В тени кушетки Фрейда: портреты психоаналитиков в их кабинетах

Марк Джеральд – профессиональный фотограф и психоаналитик. Марк создал серию фотопортретов психоаналитиков в их собственных кабинетах. Герои проекта Марка – это психоаналитики разных возрастов и национальностей, мужчины и женщины, уже почтенные, уважаемые лидеры психоаналитического сообщества и только начинающие свой тренинг специалисты. Фотосессии проводились в кабинетах Нью-Йорка и его окрестностей, в Сан-Франциско, в Окленде и Беркли, в Калифорнии, в Кембридже и Стокбридже, в Массачусетсе, Флориде, Мехико, Лондоне, Париже, Афинах, Буэнос-Айресе и Мадриде.

В тени кушетки Фрейда портреты психоаналитиков в их кабинетах

Кушетка – незыблемость традиции

Викторианский кабинет Зигмунда Фрейда с кушеткой и драпировкой восточными коврами стал законодателем стиля и техники для всех психоаналитиков первой половины XX века. Сегодня отреставрированный кабинет Фрейда в Вене на Бергассе, 19 – это музей, туда может прийти любой желающий и своими глазами увидеть знаменитую кушетку, точнее маленький диван, который до краёв заполнялся подушками так, что пациент фактически сидел. Этот самый первый образ психоаналитического пространства стал внутренним ориентиром для многих и многих последователей Фрейда. Каждый аналитик знает о том, как жадно мы ищем модели для идентификации в начале своего профессионального пути, как много у нас «предков» и как тяжело потом бывает найти свой собственный голос, свою индивидуальность для того, чтобы чувствовать себя комфортно в своём собственном кабинете и в своей практике.

Сегодня кабинет Фрейда или, по крайней мере, отдельные его элементы, скажем, всё та же знаменитая кушетка, по-прежнему являются объектами идентификации. Марк фотографировал кабинеты психоаналитиков в Южной Америке, Мексике, Европе и Соединенных Штатах и многие из них в своей работе вообще не использовали кушетку, предпочитая работать «лицом к лицу», но при этом почти всегда в кабинете кушетка всё-таки присутствовала. Один из психоаналитиков даже признался: «Я в своём подходе кушетку не использую, пациенты всегда сидят. Но если бы у меня совсем не было кушетки, я бы не чувствовал себя настоящим психоаналитиком». В каком-то смысле кушетка – это часть психоаналитического контракта, она действительно кое-что узаконивает. Ведь психоаналитики не имеют ни стетоскопов, ни рентген-машин, ни униформы, ни других знаков отличия. Но у них абсолютно точно есть кушетка!

В интервью «Таймс» Марка спросили: «А что пациент подумал бы, если бы пришёл в кабинет терапевта, а там бы не оказалось кушетки?»
Марк: «Он бы подумал, что находится на приёме у когнитивно-поведенческого терапевта» (Смеётся).

Приватность психоаналитического кабинета

Психоаналитик и психоаналитическое пространство, физическим воплощением которого является кабинет, создают совершенно особую атмосферу. Здесь комната и личность психоаналитика становятся специальным «экраном» для воплощения проекций, переносных реакций и фантазий пациентов. Постороннему человеку попасть в это особое аналитическое пространство почти невозможно, ведь конфиденциальность – один из основных принципов психоанализа, причём этот принцип распространяется не только на информацию о пациенте, но и на частную жизнь самого психоаналитика. Марк признаётся, что ему очень повезло – его радушно приняли в этих особых психоаналитических пространствах, где практикуют его коллеги, верные последователи Фрейда, исследователи фантазий, страхов и снов.

В оформлении своих кабинетов психоаналитики зачастую придерживаются некоторых общих правил, которые исходят из представления о том, что кабинет психотерапевта – это место для самоисследования и уединения, то есть для процессов крайне важных, интимных, но трудноосуществимых в современном мире, таком стремительном, агрессивном и динамичном. Поэтому пациент должен чувствовать себя в кабинете в первую очередь в безопасности. Какие конкретные предметы интерьера способствуют созданию этой атмосферы безопасности? Здесь существует несколько тенденций, опять же идущих от Фрейда. Это использование предметов искусства, книг, картин, которые служат объектами воспоминаний и ассоциаций и являются очень важной составляющей психоаналитического кабинета. Многие психоаналитики используют в оформлении своего кабинета цветы, о которых ещё Фрейд заметил, что у них «нет ни эмоций, ни конфликтов».

