КАК ПЕРЕДАВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ
Когда речь заходит о том, что ребёнку необходимо быть ответственным (а вернее родители говорят, «Он должен»), то взрослые испытывают гамму чувств: растерянность, обеспокоенность, подавленность, гнев, печаль, иногда даже боль, так как передавать ответственность ребёнку бывает крайне сложно, а порой кажется, что и не возможно. Эта сложность порой бывает такой глобальной для родителей, что в неё оказываются включены не только родитель и ребёнок, но и школа, полиция.
Помимо переживаний, связанных с тем, что ребёнок безответственен в той или иной ситуации, родители могут начать чувствовать себя в буквальном смысле сломленными, так как они перепробовали кучу способов, которые либо не работали, либо действовали не долго (попытки дисциплинировать ребёнка, поощрять, требовать и распоряжаться, попытки выслушать и понять, попытки работы с детским психологом). Иногда у родителей даже возникает ощущение, что с ними самими что-то не так, так как ни один из «инструментов» в их руках не работает.
Итак, если вы (родитель) испытываете трудности с вашим ребёнком, то, весьма вероятно, вы делаете нечто одно (а может и оба варианта) из двух:
• Вы определённо не справляетесь с вашей жизненной обязанностью, состоящей в том, чтобы делать счастливой СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ.
• Весьма вероятно, что вы берёте на себя труд РУКОВОДИТЬ ЖИЗНЬЮ РЕБЁНКА, что является уже не вашей заботой, но прямой обязанностью вашего ребёнка.
Поэтому, предлагаю вашему вниманию алгоритм изменения этих установок и привычек.
Этапы работы по передачи ответственности своему ребёнку:
1. УСПОКОЙТЕ И ПОДБОДРИТЕ СЕБЯ. Когда вы обеспокоены, расстроены, ваше тело напряжено, то вы ведёте себя импульсивно, и делаете то, что прямо противоположно тому, что вы хотите. Поэтому! Сделайте прямо сейчас 3 глубоких вдоха и 3 глубоких выдоха (в дальнейшем добавляйте к этому занятия йогой, медитации, прогулки по лесу и пр.)
2. Если вы точно расслабились, то приступайте к этому пункту. «Контрольный выстрел»: Вы точно расслабились? Расслабьтесь! Но только так, чтобы вы не упали со стула и дочитали до конца. Итак, теперь возьмите бумагу и ручку и СОСТАВЬТЕ по возможности ПОЛНЫЙ СПИСОК всего того, что ЗАДЕВАЕТ, БЕСПОКОИТ, РАЗДРАЖАЕТ в поведении вашего ребёнка (например, не моет посуду, не учит уроки, часами сидит в интернете и пр.)
3. Теперь самое сложное. Выберите из данного списка те пункты, которые можно обозначить так «ПЕРЕЧЕНЬ ТОГО, ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЖИЗНИ РЕБЁНКА». Возможно, некоторые пункты имеют явные следствия лишь для вашего ребёнка, и, таким образом, относятся к перечню событий его собственной жизни; другие же тесно связаны только с вашей собственной жизнью. Но есть и такие пункты, которые нужно разбивать на подпункты: то, что относится к жизни ребёнка и то, что только косвенно относится к вам.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ РЕШИТЬ в какой перечень отнести тот или иной пункт. Тогда, спросите себя, располагаете ли вы реальной властью в данной ситуации или нет. Например, Если косметика, которую вы одалживаете своей дочери всё чаще к вам не возвращается, то вы просто можете перестать её давать. Однако, если у вашей дочери есть привычка курить вне дома, то не существует никакого прямого воздействия, которое бы изменило данную ситуацию, как если бы вы взмахнули волшебной палочкой и ваша дочь перехотела курить. В первом случае у вас есть непосредственная власть над ситуацией, тогда как во втором случае власти нет. Итак, те пункты, которые НЕ(!) влияют на вашу жизнь – это обычно то, с чем с чем вы ничего не можете поделать. P.S. Это крайне не конструктивная тактика настаивать там, где это бесполезно, как часто делают многие родители.
4. Теперь ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПУНКТЫ, КОТОРЫЕ ОКАЗАЛИСЬ В ПЕРЕЧНЕ ТОГО, ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЖИЗНИ РЕБЁНКА. Полный вперёд!
Для этого:
- Выберите из этого перечня самый значительный пункт, ответственность за который вы без особого труда можете передать. Только один, больше пока не надо, не торопитесь.
- Следующий шаг - расслабьтесь! Это вы уже умеете! В напряжении передать ответственность не получится. Теперь мысленно представьте как ваш ребёнок совершает этот поступок самостоятельно. Получилось? Видите, ваш ребёнок может это делать! Ощутите свободу, ведь одной ответственностью меньше на ваших плечах. Переходим в реальность.
- Отрепетируйте обращение к вашему ребёнку: напишите, репетируйте перед зеркалом, потренируйтесь на кошке. А кто сказал, что будет просто и одним предложением?
- Теперь, отправляйтесь к вашему ребёнку, и открыто заявляйте, что вы пришли к определённому решению и сформулируйте его.
- Приготовьтесь к ответному удару «тяжёлой артиллерии» вашего ребёнка (реакции могут быть очень разными – от радости до вспышек раздражения и обвинения).
- Выслушайте ребёнка и мягко повторите своё решение (сосредотачивайтесь на себе, не поддавайтесь на провокации ребёнка).
- Проделайте всё тоже самое остальными пунктами перечня.
5. ВЫРАБОТАЙТЕ У СЕБЯ ДОВЕРИЕ к тому, что ваш ребёнок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях, и дайте ребёнку понять и почувствовать ваше доверие.
Я предложила вашему вниманию очень действенное упражнение, более подробно с которым можно ознакомиться в замечательной книге Р.Т.Байярд и Д.Байярд (муж и жена, которые воспитали пятерых детей, кстати) «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей».
И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ, лучше всего это упражнение проделывать при поддержке вашего личного психолога и вашего супруга или супруги, которые также заинтересованы в данном мероприятии и разделяют ваши интересы.