|
Дочь перестала нас слушаться.....Автор статьи: Мусинская (Данилюк) Ирина Юрьевна
«Раньше наша дочь прилежно относилась к учебе, переживала из-за плохих отметок, серьезно занималась спортом. Но через некоторое время после того, как ей исполнилось двенадцать, ее словно подменили. По всем предметам скатилась, интерес к спорту пропал. Помощь не принимает, говорит, сама разберусь. Стала часто грубить, демонстрировать свою независимость. Иногда наступают моменты «просветления», мы снова видим прежнюю добрую и искреннюю дочь, но ненадолго. Похоже, что она копирует поведение своих подруг. Участились конфликты. Увлекается больше интернетом, чатами, при этом уверена, что сможет и закончить школу и поступить в вуз. Пробовали доверительно беседовать и объяснять, и наказывать, и разговаривать, но эффект почти нулевой. Ощущение, что она просто ждет, когда мы уже отстанем. Боимся, что можем упустить ее, потерять доверие, и девочка полностью окажется под влиянием улицы. А нам, как любым родителям, хочется, чтобы дочь была счастлива, получила образование, чего-то добилась в жизни. Что еще можно сделать в такой ситуации?» ********************************************************* К сожалению, на сегодняшний день это очень распространенная ситуация. И рассматривать ее стоит с нескольких сторон. Возрастные особенности развития физиологии и психики подростка. Начинается бурная гормональная перестройка, организм дестабилизирован, внутренние органы развиваются и работают не в «тесном содружестве», а вразнобой, отсюда и нестабильность как здоровья, так и психического состояния. Колоссальное количество энергии уходит на то, чтобы как-то эти процессы компенсировать. Добавлю, что все эти процессы подростком не осознаются, сил своих он (она) рассчитывать не умеют, что с ними происходит – не понимаю, мало того, подростку очень сложно оценить, насколько НОРМАЛЬНО все то, что с ним происходит. Возникает страх оказаться «ущербным», «ненормальным» и быть изгнанным из сообщества ровесников. Вторая проблема подросткового возраста – социализация. Для подростка это одна из основных потребностей – быть членом сообщества, ПРИНАДЛЕЖАТЬ к какой-то социальной группе. Возможно, что, с точки зрения взрослого человека, это – «стадный инстинкт», но для подростка это процесс социализации – умения быть признанным и значимым в социуме; процесс идентификации себя как члена общества: «Чего я стою? Какое место занимаю в этом мире? » и т.п. Не менее важным в этот период для подростка является и осознание себя как личности, как мужчины или женщины, осознание своих плюсов и минусов. У подростка происходит смена ценностных установок, ориентиров, и этому немало способствует то окружение, та среда, в которой он существует, и, конечно же, СМИ, интернет… Подросток считает себя центром вселенной. все остальные люди - где-то на периферии и предназначены исключительно для того, чтобы его так или иначе обслуживать. они все - для него и на него трудятся. причем они все ему должны, а он им - либо ничего не должен либо ничего не может. Подросток самоутверждается постоянно. любым способом. любой ценой. даже когда прячется от всех - тоже вот так утверждает свое право на ОСОБЕННОСТЬ И НЕПОВТОРИМОСТЬ. Ему важно быть как все - но только круче - и в то же время резко от всех отличаться, опять же подчеркивая свою личную неповторимость. Он крайне редко берет на себя ответственности за происходящее с ним и с его близкими, потому что делать этого, как правило, не умет. Он считает, что всегда прав - а виноваты другие: делали не так, говорили не так - куча всего ЧТО НЕ ТАК. Ему хочется всего и сразу: он не желает ждать, не желает заниматься одним делом, но хорошо: Ему надо много всего - чтобы попробовать все и показать всем, ЧТО ОН МОЖЕТ МНОГО ВСЕГО, а значит, он исключительная личность. А еще подросток, как правило, знает и умеет много такого, чего не умет и не знают его родители: даже хотя бы в рамках школьной программы. И у него возникает законный вопрос: «Почему я должен слушать и слушаться родителей, если я знаю и умею гораздо больше, чем они?». Не надо сбрасывать со счетов и тот факт, что сегодня от человека требуются совершенно другие знания, умения, навыки, черты характера, нежели даже 10 лет назад (не говоря уж о требованиях 20-ти, 30-тидетней давности). И требования родителей, их ценностные установки вступают в противоречие с тем, что ребенок видит сам. Мы видим, что современные родители находятся в весьма сложной ситуации. Что же делать? Самое главное – стать ДРУГОМ своего ребенка. А это значит, уважать его интересы, понимать его, принимать его таким, каков он есть. Необходимо выяснить потребности ребенка: ведь все, что он делает, он делает не просто так, он удовлетворяет какую-то потребность: во внимании, в признании, в любви…. Тактично, осторожно, особенно если отношения не очень доверительные, выяснить, что значат для ребенка те друзья, дела, отношения и т.д., которые сейчас у него – подростка – есть. Не срываться сразу в панику, в драматизацию событий: в конце концов, далеко не все имеют высшее образование, но это не мешает им быть замечательными людьми, интересными личностями, великолепными родителями. Ведь главная задача родителей – это воспитать и вырастить ЧЕЛОВЕКА,. Не стоит думать, что ребенок ДОЛЖЕН и будет уважать родителей просто за то, что они родители. Прежде всего, родитель должен быть ЛИЧНОСТЬЮ, чтобы стать для своего ребенка авторитетом. Должен обладать огромным терпением, тактом, чтобы помочь своему сыну или своей дочери в этот трудный период. А еще должен уметь отдавать ребенку его долю ответственности, самостоятельность, свободу выбора. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|