Не нужно забывать о том, что кабинет должен оставлять чувство безопасности и комфорта и у самого аналитика. Работа психоаналитика заключается в том, чтобы оставлять свой ум и своё сознание открытыми для резонанса с различными элементами своей психики и психики пациента. Это проще сделать в окружении каких-то ценных и значимых для себя объектов. Например, книг, которые являются важной частью жизни и обучения психоаналитиков.

Нейтральность и субъективизм психоаналитического кабинета

Марк рассказывает о том, что некоторые кабинеты производят такое впечатление, как будто бы они сами собой образовались вокруг аналитика, выросли вокруг него, настолько гармонично сочетаются личность аналитика и интерьер его офиса. Это подтверждает известную мысль о том, что мы сами создаём миры вокруг нас, которые являются продолжением нашей внутренней жизни. Мы даже сами не всегда это осознаём, когда украшаем наш дом или бронируем какой-то отель в интернете только потому, что нам понравилось, как он выглядит. Здесь срабатывают очень ранние паттерны, которые мы приобрели в нашем самом первом доме, когда окружающее пространство очень мощно влияло на нас и становилось то пугающей, то поддерживающей средой. Теперь мы всегда будем стремиться воссоздать это самое первое пространство нашей жизни. Даже если это пространство не всегда ощущается как безопасное.

Марк вспоминает своих пациентов, с которыми жестоко обращались в детстве, их родительский дом был холодным и пустым, краска постоянно обваливалась с потолка и стен, а вещи всегда были старыми или сломанными. Такой негативный ранний опыт создаёт фиксации не менее сильные, чем позитивный опыт. Для таких пациентов вхождение в психоаналитическое пространство, в кабинет психоаналитика и в отношения с ним может стать совершенно новым опытом, возможностью создать для себя новый дом в том смысле, чтобы, наконец, обрести опыт безопасного пространства, в котором тебя слушают, понимают и поддерживают. Это важная часть того, как кабинет терапевта влияет на психоаналитическое лечение.

Кабинет Фрейда был очень субъективным в том смысле, что в нём было много его личных вещей, вещей, способных рассказать о его характере, увлечениях и интересах. Но сегодня всё больше психотерапевтов используют в создании интерьера своего кабинета психоаналитический принцип нейтральности – стены окрашиваются в спокойные, чаще всего светлые тона и оставляются пустыми, либо на них висят картины абстрактного содержания. Таким образом, с одной стороны комната приобретает свойства пустого экрана, на который пациенты проецируют свои психические содержания – фантазии, страхи, ожидания. Но с другой стороны кабинет становится обезличенным, механистичным как операционная хирурга, в нём нет ничего, что могло бы отличить его от сотен других консультационных кабинетов.

Здесь, кончено, каждый решает для себя сам, сколько субъективности он готов внести в пространство своего кабинета. Марк лишь предостерегает, что обезличивая кабинет, терапевт лишает ментальной пищи не только своего пациента, но и самого себя, ведь он будет проводить в этом антисептическом пространстве большую часть своего времени.

Символика вещей в психоаналитическом кабинете

Одна из целей проекта Марка – показать широкой аудитории, что в психоанализе всё является символичным. Любой объект, любая вещь, включая её отсутствие, что-то обозначает, и многие пациенты, приходя в анализ и проявляя интерес к различным пластам своего жизненного опыта, начинают это понимать и отмечать. После трёх или четырёх лет в анализе пациент может прийти в очередной раз и заметить: «О, у вас новая картина на стене!». Но эта картина была там всё это время. Значит, произошло что-то такое, что позволило пациенту прийти и найти эту вещь, открыть её для себя в этом месте и в это время. И это то, что является частью психоаналитического процесса – вы обнаруживаете для себя какие-то вещи, которые были всегда, но оставались недоступными для осознавания.

