Предложение реальности

ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

(или природа информации)

 

Человек – существо зависимое. Значительно более зависимое, чем представители «братьев наших меньших».  Наше благополучие как людей определяется состоянием многообразных форм зависимости:  от сугубо витальных до экзистенциально-смысловых. Надо сказать, что для человека  практически во всех формах зависимости и созависимости   определяющим является «фактор информации». Информационная зависимость есть, по сути, базовая форма зависимости. Ибо не только развитие – социализация индивида и самоактуализация личности, но  даже банальное «цивильное» существование человека в современном обществе невозможно без качественного информационного потребления.

Тотальная зависимость человека от информации определяется тем обстоятельством, человек не может пребывать в состоянии неопределённости даже незначительное время. Феномены сенсорной депривации, открытые  в эпоху исследования состояния космонавтов в условиях невесомости и изоляции, надёжно доказывают «витальную природу» непосредственных впечатлений и  кинестетических ощущений для физического и психического здоровья человека. Как известно, одним из самых тяжёлых наказаний для преступников является одиночная камера без возможности читать, писать и общаться с другими. Чувство одиночества как экзистенциальный феномен и тяжелейшее состояние напрямую связано с фрустрацией потребности человека в общении….. 

Сенсорные, коммуникативные, социальные аспекты информационного обеспечения естественного бытия человека в обществе – необходимые и очень важные условия его психического и личностного здоровья и благополучия. Возникает вопрос о природе этой тотальной информационной зависимости. Ответ на этот вопрос следует искать в самом феномене информации.

Ин-форма (ция) – содержание, заключённое в некой форме. То есть форма (носитель) является внешней составляющей содержания. В нейролингвистическом программировании постулируется соотношение поверхностной структуры (формы) и глубинной структуры (сенсорно - аналогово) содержания. Проще говоря, для понимания феномена информации важно наличие знаковой (поверхностной) структуры, апеллирующей к глубинному – аналоговому содержанию. Короче – информация появляется в соотношении «знак – аналог». Каждый     из нас получает доступ к информации через знаковую форму, которая эксплицирует соответствующее аналоговое содержание. Примером наиболее распространённой знаковой составляющей информации является словесная структура –  имена и формулировки важных для личности идей, которые имеют сенсорно-образный глубинный эквивалент – аналоговую составляющую информации. 

 Информация, к которой субъект получил доступ,  имеет абсолютную власть над ним, так как раскрывает для него то аналоговое содержание, которым ему предстоит жить. Процессом, раскрывающим связь знаковой и аналоговой составляющей, является  интерпретация  - субъективное определение аналоговой характеристики информации. Интерпретация – есть безотчётный перевод знаковой составляющей в аналоговую. Этот процесс рефлекторный и описывается через закономерности идеодинамики. «Идео» – идея, «динамика» – её реализация в состояниях и поведении субъекта.

«Получение доступа к информации» – ключевая фраза, которая объясняет власть информации над человеком. Доступ к информации, важной для точного понимания и адекватного поведения осуществляется посредством особой формы активности субъекта - восприятия  и соответствующей оценки сообщений и мета-сообщений. Именно сообщения и мета сообщения в жизненно важных коммуникативных тестовых ситуациях как раз и задаются в знаковой форме – в вербальных и структурно-поведенческих обращения к субъекту.

Каждый человек является заложником прямых или неявных – косвенных обращений к нему со стороны участников коммуникативной ситуации. И именно в силу идеодинамики – автоматизмов реагирования на смысл сообщения. Мне представляется важным подчеркнуть именно автоматическую зависимость от информации  как невозможность не реагировать когнитивно, эмоционально или поведенчески на расшифрованный смысл (аналог) сообщения.  Так, человек одинаково автоматически будет реагировать как на вопрос «Сколько времени?», так и на признание в любви, хотя, конечно же, личностный смысл сообщений каждого из обращений будет разный.

На мой взгляд, суть информационного автоматического воздействия и информационной зависимости субъекта как раз и состоит в феномене  «предложения реальности» в сообщениях и мета сообщениях значимых других людей и значимых для него ситуаций. «Предложение реальности» – суть информации. Реальность для каждого из нас – действительная или иллюзорная – это тот мир, в который мы посредством информации помещаем себя. Этот мир может иметь разное для нас значение – быть добрым или злым, наполненным богатством или предметно или духовно нищим, весёлым или печальным. Много разных личностных смыслом может иметь то предложение реальности, которое содержится во внешних сообщениях. 

Очень важно для субъекта иметь способность принимать или отвергать «предложения реальности». Я бы даже определил это как критерий мудрости и психического и психологического здоровья: умение обходиться с информацией от внешних «доброжелателей».  Один из серьёзных показателей такого умения способность  определять и реагировать на неконгруэнтность сообщения и мета сообщения. Некогда мне довелось наблюдать за поведением приглашённого тренера. Сам метод – гештальт подход - хорош идеями (сообщения). Но  поведение тренера отличалось не структурированностью (неопределённостью личностного его отношения к происходящему), отсутствием раппорта   с участниками, оценочностью,  «сценичностью» и  тенденциозностью в управлении учебной активностью участников. А, поскольку речь шла о весьма значимых для каждого аспектах его собственной реальности, которые составляли содержание «учебных ситуаций», то такая поведенческая бесцеремонность (мета сообщение) заставляла защищаться от предложения такой «реальности».

Именно неконгруэнтность сообщений и мета сообщений значимых внешних источников  информации является главным фактором ассиметричной манипуляции. Сообщение  маскирует мета сообщения. Как в приведенном выше примере, декларации и идеи презентуемого метода создают доминанту и тем самым ширму для реализации намерения демонстрации собственной исключительности, превосходства, власти…. Но именно соотношение сообщения и мета сообщения формируют смысл информационного влияния. Предлагаю читателю самостоятельно определить этот самый смысл как «фигуру на фоне».

Этот случай побудил меня к анализу неконгруэнтной коммуникации и манипуляции, которая по факту имеет место быть. Но субъектом не рефлексируется. Предложение реальности, исходящее от таких сообщений будет принято теми, кто не замечает неконгруэнтности, нечувствителен к парадоксу формы и содержания и одержим собственными идеями. Тем не менее, «предлагаемая реальность» всё равно занимает свои позиции в бессознательном и при случае актуализируется соответствующей (внешнему источнику!) суетой и  парадоксальным отношением к ценному предметному содержанию.  Чужая информационная неконгруэнтность идеодинамически будет воспроизводиться субъектом в важных тестовых ситуациях. Во всяком случае, вероятность такого варианта автоматического самовоспроизводства внушённого некритически информационного содержания  очень высокая.

Выход только один: поскольку человек в принципе не в состоянии противостоять информационному влиянию, важно научиться делать выбор в пользу зависимости от конгруэнтной информации.  Для этого её нужно сделать такой в случае информации неконгруэнтной. Для зрелой личности это не представляет особого труда – обнаружить скрытые намерения в мета сообщениях, несоответствующих декларируемому содержание. Для наивного же субъекта – это  может быть ловушкой, из которой выбраться может помочь юмор и дипломатическое отношение к «интуитивным манипуляторам». Стремление очистить «зерна от плевел», сформировать конструктивную позицию к таким ситуациям – это путь к информационной безопасности и личной свободе.

 



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • психотипы личности по восприятию информации
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Помощь в поиске информации студентам и не только
  • Психология восприятия новой информации
  • Время турбулентной информации
  • Избыток информации & нехватка времени
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Еще раз об Информации
  • Адаптивный подход. Значимость информации и психогении.
  • Кинографика: метод получения информации из бессознательного.
  • Влияние визуальной информации на развитие мышления
  • Фрирайтинг: Упражнение для развития целостного восприятия информации
  • Как справляться с потоком негативной информации? Реальность, которую мы сами себе создаем.
  • Источник информации
  • Чем опасен океан информации для ребенка. Значение родительской цензуры.
  • Как реализуется передача информации
  • Стратегии переработки информации
  • Информации нужен минимум
  • Немного интересной информации (или когда настроение на нуле читать обязательно!)
  • Сновидения как источник предвидческой информации
  • Эффективная модель Сбора Информации
  • В продолжение эфира о поиске информации
  • Мусор и пища на рынке информации
  • Что такое считывание информации с поля?
  • Очистите пространство от диетической информации
  • Что такое усвоение знания и информации ?
  • Пожиратели информации и Правило 30 секунд
  • В мире информации: как позаботиться о себе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь