|
Памятка родителям о детях ИндигоАвтор статьи: Астафьев Игорь Владимирович
Такие дети качественно отличаются структурой своей психики и нестандартны в своём поведении. Родители, педагоги, воспитатели, психологи, да и медицинские работники утверждают, что эти дети почти не управляемы, гиперактивы, у них может наблюдаться резкая смена настроений, они своенравны, вольнодумны, знают себе цену, не терпящие насилия над собственной волей, не признающие авторитетов, ни кого и ни чего не боятся. Часто плохо учатся в школе, нарушают дисциплину, лгут. У них снижен объём памяти и способность к запоминанию, проявляются различные нарушения в эмоционально-волевой сфере, они не способны к достаточно долгой концентрации внимания, и т.д. Чутко чувствуют чужое враньё, неискренность и болезненно на это реагируют. Часто таким детям специалисты ставят диагнозы СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а также ММД (минимальная мозговая дисфункция), ЗПР (задержка психического развития) и даже РДА (ранний детский аутизм) и шизофрению. У таких детей часто могут наблюдаться проблемы в речевом развитии, в чтении, нарушения в пространственной ориентации. Маленькие Индиго требуют к себе гораздо больше внимания, уважения, признания их личности. Они требуют считаться с ними как с полноправными членами общества. Характер у них непоседлив. Зная, чего они хотят, они стараются добиваться этого, чего бы им это не стоило. С возрастом у них появляются грандиозные планы, которые требуют реализации. Они очень чутко реагируют на отношение к себе других людей. Им необходима поддержка и любовь для осуществления своих планов. Будучи нетерпимыми, к насилию над личностью, над собственной волей они попытаются устранить всё, что их в этом ограничивает и мешает самореализации. Им не ведом страх, чувство вины, стыд. Они живут интуитивно, спонтанно. Они хорошо знают, чего они хотят и ещё лучше знают, чего они не хотят. Они мыслят нестандартно – это одна из их отличительных особенностей. Извечный детский вопрос «почему?» сменился на «зачем?», так как «новые» дети имеют очень сильную волевую установку на осознанные действия. Их невозможно заставить делать что-то, в чём, по их мнению, нет для них смысла. Эти дети в гораздо большей степени, чем другие отражают в своём поведении, как в зеркале, все несовершенства и проблемы взрослых, с которыми они часто контактируют, в частности своих родителей. И их поведение, подчас, очень вызывающее, шокирующее, не что иное, как желание показать нам наши подсознательные психологические проблемы, стрессы, неверные установки. В отличие от других детей, они с завидным упорством могут противостоять чужой воле, невзирая на возраст и чужие мнения, и всеми возможными способами отстаивают право оставаться самими собой. Часто, они оказываются левши или даже амбидекстры (двурукость), а значит, по-другому воспринимают и обрабатывают получаемую информацию, что ведёт к трудностям в обучении, по общепринятым стандартам образования. Общеобразовательная программа для них не подходит. А вот альтернативные методы обучения, например, методика М. Монтессори, педагогика Амонашвили или вальдорфские школы и подобные им оказываются более результативными. «Существуют четыре типа Детей Индиго, каждый из которых имеет свою определённую жизненную программу: 1. ГУМАНИСТЫ: они служат массам и намерены работать с людьми: это будущие врачи, юристы, учителя, моряки, бизнесмены и политики. Они гиперактивны, коммуникабельны и способны разговаривать с кем угодно, как угодно долго, в очень дружественной манере. У них есть стойкие убеждения. Физически они неуклюжи. В детстве они не могут понять, как можно играть только с одной игрушкой. Они вываливают из ящиков абсолютно всё, а потом могут играть, а могут вообще ни к чему не притронуться. Если вы велите ему убрать свою комнату, то вам придётся неоднократно напоминать ему об этом, ибо он рассеян. 2. КОНЦЕПТУАЛИСТЫ: этот тип Индиго погружён в свои прожекты гораздо больше, чем все остальные. Это будущие инженеры, архитекторы, дизайнеры, астронавты, пилоты и военные. Обычно они хорошо сложены. Они хотят управлять, и чаще всего объектом управления становится их матери, если это мальчики; либо отцы – если это девочки. Этот тип Индиго имеет склонность к пагубным привычкам, особенно к наркотикам в подростковом возрасте. 3. ХУДОЖНИКИ: эти дети гораздо более чувствительны, чем представители других категорий Индиго. Обычно они лёгкого телосложения, хоть и не всегда. Они погружены в разного рода исскуства. Они склонны к творчеству, это будущие учителя и художники. К какой бы сфере человеческой деятельности они ни обратились, они всегда сохраняют творческий подход. В возрасте 4-10 лет они могут перепробовать себя в полутора десятка видов творчества. 4. ЖИВУЩИЕ ВО ВСЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ: они крупнее, чем другие Индиго. Когда им исполняется год или два, вы уже не можете им ничего сказать. Они отвечают вам: «Я знаю. Я могу сделать это сам». Это те люди, которые несут в мир новые философии, религии. Они могут быть задирами и забияками, потому что они значительно крупнее и потому что не умеют приспосабливаться, как остальные три типа».
Качества присущие детям Индиго 1. Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом). 2. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение. 3. Они не сомневаются в собственной значимости. Нередко они сообщают своим родителям, «кто они есть». 4. У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки, и признают только свободу выбора. 5. Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди. 6. Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где, вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции. 7. Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и их нежелание приспосабливаться к существующей системе. 8. Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность. 9. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины. 10. Они не стесняются, давая вам понять, в чём испытывают нужду. 11. Они в большей степени, чем другие дети нуждаются в любви и направляющей их заботе. 12. Эти дети ждут уважительного к себе отношения и требуют, чтобы с ними общались на равных. 13. Маленькие Индиго высказывают возмущение по поводу мировых проблем, войн, экологии, коррупции правительств и т.д. 14. Часто, маленькие Индиго могут говорить и рассуждать о таких вещах, которых они не могут знать или понимать по возрасту.
Многие исследователи феномена Индиго отмечают, что к таким детям нужен совершенно другой подход воспитания и обучения. Они в большей степени, чем другие дети нуждаются в любви и направляющей их заботе. Они ждут от взрослых точных и простых объяснений на свои непростые вопросы.
Рекомендации родителям
Но не вмешивайтесь в учебный процесс, не отвлекайте ребенка.
Как помочь детям справиться со своими эмоциями... особенно с гневом Исключите медицинские причины. Обратитесь к натуропату, аллергологу, специалисту по акупунктуре который поможет вам установить, не является ли причиной агрессии и раздражительности биохимический дисбаланс в организме ребенка. Довольно часто у таких детей обнаруживается недостаток магния, витаминов В и D, кальция, а также гормональные нарушения. У детей, склонных к пищевой или другой аллергии, бывают значительные перепады в настроении. (В большинстве случаев она возникает в связи с избыточным потреблением изделий из белой муки, сладостей, газированных напитков, молочных продуктов, а также под воздействием загрязнения окружающей среды).
Исключите проблемы с учебой. Постоянные неудачи в школе могут стать для вашего ребенка серьезной причиной недовольства и раздражительности. Вы должны знать об этом. Если другого выхода не остается, можно перевести ребенка на домашнее обучение. Обратитесь к специалистам по работе с телом. Мануальная терапия, Рэйки, различные целительские практики и физические упражнения, йога, цигун, дыхательные практики (пранаямы), заземление, медитации — вот только некоторые методы, которые могут помочь вашим детям справиться со своими переживаниями. Энергия блокируется в разных частях тела, и ее следует разблокировать. Подарите учителю своего ребенка книгу о Детях индиго.
Помогите ему найти себе занятие. Вариантов может быть множество. Ваш ребенок мог бы порисовать, побросаться подушками, попрыгать, покричать, побить боксерскую грушу, заняться боевыми искусствами, побить в барабан, поиграть в мяч, пообниматься с вами, пройти сеанс Рэйки, покачаться на качелях, заняться йогой, выплеснуть свои чувства на листе бумаги, изобразить их в рисунке, принять ванну с морской солью, заняться поднятием тяжестей, прогуляться по лесу или берегу моря, поболтать о всякой всячине, попрыгать на батуте, написать стихотворение или спеть песню.
Спросите о причинах такого поведения вашего ребёнка; о том, как он хочет, чтобы вы к нему относились; что, с его точки зрения, неправильно в вашем воспитании его; Расскажите ему, что вы чувствуете по поводу его поведения; расскажите ему, как бы вы хотели, чтобы он себя вёл; о том, что вы считаете неприемлемым в его поведении; о том, что вы ждёте от него.
Установление границ и руководство Ниже приводятся некоторые, весьма эффективные методы, которые обеспечивают дисциплину, не ущемляя достоинства ребёнка. 1. Когда вы отдаете распоряжения, вы можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери». Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи. 2. Сообщайте детям заранее, что они должны подготовиться к какому-то занятию, например к обеду, через пять минут. 3. Предоставляйте детям как можно больше возможностей для выбора. Если они обычно не идут обедать, скажите им, что у них есть выбор, когда им прийти. Если они специально испытывают ваше терпение и провоцируют вас, не соглашайтесь на то, чтобы изменять уже предоставленные возможности. Если же они предлагают альтернативу, что вполне допустимо, то можете согласиться. 4. Всякий раз объясняйте им, почему вы хотите, чтобы то или иное дело было сделано. 5. Вместе с детьми обсудите, каковы будут ответные меры на их плохое поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать по дому игрушки, и я должна перешагивать через них. Что мы будем делать с этим? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберёшь свои игрушки?» И всегда придерживайтесь этого уговора. 6. Выделите стул или тихий уголок в доме для «тайм-аутов», куда ребёнок будет отправляться в случае наказания. Вы не должны отсылать детей просто в их комнату, где полно игрушек и всяких интересных вещей, с которыми можно поиграть во время наказания. 7. Если ребёнок расшалился, вы можете попросить его успокоиться на счет «три». Если вы досчитали до трёх, а он не прекратил безобразничать, его следует наказать. 8. Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете своего ребёнка к порядку, не читайте ему нотаций и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Толя, я не собираюсь спорить с тобой. Бить других людей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумал о своем поведении. Отправляйся сейчас же в тихое кресло». Дети должны твёрдо знать, что любое действие имеет последствия. Если ребёнок кричит или ведёт себя плохо, вы должны продлить время наказания. Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребёнка, понял ли он, почему был наказан. 9. Вы можете завести дома карту со звёздочками или график, где в течение определённого времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребёнка. Когда наберётся достаточное количество этих заметок, ребёнок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде прогулки или поездки куда-нибудь. 10. Не забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо себя ведут, и хвалите их за то, что они отвечают вашим ожиданиям: «Я рада, что ты...» или «Это здорово, что ты...» 11. Попросите ребёнка воспроизвести ту модель поведения, которую вы от него ожидаете: «Толя, нехорошо бегать по дому в грязной уличной обуви. Ты можешь показать мне, как нужно вести себя в таком случае?». Все описанные ниже действия можно использовать в игровой ситуации, когда никто не боится проиграть или оказаться не на высоте, а контролировать игру могут в равной степени все её участники. 1. Малыши до трёх лет (от рождения до трёх лет): * Предоставьте ребёнку уютное местечко, набросайте туда подушки и мягкие игрушки, чтобы он мог там понежиться. * Поиграйте с ребёнком в прятки или в кошки-мышки, с участием мягких игрушек или домашних животных. * Поиграйте с водяными игрушками (ситечками, воронками, чашками или лодочками) в пластиковом тазике или переносном бассейне. Добавьте в воду голубой или зелёный пищевой краситель для большего эффекта. * Почитайте вместе с ребёнком его любимые книжки. 2. От трёх до шести лет: * Сыграйте для ребёнка какую-нибудь роль из его любимого произведения. * Пригласите ребёнка присоединиться, но не настаивайте на его участии. * Спойте вместе детскую песенку. * Проговорите вместе детские считалочки. * Имитируйте вместе танцы животных, например ящерицы, лягушки или кенгуру. * Постройте вместе домики из песка или конструктора. * Почитайте вместе книжки. * Послушайте вместе аудиокассеты с записями детских произведений. 3. От семи до двенадцати лет: * Соберите вместе конструктор. * Поиграйте вместе в настольные игры. * Посмотрите вместе по телевизору передачу о природе, животных или путешествиях. * Поразгадывайте вместе загадки. * Почитайте и сыграйте роли ваших любимых персонажей из книг. 4. Двенадцать лет и старше: * Погуляйте вместе с ребёнком и домашними животными или покормите животных в парке. * Поиграйте вместе в мяч. * Разыграйте пантомиму, например рассеянного человека, у которого надеты носки разного цвета или который забыл, как его зовут. * Попробуйте изобразить различные чувства: весёлость, недовольство, гнев, грусть, гордость или непонимание. * Поиграйте вместе в компьютерные игры. * Читайте вслух попеременно автобиографии людей, которыми вы восхищаетесь. * Посмотрите вместе фильмы на видео. * Послушайте вместе музыку.
Дисциплина с любовью. Она включает следующие принципы: * Постоянно информируйте ребёнка и поддерживайте его вовлечённость в события. * Предотвращайте малейшее недопонимание простыми объяснениями. * Не противодействуйте ребёнку. * Избегайте приказного тона. * Выполняйте свои обещания. * Реагируйте на любую ситуацию без проволочек. * Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. * Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребёнку. * Если всё-таки необходимо сделать «внушение», сделайте это наедине. * Обсудите с ребёнком его поведение, вызвавшее необходимость «внушения». * А потом побудьте вместе и убедитесь, что он правильно всё понял. Самым большим сюрпризом будет то, что ребёнок станет уважать вас за ту мудрость и проницательность, которые вы проявили, позволив свободно течь его «индиговской» энергии!
Если ваш ребёнок гиперактивный Исследования показывают, что дети с подозрением на Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который часто ставят и детям Индиго, принимавшие комплексные витамины и минералы начинали вести себя более спокойно и уравновешенно, их успехи в учёбе повышались. Более того, такие дети становились более общительными и жизнерадостными. Ещё одно средство, которое способствует более сбалансированному и гармоничному состоянию таких детей это сине-зелёная водоросль - спирулина-платенсис. Она стабилизирует уровень сахара в крови, в ней не содержатся токсины, но имеются жизненно необходимые витамины (особенно много бета-каротина и витамина В12). По словам родителей, детей употреблявших эту водоросль, она творит «чудеса» с их неугомонными детьми. Дети становятся гораздо спокойнее, уравновешеннее и послушней (водоросль продаётся без рецепта, в аптеках).
Рекомендации родителям гиперактивных детей: - проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; - избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку; - повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; - выслушивайте то, что хочет сказать ребенок; - для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. - уделяйте ребенку достаточно внимания; - не допускайте ссор в присутствии ребенка. - чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; - снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания; - оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; - избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. - помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть; - придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля; - не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка; - чаще хвалите действия и поступки ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям; - составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком; - не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; - помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; - не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев; - вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д. - поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение) - давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия. - старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика и плавание. - поговорите с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.
Некоторыми авторами отмечается, что у новых детей наблюдается «полярная», т.е. противоположная реакция на некоторые лекарства. От стимулирующих препаратов успокаиваются, а от успокаивающих – возбуждаются. Российский исследователь, психолог В.Н. Пугач заметил также зависимость между количеством сахара в крови и поведением детей. На некоторых «новых» детей сахар действует как наркотик – после употребления сахара или продуктов содержащих сахар, дети становятся гиперактивными. Если вы заметили такую зависимость у своих детей, то следует ограничить употребление ими сахара и сахаросодержащих продуктов и заменить их сухофруктами, мёдом. Также исключите, по возможности максимально, продукты содержащие искусственные красители, вкусовые добавки, эмульгаторы, загустители, (особенно Е- 621 (глутомат натрия), Е- 951 и многие другие) – чипсы, чокопай, жвачка, леденцы для освежения дыхания, чёрный чай в пакетиках и т.д. и т.п. (см. книгу Михаила Ефремова «Осторожно! Вредные продукты»). Источники 1. Гегенкамп К. Энциклопедия Индиго, изд. «София» - М. 2007 2. Вёрче Д. Забота о детях Индиго, изд. «София» - М. 2007 3. Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго, изд. «София» - М. 2007 4. Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго-2, изд. «София» - М. 2007 5. Сайт психолога В.Пугача, http://pougach.net.ru Новые тенденции в развитии детей Индиго. * При копировании материалов, ссылка на сайт b17 обязательна! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|