|
Особое мышление дошкольника.Автор статьи: Никонова Анна Михайловна
«Почему дует ветер?», «Откуда берутся реки?». Десятки и сотни вопросов обрушивает на головы взрослых четырёх - пятилетний ребёнок. Процесс активного познания, освоения мира начинается задолго до того, как наш ребёнок станет дошкольником. Вот годовалый малыш, подобрав какой-то острый предмет, с увлечением царапает им мебель, обои; двухлетний внимательно разбирает на части игрушку: «А что же внутри?». «Что внутри?» - это есть основная задача человеческого мышления. Понять внутренние связи явлений, заглянуть за поверхность внешне видимого, осязаемого, с этим не может справиться восприятие, тут нужна работа мысли. В начале, в первые годы жизни ребёнка, мысль не может обойтись без руки. Двухлетний малыш «мыслит руками», разбирая, царапая, ломая, т.е. в доступной форме преобразует предметы. Мышление ребёнка - наглядно-действенное, погружённое в непосредственное и активное действие, изменение вещей. Мышление годовалого и двухлетнего ребёнка занято лишь тем, что рядом, что можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус, развинтить, разобрать. Но, уже в это время, незаметно и постепенно, в мышлении ребёнка готовится «великий переворот»: у малыша формируются средства, с помощью которых, он может называть, обозначать, а значит воображать и представлять явления и их связи. Это средство-речь! Мир, в котором живёт ребёнок, удваивается: это не только внешний, видимый осязаемый мир, но и мир, отражённый в словах, представлениях, понятиях. Звёзды и планеты не потрогаешь руками, но спросить об этом можно. Вопрос о том, как мыслит дошкольник Жан Пиаже поставил ещё в 20-е гг. 20 века. Он просил детей дать объяснение явлениям природы и космоса, рассказать об устройстве и причинах действия простейших приборов и машин. Оказалось, что дети, отвечая на вопросы, часто одухотворяют природу, приписывают неодушевлённым вещам способность мыслить, чувствовать, желать («солнце светит для того, чтобы людям было светло», «ветер дует чтобы подгонять парусник», «ночь наступает, чтобы люди ложились спать». Эту особенность детского мышления Жан Пиаже назвал анимизмом (от латинского animus-душа). Первоначально дети одухотворяют всё, даже неживые предметы: «если по камню ударить, ему будет больно», чуть позже - только те, которые движутся, затем - только предметы и явления, способные к самостоятельному движению (вода, ветер), и, наконец, приписывают способность думать и чувствовать только животному и человеку. Значение анимизма: Это особый способ освоения мира, позволяющий дошкольнику в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток событий, который обрушивается на него со всех сторон. Такая, пусть ненаучная, систематизация ребёнку необходима: она делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Мир, в котором интересно жить, который хочется лучше исследовать и глубже понять, т.е. позволяет справиться с лавиной разнообразных сведений. Эта особенность называется глобальностью детского мышления. Мы выделяем в объекте разные свойства и качества, объём, вес, площадь, длину, высоту. Одни их них (свойств) могут меняться, другие остаются неизменными. У дошкольника происходит следующее - он может выделять в объекте форму, цвет, объём, но всё это слито для него в один сложный, сплошной конгломерат. Точная связь между разными свойствами объекта ребёнку ещё непонятна. Об объёме столба жидкости он может судить по его высоте, о количестве пластилина - по длине пластилиновой колбаски, о числе фишек - по длине ряда. В общем, судит по самому яркому, бросающемуся в глаза свойству, независимо от его действительной связи с объёмом, массой, числом. Значение анимизма и глобальности: способность «соединить несоединимое», уметь выделять в объекте самые яркие свойства, доверие к своему личному опыту.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|