Когда самоуверенность вредит

Проблема самооценки является нередко той важной отправной точкой выхода из равновесия и образования конфликтной ситуации как в своем внутреннем мире, так и в межличностных коммуникациях. Как мы знаем, существует три уровня самооценки - заниженная, адекватная  завышенная.
Завышенная самооценка связана с переоценкой личностью своих ресурсов и потенциальных возможностей . Про таких говорят "уверенности не занимать", "наглость второе счастье". С таким явлением мы встречаемся не только в профессии, но и повсеместно в обыденной жизни.
Но что таит в себе завышенная самооценка? С одной стороны, определенные проявления активности в желании доказать свою правоту, невзирая на мнение окружающих, на  весьма частый объективно низкий уровень профессиональных компетенций, выдает в человеке невротика, не способного принять свои слабые стороны. 
Например,  человек получает образование, не скрывая того, что диплом фактически куплен. И именно деструктивная модель идет по пути того, что человек не развивается,  а лишь кичится образованием или какими-то не самыми высокими достижениями ("мой пост собрал n-е количество лайков!", "Меня лайкнул какой-то в определенных кругах известный человек!" и тд). Создается впечатление поверхностного подхода к острым проблемам с выраженным стремлением самоутвердиться в какой-то социальной нише. Желание доказать что-либо приобретает навязчивый характер.
Очень часто работая с людьми с завышенной самооценкой в тех же самых проективных методиках я отмечаю некоторые нюансы рисунков. Как правило, это изображение в полный лист, нередко выход за поля страницы. Прослеживается гипертрофированное стремление заполнить собой все пространство. Например, жена жалуется на мужа,  что у нее уже фактически нет места ни на полках шкафа, ни на рабочем столе. "Везде его вещи,  причем, очевидно совершенно не нужные. Его папки,  документы,  одежда, обувь. Представляете,  в двухметровой прихожей стоят ботинки,  сапоги,  туфли 45 размера, я вынуждена свою обувь складывать в пакеты и хранить на балконе".  При этом ни о каком выстраивании гармоничных отношений речи не идет. Человек не слышит просьбы соблюдения границ в семье. 
С другой стороны, неадекватная, высокая  самооценка весьма пагубно отражается на личности. Например,  такой человек не может принимать критику нив каком виде. Его желание заполнить собой пространство (будь-то это дом или даже наш сайт), пройдясь по границам личностей, присутствующих рядом, сильнее, чем голос разума. Местоимение "Я" употребляется часто не к месту, что нарушает привычную работу как в трудовом коллективе,  так и в семье. Например, обсуждение на совещании целого ряда вопросов, связанных с исключительно профессиональной тематикой (например,  успеваемость студентов или обсуждение конкретного клинического случая) взывает у человека, страдающего нарушением эго-сферы желание привлечь внимание окружающих. "А вот у меня...." и на некоторое время мы вместо конструктивного диалога получаем монолог, нередко в театральном стиле,  тяжелого эгоцентрика. Попытка осадить которого встречает противодействие. "Я еще не все сказал (-а)". 
Безусловно, невротичность личности с искаженным представлением о самом себе объясняется чувством неудовлетворенности собой в глубине души, одиночества и ведет к расстройствам коммуникативной сферы. 
Выход из состояния завышенной самооценки сопряжен с переосмыслением и переоценкой своих жизненных ориентиров. Нередко людей с завышенной самооценкой считают глупыми, так как несмотря на ученую степень или звание, человек отличается негибкостью и неумением слушать других людей. Попытка посмотреть на себя со стороны, в чем именно проявляется поверхностность моих суждений и высказываний, насколько эти мысли могут быть ценны для других людей приводит к самоанализу. "Почему я не принимаю точки зрения других людей?", "Почему я так часто привлекаю к себе внимание?", "Если меня слушают коллеги, то почему не следуют моим советам или даже кто-то смеется от моих слов?", "Почему я не могу слушать критику в свой адрес?".
Такие вопросы ведут к заметным процессам трансформации личности, вызывая постепенную, но довольно-таки положительную динамику в ее развитии.

Когда самоуверенность вредит



Просмотров: 331
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • Правда ли у "пограничника" нет эмпатии? О достоинствах "пограничных" людей
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • почему не стоит слушать полезные советы "умных" людей
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Фантазии обо исцелении: пути из точки "А" в точку "Б" не существует
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь