Психоанализ Двумя Психоаналитиками

 

 

Нами предлагается, изучается и практикуется техника, где индивидуальный анализ проводится в классической технике (клиент на кушетке произносит всё, что приходит в сознание), но с модификацией так называемого сеттинга (условий проведения) – а именно проводится не одним, а двумя разнополыми аналитиками.

 

Для обоснования данной гипотезы нами используются теоретические методы моделирования и логического доказательства, излагаемые в настоящих тезисах, и методы эксперимента и наблюдений, результаты которых здесь не приводятся.

Позволю себе высказать исходную гипотезу: в рамках эмпирического психоаналитического исследования «диадный сеттинг» – то есть отношения «аналитик-пациент» - был оправдан историческими условиями возникновения, но результаты столетнего периода развития теории и практики позволяют предположить его изначальное несоответствие объекту исследования - "триадному" бессознательному содержанию психики. «Триадное» содержание бессознательного является именно таковым в силу теоретического утверждения Фрейда и его последователей (напр., Гловер в его дискуссии с Мелани Кляйн в работе «Фундаментальные психические концепции», 1947), что Эдипов комплекс – то есть одновременное переживание ребенком любви к одному родителю и соперничество с другим – является последним в хронологии детского развития внутрипсихическим конфликтом влечений, приводящим к вытеснению данного травматического психического содержания из сознания, а потому он занимает центральную позицию в бессознательном и активно проявляется в рамках первичного процесса – в сновидениях, невротических симптомах, оговорках, юморе и свободных ассоциациях.

Соответственно, аналитик в анализе имеет дело с различными сознательными производными влечений - аффективными, когнитивными, моторными, реконструируя по ним бессознательный базовый Эдипов конфликт.

Фрейд указывал в лекциях о сновидениях, что клиента без симптомов можно в принципе проанализировать - перевести бессознательное в сознание - вообще без переноса, только анализируя его сновидения. Но ведь сейчас такой практики анализа нет или она считается недостаточной, и как основной объект анализа выступает явление переноса.

Перенос - это специфический психический дериват в условиях топической регрессии, заключающийся в воспроизведении и переживании инфантильного эротического опыта в отношении к аналитику. При этом вводятся ограничения на общение аналитика и пациента –встречи только во время сеанса, обязательная нейтральность и анонимность аналитика – с целью, чтобы ни одна из внутрипсихических тенденций пациента в отношении аналитика не получила реального обоснования либо удовлетворения и таким образом могла стать с помощью интерпретаций аналитиком очевидной именно как перенос - то есть задача аналитика состоит в том, чтобы не вести себя согласно фантазиям пациента, а добиваться вербализации этих фантазий. Всем эта ситуация понятна в части желания клиентом любви, телесной близости и других её производных - вплоть до создания при психоаналитических обществах этических комиссий, призванных наказать аналитиков за не-аналитичное поведение. Фрустрация любовных влечений пациента считается важным терапевтическим фактором. А что же происходит с другим элементом травмирующей и конфликтогенной эдипальности – с желанием устранить конкурента? Не является ли вполне материальное отсутствие третьей стороны на сеансе таким реальным стимулом, который обозначает реализацию бессознательного желания устранить конкурента, да еще и подразумевает согласие на это аналитика, организовавшего данный сеттинг? Данное желание устранить конкурента тогда становится совершенно неочевидным для пациента как явление переноса – потому что оно уже воплощено в реальности ещё до его вербализации.

Нельзя ли тогда назвать весь диадный сеттинг отыгрыванием бессознательного желания устранить конкурента? Тогда вытекающее из него чувство вины с трудом может проникнуть в сознание. Ведь сколько раз не говори "это не так" - это останется противоречащим реальности, а потому и соответствующие интерпретации никогда не могут быть валидными. Результат этого должен быть аналогичен результатам других нарушений аналитического сеттинга со стороны аналитика и заключаться в частичном удовлетворении влечений пациента, а стало быть – прекращении анализа. Противоположным этому варианту можно считать наличие в аналитической ситуации второго разнополого аналитика - что обеспечило бы также оптимальную фрустрацию.

Возможно, что при работы с далекими производными эдипальных влечений диадный сеттинг выступает еще достаточным инструментом, а вот для непосредственной внутрипсихической переработки эдипова конфликта - то есть его аффективного и когнитивного переживания в анализе, когда у пациента развилась достаточная способность к топической регрессии – недостаточен в силу отсутствия второго объекта переноса и выступает уже как дополнительное сопротивление полному, то есть триадному переносу.

Можно спросить: "как клиент может достаточно отчетливо в регрессе пережить внутрипсихический конфликт любви и соперничества, когда по классической схеме ведения анализа аналитик в переносе дискретно символизирует то мать, то отца, а инфантильный конфликт в детстве переживался согласно первичному процессу как одномоментное переживание (одновременно и любовь, и ненависть)"? Возможно, что если клиент каким-то образом удерживается в анализе, то вытесненный эдипов конфликт в силу его невозможной адресации двум подходящим объектам в анализе приводит либо к разделению внутрипсихических переживаний на внутри- и вне-аналитические (с вне-аналитическими, например, как с объектом ненависти), либо ценой больших затрат психической энергии сливает в образе аналитика образы матери и отца – внутрипсихического конфликта в таком случае никакого нет, но такая "символизация" противоречит внутрипсихической реальности вытесненного конфликта - что я и называю условным термином «контаминация (загрязнение) переноса».

В первом случае возникает идеализация или обесценивание образа аналитика, во втором - консервируется амбивалентное отношение. Эдипову ситуацию и соответствующие ей аффекты воспроизвести символически в анализе никак не удается, и любые "эдиповы" интерпретации аналитика по анализу переноса не могут соответствовать актуальным аффектам пациента, действуя лишь как навязывание соответствующей доктрины. Можно сказать, что для возвращения вытесненного эдипова конфликта в сознание, для переживания в регрессии эдипова конфликта мало одной топической регрессии: нужно еще два объекта переноса. Либо такое эдипово переживание проникает путем регрессии Эго - чтобы воспринимать одного человека как двух – но это уже путь психоза. Если же будут два объекта переноса, то возможно тоже предположить вариант избегания переживания конфликта в топической регрессии – а именно через регрессию Супер-Эго: тогда будет действовать уже не вытеснение, а другие защиты, конфликта по сути не будет (конфликтогенность объясняется действием Супер-Эго, возникающим именно в результате Эдипова конфликта).

Как же тогда оценивать процесс переноса в сеттинге с одним аналитиком? Очевидно, что как дискретное воспроизведение вытесненных аффектов в инфантильных диадных отношениях, но никак не всего внутрипсихического конфликта как изначального триадного и травматического переживания. Из сказанного в предыдущем абзаце следует, что пациент либо держится в анализе, пока его беспокоят симптомы - но после направления агрессии или любви на вне-аналитическую ситуацию, либо на аналитика как на объект симптомы исчезают и пациент перестает посещать аналитика, но о завершенном анализе говорить трудно, потому что это пока изменение экономики, а не внутрипсихической динамики - то есть достаточно быстрое «отреагирование». Либо, если клиента волнуют не только симптомы – например, в случае учебного анализа - он анализируется до слития материнского и отцовского образов в некий единый символ аналитика, что подразумевает сильнейшую зависимость и застой в анализе, навязывание пациенту аналитической доктрины, его подчиненность. Учебные анализы очевидно могут идти по обоим вариантам - о чем интересные свидетельства дает практика внутренних отношений разных психоаналитических сообществ и их само-позиционирование в отношении к социуму и друг другу.

Итак, изменение техники в виде введения второго разнополого аналитика представляется мне весьма актуальным, потому что оно – как показано выше – обеспечивает условия психического переноса эдиповых переживаний в полной мере, а также предъявляет такие требования к ко-аналитикам, которые обеспечивают их высокий психологический статус и гарантируют необходимость продуктивного, а не формального тренинг-анализа и супервизий - иначе ко-терапевты просто не смогут эффективно вместе работать. При этом сотрудничество ко-аналитиков в анализе создает для клиента новый идентификационный контекст для преодоления примитивных защит, отсутствовавший прежде.

Мне кажется, что цель анализа может быть сформулирована также и как формирование здорового супер-эго (что впрочем читается еще у Феничела) - то есть достижение оптимального среднего между "моралью сфинктера" (означающей практически отсутствие супер-эго) и сверх-жестким супер-эго. В условиях проблемного супер-эго клиента экономически достаточно ли интерпретаций аналитика для его изменения или усиления? Возможно, что нет - интерпретации будут усиливать эго, а не супер-эго. Поскольку сеттинг является постоянной интервенцией, выскажу в новой форме прежнее предложение: в сеттинге "два разнополых аналитика+клиент" усиливается динамическое внутрипсихическое напряжение клиента, могущее быть удовлетворительно разрешенным через формирование "достаточно хорошей" структуры супер-эго при условии соответствующего анализа и интерпретаций психоаналитиков.

Полагаю, что предлагаемая модификация - это важное реагирование на новые реалии современного общества, в котором объективно остается социальный и индивидуальный запрос на половое размножение, но психологические отношения между полами меняются и признается их высокий уровень конфликтогенности, расширяется практика асоциальной (или перверсной) сексуальности. Патриархальная семья не только становится эгалитарной (равенство партнеров). Сейчас мы наблюдаем неполные семьи, гомосексуальные семьи, снижение рождаемости, отсутствие психологического контакта между супругами. В классической семье кроме удовлетворения сексуальных потребностей (ассоциируемых на генитальной стадии с эдипальными, триадными отношениями), существовал идеал, постепенно реализующий возможность переживания так называемой душевной близости (воспроизведения диадных отношений), Кернберг также описывал формирование у супругов в процессе семейной жизни общего Супер-Эго. В в рамках первичного бессознательного процесса тревоги внутри диадных и триадных отношения могут сливаться, эдипова тревога взаимодействует с сепарационной, что усиливает тревогу по поводу разрыва отношений. В результате нарушения традиционной семейной практики можно говорить о росте нарушений поло-ролевой идентификации детей и соответственно - пограничной патологии, сопровождаемой такими современными феноменами зависимостей как игромания, интернет-зависимость, виртуализация общения, а также расширением практики перверсной сексуальности (гомосексуализм, групповой секс) и нарушением социализации индивида ("аутизм") в силу отсутствия наблюдения сотрудничества между родителями. В терминологии Фрейда, для индивида оказывается невозможно достичь генитальной стадии с её преодолением амбивалентности и нарциссизма.

Аналитикам известны случаи, когда в психике клиента мать и отец «слиты», когда гендерных различий психически между ними нет. Но мы знаем, что и в неполных семьях у детей есть эдиповы фантазии. Традиционный диадный сеттинг будет подкреплять бессознательные фантазии о бесконкурентности и ослаблять Супер-эго, поддерживать вытеснение гендерных различий, а значит - и диффузность половой идентичности индивида. Безусловно, что наличие двух разнополых аналитиков само по себе может выступать терапевтическим моделирующим фактором.

Можно предположить, что современные трудности психоанализа – это контр-переносная реакция на современный социум. Остается только ожидать, что психоаналитическая практика, осознав и переработав новые социальные реалии и собственные недостатки (справившись со своим контр-переносом) сможет воспроизводить дефицитарные функции социума и родительских семей, тем усиливая Эго своих клиентов. Конечно, и так профессию аналитика называли невозможной, а тут еще более невозможно - чтобы два аналитика договорились и анализировали клиента. Но, безусловно, это открывает новые - актуальные, и в то же время вневременные- перспективы.

Что касается эмпирических (опытных) оснований для разработки предложенной мною техники "парного" - или "триадного" анализа, то я могу сослаться сейчас на опыт проведения ГА-анализа в паре с женщиной - ко-терапевтом протяженностью 52 сессии при супервизировании каждых 2-4 сессий с акцентом на переживания по поводу взаимодействия терапевтов, а также наблюдение реакций участников на пару терапевтов; на материал самоанализа - а точнее личного анализа, имея ввиду как собственные переживания эдипова конфликта, так и стремление исключить личные мотивы в данной научной разработке; на фантазии потенциальных пациентов о выборе аналитика - мужчины или женщины; на наблюдения за современной психоаналитической практикой (как члена закрытой СПВ группы и как участника различных психоаналитических обществ); на материал индивидуальной клинической практики с пациентами; на известные факты присутствия в индивидуальном анализе двух аналитических фигур (конкретно, например, иноязычный аналитик и переводчица); на социо-культурную, в том числе религиозную практику – однако анализ данного материала не входит в задачи настоящей работы.

Сформулировав и заявив данную идею как оригинальную, у других авторов я видел по данной теме немного:

О практике - цитата из философа психоанализа Овчаренко В.И.: "Дальнейшее развитие психоанализа предполагает необходимость отказа от не оправдывающих себя традиций и поиск новых форм психоаналитической терапии. Одной из экспериментальных форм такого рода мог бы стать "звездный психоанализ" - одновременное осуществление психоаналитической терапии двумя или более психоаналитиками с одним или несколькими пациентами.";

по теории - из Жана Лакана: "не бывает two-bodies' psychology (психологии двух лиц – прим. автора статьи) без вмешательства третьего элемента. Если принять речь - как и положено - в качестве центральной точки перспективы, то во всей своей полноте аналитический опыт должен формулироваться в тройственном, а не двойственном отношении. Безусловно, возможно некоторые фрагменты, отрывки, важные грани этого опыта выразить и в другом регистре. Понятными тогда становятся те трудности, с которыми сталкиваются теоретики: если основание интер-аналитического отношения действительно представимо лишь в виде триады, то существует множество способов выбрать из этой триады два элемента. Можно поставить акцент на любое из трех диадических отношений, установившихся внутри триады. Вы увидите, что на этой основе легко построить практическую классификацию целого ряда теоретических моделей психоаналитической техники"[iii].

Мы полагаем, что различные модификации теории (объектные отношения и др.) и практики (экзистенциальный, гуманистический) психоанализа, психодрама, направление клиента из индивидуального анализа на групповой могут являться вынужденной мерой преодоления ограниченности диадного сеттинга, но без четкого осознания данной причины подобное развитие неконструктивно.

 

Хотел бы заключить лирическим замечанием, что в биологии есть понятие "физиологичность" движений, то есть их соответствие морфологии опорно-двигательного аппарата. Надеюсь, что и психоаналитический сеттинг аналитики могут сделать более "психологичным", отражающим морфологию базового психического конфликта.


К.Абрахам. Формирование характера на оральной, анальной и генитальной стадиях организации либидо. Э.Гловер. Фундаментальные психические концепции. Техника психоанализа. – М.: «Золотой теленок», 2004.



Личный сайтВ.И.Овчаренко - http://www.psychosophia.ru/main.php?level=7&cid=3



[iii] Жак Лакан. «Семинары, Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа» (http://www.auditorium.ru/aud/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&CounterThesis=1&id_thesis=2644&PHPSESSID=e3ff21375bd937f37 )





Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Без свидетелей" (История летчика Сергея глазами аналитика)
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Формирование идентичности психолога аналитика в условиях профессиональных сообществ.
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • Примеры вытеснения причины измен (на основе анализа сериала "Измены")
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • "Кот в сапогах" - 2011, мнения и попытка психологического анализа
  • 5 "супер техник" психолога, которые действительно помогают
  • Как толковать сновидения (свои или клиента). Рекомендации опытного аналитика В. Лиманцева
  • "дух времени" или "скука по деньгам пациента"?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • Практика "Мои супер качества"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Об ощущении "Такая какая есть, я достаточно хороша"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Арт-терапевтическая техника "Линии конфликта"
  • Техника МАК "Открытие" на формирование актуального и корректного запроса клиента.
  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Волшебная Поляна": мягкое решение жёсткого семейного конфликта с помощью метафоры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь