и живут интуитивно, спонтанно. Они хорошо знают, чего они хотят и ещё лучше знают, чего они не хотят. Они мыслят нестандартно – это одна из их отличительных особенностей. Извечный детский вопрос «почему?» сменился на «зачем?», так как «новые» дети имеют очень сильную волевую установку на осознанные действия. Их невозможно заставить делать что-то, в чём, по их мнению, нет для них смысла. Эти дети в гораздо большей степени, чем другие отражают в своём поведении, как в зеркале, все несовершенства и проблемы взрослых, с которыми они часто контактируют, в частности своих родителей. И их поведение, подчас, очень вызывающее, шокирующее, не что иное, как желание показать нам наши подсознательные психологические проблемы, неверные установки. Эти дети почти не управляемы, гиперактивы, у них может наблюдаться резкая смена настроений, они своенравны, вольнодумны, знают себе цену, не терпящие насилия над собственной волей, не признающие авторитетов, ни кого и ни чего не боятся. Часто плохо учатся в школе, нарушают дисциплину, лгут. У них снижен объём памяти и способность к запоминанию, проявляются различные нарушения в эмоционально-волевой сфере, и т.д. Дети Индиго болезненно реагируют на неискренность и лицемерие взрослых. А также остро чувствуют несправедливость по отношению к себе и близким. Часто таким детям специалисты ставят диагнозы СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а также ММД (минимальная мозговая дисфункция), ЗПР,РДА (ранний детский аутизм) и шизофрению. У таких детей часто могут наблюдаться проблемы в речевом развитии, в чтении, нарушения в пространственной ориентации. Часто, они оказываются левши или даже амбидекстры (двурукость), а значит, по-другому воспринимают и обрабатывают получаемую информацию, что ведёт к трудностям в обучении по общепринятым стандартам образования. Общеобразовательная программа для них не подходит. А вот альтернативные методы обучения, например, методика М. Монтессори, педагогика Ш. Амонашвили или вальдорфские школы и подобные им оказываются более результативными. Очень часто своим поведением они протестуют против сложившейся за долгие годы системы образования, не желая учиться традиционным способом. При этом они могут предложить свой способ изучения или подачи учебного материала. Если к ним не прислушиваются, они могут вообще забросить учёбу, либо пытаются любым способом избавиться от тех, кто их не принимает и/или не понимает. 1. Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом). 2. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение. 3. Они не сомневаются в собственной значимости. Нередко они сообщают своим родителям, «кто они есть». 4. У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки, и признают только свободу выбора. 5. Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди. 6. Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где, вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции. 7. Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и их нежелание приспосабливаться к существующей системе. 8. Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность. 9. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины. 10. Они не стесняются, давая вам понять, в чём испытывают нужду. 11. Они в большей степени, чем другие дети нуждаются в любви и направляющей их заботе. 12. Эти дети ждут уважительного к себе отношения и требуют, чтобы с ними общались на равных. 13. Маленькие Индиго высказывают возмущение по поводу мировых проблем, войн, экологии, коррупции правительств и т.д. 14. Часто, маленькие Индиго могут говорить и рассуждать о таких вещах, которых они не могут знать или понимать по возрасту.
Педагогические рекомендации Прислушайтесь к тому, что они хотят вам сказать. Вы не обязаны все выполнять, но хотя бы выслушайте их. Разговаривайте с ними; обдумайте их идеи и решите, что вы можете использовать, а что нет. Признавайте их заслуги. Видите ли, Индиго совершенно не выносят снисходительного обращения. Им нужен открытый, откровенный диалог. То, что вы на двадцать лет старше, еще не дает вам права чувствовать свое превосходство. Уважение Индиго нужно заслужить. Говорите с ними. Относитесь к ним так, будто у них в голове есть мозги, даже если вам иногда кажется, что она совершенно пустая.
Учебный план Учебный план разрабатывайте с учётом индивидуальности учеников, там, где это возможно, — их разнообразных потребностей и в соответствии с уровнем их знаний и навыков. Темы для занятий придумываются по ходу урока. Например: работа группой, самостоятельная работа, литература для повторения, исследовательские опыты. Иногда ученикам дается возможность самим выбрать тему или, руководствуясь заданными параметрами, интересующую их область знаний. Такой подход предоставляет широкий спектр возможностей для выбора задач — от самых простых до сложнейших — и способен удовлетворить тягу учеников к тому или иному стилю обучения. Обычно учащиеся, которые в традиционной школе нуждались в дополнительной поддержке, также выбирают задания повышенной сложности. Хотя для подготовки требуется как следует поработать, эти затраты окупаются сторицей. Здесь приводится список занятий, разработанных как для более слабых учеников, так и для хорошо успевающих. Сюда входит: * наблюдение; * распределение по группам и классификация; * проработка, запоминание, повторение; * сравнение, противопоставление; * аргументирование, суждение; * применение; * разработка; * творчество. Оценка может быть дана самим учеником, одноклассниками или учителем. Обучение может принимать различные формы: изучение журналов, наглядных пособий, презентации, демонстрации, ролевые игры, анализ, отбор критериев оценки, написание смешных заметок, конференции или съёмка фильмов. Ученики часто обсуждают эти формы, а иногда учитель сам выбирает для них вид деятельности. Так как дети Индиго часто бывают гиперактивными и импульсивными, то для них подойдут некоторые рекомендации для детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности: Рекомендации учителям: — старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. — не забывайте включать в урок физкультминутки; — разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса или выходить в коридор; — редоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу. — направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д. — спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим. — избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ; — большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них; — не давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия. — для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком. создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний; — научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных; — когда ребенок отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания. — старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные; — если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально. — обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения; регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
Список используемых источников 1. Гегенкамп К. Энциклопедия Индиго, изд. «София» - М. 2007 2. Вёрче Д. Забота о детях Индиго, изд. «София» - М. 2007 3. Куртышева М.А. Дети Индиго – наше будущее?, изд. «Питер» - С.- Петербург, 2007 4. Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго, изд. «София» - М. 2007 5. Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго-2, изд. «София» - М. 2007 6. Сайт психолога В. Пугача, http://pougach.net.ru Альтернативное мнение о СДВГ. 7. Сайт психолога В.Пугача, http://pougach.net.ru Нарушения внимания у школьников. Мифы и реальность.
* При копировании материалов, ссылка на сайт b17 обязательна!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|