|
Как сохранить детство во время войныАвтор статьи: Яковенко Анна Юрьевна
Сейчас ситуация в стране тревожная, людям непонятно, что будет дальше и дождемся ли мы спокойствия и стабильности. Когда родители в тревоге, у детей обостряются проблемы, связанные с психологическим состоянием, поведением или здоровьем. Как вести себя с ребенком в ситуации, когда взрослые находятся в тревоге? Долго думала над названием статьи – как же назвать то положение, в котором мы сейчас оказались – сначала майдан, революция, а теперь…все таки это война, - информационная в первую очередь, территориальная и будем надеяться, что она не перерастет в Мировую.
У нас в стране происходят процессы, в которые вовлечено все общество, и дети – не исключение. Одни ребята в результате играют в "Революция", другие, по словам родителей, хуже спят, чаще плачут, капризничают. Родителям нужно объяснять детям, что происходит, иначе все процессы будут бессознательными. При этом малышам от 2 до 6 лет не так важна суть объяснений, для них значимей чувствовать поддержку, понимать, что изменившееся поведение родителей не имеет лично к ребенку никакого отношения. Для мам и пап детей постарше события в стране – повод объяснить, как устроено общество. Однако лучше затрагивать именно общественные аспекты, а не политические.
Как бы ни ограждали соотечественники своих детей от событий, происходящих в стране, дети все равно транслируют то, что думают и чувствуют их родители. И переживают так же, а порой даже больше.
О тревоге нужно говорить У взрослых сейчас много тревоги. Какую бы сторону в противостоянии люди ни поддерживали, всем одинаково страшно за свое будущее и будущее страны. В свете последних событий с Россией, тревожность возросла многократно, угроза стала реальной и люди не знают как действовать.
Политические события, точнее - непостоянство вокруг, непредсказуемость среды- спровоцировали разнообразные антитела (копинг-стратегии) в наших организмах. У кого-то: агрессию и активность, у других - депрессию и тревогу, у третьих - эйфорию. При чем, поколение 40-50 летних , имеет опыт преодоления подобных времен в 90-е ( выжили и размножились), у поколения наших родителей срабатывает модель: тогда обманули, и теперь обманут все. Хуже всего молодым - у них нет опыта преодоления подобных ситуаций, когда рушится мир, нет хоть каких-то адаптивных ответов (эйфория чаще именно у них).
Даже если это не обсуждается с детьми, напряжение все равно присутствует, и оно считывается детьми. И даже если ребенка нет в комнате, когда взрослые делятся друг с другом своей тревогой, ребенок будет это чувствовать и тоже тревожиться. И предупредить тревогу можно, лишь разговаривая с ребенком о том, что тревога присутствует, и то, что пугает, действительно может произойти. Это касается любой критической ситуации в семье.
У детей есть замечательная спасительная стратегия от страха – игра. В игре не страшно. Следует быть очень толерантными к тому, что демонстрируют дети, происходящее в стране отражается и в детских играх. Дети могут в игре, например, воевать против "Беркута", «Майдана» и «зеленых человечков». То же было и во время Великой Отечественной войны: дети играли в то, что происходит, они играли в войну с немцами, до этого были войнушки с Чапаевым и белогвардейцами. Они просто вносят в свою игру актуальную обстановку. Для ребенка игра — это способ справиться с тревогой, выработать антитела и отреагировать стресс. И хорошо, если у ребенка этот способ есть. Гораздо опаснее ситуация, когда дети, чьи родители имеют противоположное мнение, конфликтуют друг с другом. Даже взрослым сложно не дать развиться чувству ненависти и услышать друг друга, если вдруг оказывается, что коллега, друг или родственник на противоположной стороне. Здесь может помочь мысль, что ненависть сиюминутна, но она перечеркивает отношения людей друг с другом, совместный опыт. И никакие политические взгляды не стоят того, чтобы разрушать устоявшиеся отношения. Очень важно в сложившейся обстановке оставаться толерантными и учить этому детей. И эта способность зависит от внутренней культуры каждого человека.
В школе педагогам также следует быть очень толерантными к тому, что демонстрируют дети. И даже если в открытую учитель не демонстрирует своего отношения к ребенку, родители которого поддерживают отличные политические взгляды, то скрытый процесс все равно чувствуется, это может повлиять на отношение учителя к ребенку. Поэтому учителям также важно быть толерантными к детям, чтобы ребенок, у которого, к примеру, папа работает в "Беркуте", не шел в школу со страхом. В любой ситуации, особенно в такой, в которой оказалась сегодня Украина, важно оставаться человечным и на собственном примере воспитывать эту человечность в детях. Почти у всех нас есть родственники и друзья в России и важно объяснять детям, что это противостояние не имеет ничего общего с межнациональной враждой – это политика и умелое управление массами.
Замалчивать то, что происходит нельзя ни в коем случае. Даже если родители не смотрят телевизор, все равно есть родительская тревога. Ребенок ощущает, что что-то происходит. Дети не могут быть изолированы от происходящего. Если они не являются прямыми участниками, они, все равно, остаются очевидцами, наблюдателями. Есть телевизор, но есть и общение между родителями, между самими детьми. И в связи с этими событиями они могут войти в состояние травматического реагирования психики и тела. Так как детская психика, без сомнения, является более уязвимой, последствия психотравм у них проявляются иначе, чем у взрослых. Но при этом, как бы себя не вели дети, нужно понимать, что это нормальная реакция, нормальной психики, на ненормальную ситуацию. Нужно объяснять разумно, на «детском» языке, оглядываясь на возраст. Лучшая тактика в разговорах с детьми на животрепещущую тему – ровный тон, честность, освещение ситуации с разных сторон. Нельзя говорить о том, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Нельзя навязывать свою позицию ребенку. Пусть дети играют в свои игры. Но их нужно направлять. И не пропагандировать насилие, а, наоборот, нужно учить искать пути примирения.
Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и можно лишь дать общие рекомендации родителям, как вести себя с детьми в атмосфере тревожности и неизвестности. Важно не исключать ребенка, не делать вид, что в жизни ничего не меняется. Говорите с ребенком о том, что с вами происходит, поясняйте причину своего состояния, но при этом не подвергая ребенка излишнему просмотру новостей. Информация должна доноситься максимально ясно и четко.
Обеспечьте ребенку ясность и четкость. Важно максимально сохранить ребенку ощущение безопасности: соблюдайте привычный режим, привычную последовательность событий, распорядок дня по возможности не должен меняться. Проводите больше времени вместе с ребенком. Важны не столько занятия какой-то интеллектуальной деятельностью, сколько телесный контакт. Выбирайте такое времяпрепровождение с ребенком, при котором вы физически будете рядом. Это могут быть любые физические игры на взаимодействие — все, что дают ощущение физического присутствия. Почаще держите ребенка за руку, кладите руку ему на плечи или на спину, обнимайтесь. Это дает ощущение безопасности и стабильности, которого ребенку не хватает. Давайте ребенку возможность говорить о своих чувствах. Если у ребенка есть потребность говорить о своих тревогах, переживаниях и опасениях, дайте ему возможность высказаться. Не старайтесь сразу убедить его в том, что все хорошо. Чем больше у ребенка будет возможностей легализировать, проговорить свои переживания, тем ему будет легче переживать происходящее. Используйте методы арт-терапии. Подойдут любые методики коррекции детских проблем: рисование, лепка, песочная терапия. Например, ребенок может нарисовать то, что его пугает, тревожит, а затем преобразить рисунок из страшного в смешной. Если ребенок не любит рисовать, то можно вылепить рисунок на бумаге из пластилина. Вообще, занятия на развитие мелкой моторики, при которых происходит тактильная стимуляция нервных окончаний на руках, приводит к успокоению. Это может быть лепка, игры с песком или крупой.
Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Исследовал данное явление канадский физиолог Ганс Селье. Вообще стресс сопровождает человека всю жизнь. Стресс может быть полезным — тогда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным — когда он скорее парализует волю к решению проблемы. Выделяют еще «дистресс» — избыточное, чрезмерное напряжение организма. А еще стресс может быть острым и хроническим. Подвержены ему и взрослые и дети.
Конечно, каждый родитель надеется защитить своего ребенка от всего плохого, что может случиться. Но в нынешней ситуации это становится делать все труднее и труднее. Мы с 4-х летней дочерью планировали этой весной поехать в Харьковский зоопарк, Одесский дельфинарий и просто погулять по Киеву. Планировали еще с осени. Сейчас она спрашивает – когда же поедем? Я честно говорю ей что не знаю, что пока у нас война и не известно когда она закончится. Для 4-х летнего ребенка этого объяснения достаточно. Дети постарше спрашивают: «А там кого-то убивают? А кровь есть?» Им я говорю, что смерть есть всегда, не зависимо от войны. Если дети стали зрителями ужасающих видео или фото материалов с окровавленными телами – им нужна помощь психолога, потому что увиденное переводит ситуацию из стрессовой в травматическую.
Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Есть ситуации, которые могут травмировать оного человека, другого оставить равнодушным. Дети по-разному воспринимают одно и тоже событие и по-разному реагируют на стресс. Во-первых, это зависит от генетической предрасположенности; во-вторых, от времени, когда стресс произошел; и, в-третьих, от возраста ребенка. Существуют критические периоды развития — один, три года, шесть-семь лет и период полового созревания — когда психика наиболее ранима. В этих периодах ребенку сложнее справиться со стрессом . У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита против стресса еще не выработалась. Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку преодолеть стрессы, либо адекватно на них реагировать? Ребенку вы сможете помочь своим личным примером и умением справляться со своими стрессами. Чтобы ребенок был устойчивым к стрессу, он должен воспитываться в доброжелательной среде. Не перегружайте ребенка информацией о ситуации в стране и своими тревогами. Интересуйтесь его жизнью, отдыхайте всей семьей по выходным дням – цените то, что есть сейчас. Если просмотр телевизора ребенком неизбежен, то обязательно с последующим обсуждением. Не пытайтесь оградить ребенка от всех стрессовых ситуаций. Задача родителей в другом — выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым и понимающим, где он может найти поддержку. Научите доступным способам снятия избыточного стресса. Способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, для других – это общение с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовой ситуации. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др. Их вы можете найти в интернете или получить консультацию у психолога.
Самое ценное, чем вы можете помочь свои детям пережить нынешнюю ситуацию в нашей стране – это оставаться максимально спокойными и здравомыслящими сами. Продолжайте работать, общаться с друзьями, поддерживать других людей и научитесь решать проблемы по мере их поступления, не драматизируя и не нагнетая панику.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|