Некоторые терапевты сознательно и продуманно используют символику бытовых предметов в оформлении своих кабинетов. Например, юнгианские аналитики могут использовать окошки совсем крохотного размера и полумрак, чтобы создать у пациента ощущение утробы матери. Приглушённое освещение часто применяется как приглашение к грёзам, состоянию некоего полусна, в котором проще протекает свободное ассоциирование.

Но не все терапевты используют свои кабинеты, как место сладкой невинности, умиротворённых фантазий и тихих грёз. Кое-кто не прочь внести нотку провокации. Йеал Розмарин – израильский психоаналитик, практикующий в Нью-Йорке, повесил в своём кабинете, прямо рядом с кушеткой, четыре фотографии взрыва атомной бомбы над Хиросимой. Розмарин утверждает, что многие его клиенты воспринимают эти картины как «разрешение» извергнуть из себя сложные, противоречивые, а порой и разрушительные эмоции, мысли и фантазии.

Психоаналитик: классический образ и многоформатная реальность

Марк уверен, что его проект очень своевременен и актуален. Психоанализ претерпевает огромные изменения, но для широкой публики эти изменения остаются непонятны и неизвестны, ведь образ психоаналитика в массовом сознании формируется по фильмам Вуди Аллена и карикатурам в нью-йоркских печатных изданиях.

Классический образ психоаналитика – это всегда пожилой белый мужчина, с небольшой бородкой, сидящий в кресле рядом с кушеткой. Эта легендарная порода психоаналитиков пока ещё достаточно широко представлена, но уже относится к вымирающему виду. Как показывает практика большая часть современных психоаналитиков – это чаще всего женщины, люди другого цвета кожи, других национальностей, культуры и менталитета.

Кроме того, по словам самого Марка, он не уверен, что психоаналитики всё ещё будут иметь кабинеты в будущем. Эпоха цифровых и дистанционных технологий видоизменяет всю нашу жизнь, в том числе и процессы психотерапии и психоанализа. Они становятся с одной стороны более доступными, а с другой стороны более обезличенными. Как это скажется на психоаналитическом пространстве, и как оно будет выглядеть и ощущаться в будущем – покажет время.

Полную версию статьи можно прочитать на моём сайте

Текст создан по материалам:

  1. Сайт Марка Джеральда
  2. Carey Dunne. Inside The Offices Of 12 Psychoanalysts// Co.Design, April 16, 2014
  3. Susan Spencer. The evolution of the psychoanalyst's office// CBS News, May 19, 2013
  4. Howard Kaplan. Analyze This// The New York Times, March 8, 2009


Просмотров: 491
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кабинет психоаналитика
  • Зачем Мне Переступать Кабинет Психоаналитика?
  • Чего я боюсь в кабинете у психотерапевта и что я несу в этот кабинет?
  • Кабинет аналитика: интерьер как элемент сеттинга
  • Кабинет арт-терапевта. Welcome!
  • Оставлять объект зависимости всегда Очень Сложно! (мой опыт)
  • Кототерапия и свой кабинет. Несерьезное.
  • Если подглянуть в кабинет психотерапевта или Как это работает.
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Не достает заботы? 10 вещей которые вы можете сделать для себя сами:
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Если страдание всегда рядом. Как помочь близкому человеку в депрессии? И как поддержать себя?
  • Что нас приводит в кабинет психолога?
  • Приглашаю на экскурсию в мой кабинет.
  • Тренажерный зал VS кабинет психолога
  • Психологическое закулисье - Кабинет психолога
  • Тренажерный зал и кабинет психолога, что общего?
  • Психоанализ сегодня: что связывает психоаналитиков?
  • Кабинет психологической помощи Т.В.Румянцевой в фотографиях
  • Тренажерный зал VS кабинет психолога. Доходчиво про психотерапию
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • А нужен ли психологу кабинет? Консультации в кафе и Скайпе
  • Я своего добъюсь, или Вера в самого себя
  • Возлюби ближнего своего как самого себя
  • Всё и всегда, мы делаем только ради себя.
  • Кабинет функционального управления с БОС - терапией в детском отделении медицинской реабилитации
  • О том, как настоящий мужчина должен всегда превозмогать себя
  • Вокруг нас всегда есть ресурсы, а вот всегда ли мы позволяем себе их взять?
  • Как создать настрой на успех и всегда добиваться своего



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь