Особое мышление дошкольника.

Особое мышление дошкольника

 

«Почему дует ветер?», «Откуда берутся реки?».

Десятки и сотни вопросов обрушивает на головы взрослых четырёх - пятилетний ребёнок.

Процесс активного познания, освоения мира начинается задолго до того, как наш ребёнок станет дошкольником. Вот годовалый малыш, подобрав какой-то острый предмет, с увлечением царапает им мебель, обои; двухлетний внимательно разбирает на части игрушку: «А что же внутри?».

«Что внутри?» - это есть основная задача человеческого мышления. Понять внутренние связи явлений, заглянуть за поверхность внешне видимого, осязаемого, с этим не может справиться восприятие, тут нужна работа мысли.

В начале, в первые годы жизни ребёнка, мысль не может обойтись без руки. Двухлетний малыш «мыслит руками», разбирая, царапая, ломая, т.е. в доступной форме преобразует предметы.

Мышление ребёнка - наглядно-действенное, погружённое в непосредственное и активное действие, изменение вещей. Мышление годовалого и двухлетнего ребёнка занято лишь тем, что рядом, что можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус, развинтить, разобрать.

Но, уже в это время, незаметно и постепенно, в мышлении ребёнка готовится  «великий переворот»: у малыша формируются средства, с помощью которых, он может называть, обозначать, а значит воображать и представлять явления и их связи. Это средство-речь! Мир, в котором живёт ребёнок, удваивается: это не только внешний, видимый осязаемый мир, но и мир, отражённый в словах, представлениях, понятиях. Звёзды и планеты не потрогаешь руками, но спросить об этом можно.

Вопрос о том, как мыслит дошкольник Жан Пиаже поставил ещё в 20-е гг. 20 века. Он просил детей дать объяснение явлениям природы и космоса, рассказать об устройстве и причинах  действия простейших приборов и машин. Оказалось, что  дети, отвечая на вопросы, часто одухотворяют природу, приписывают неодушевлённым вещам способность мыслить, чувствовать, желать («солнце светит для того, чтобы людям было светло», «ветер дует чтобы подгонять парусник», «ночь наступает, чтобы люди ложились спать». Эту особенность детского мышления Жан Пиаже назвал анимизмом  (от латинского animus-душа). Первоначально дети одухотворяют всё,  даже неживые предметы: «если по камню ударить, ему будет больно», чуть позже - только те, которые движутся, затем - только предметы и явления, способные к самостоятельному движению (вода, ветер), и, наконец, приписывают способность думать и чувствовать только животному и человеку.

Значение анимизма:

Это особый способ освоения мира, позволяющий дошкольнику в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток событий, который обрушивается на него со всех сторон. Такая, пусть ненаучная, систематизация ребёнку необходима: она делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Мир, в котором интересно жить, который хочется лучше исследовать и глубже понять, т.е. позволяет справиться с лавиной разнообразных сведений.
Другая особенность мышления. Детям 5-7 лет давались задания, в которых исследовалась их способность понимать сохранение веса, числа и объема предметов. Так, детям предъявлялись два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Так как количество кубиков в обоих рядах, так же как и расстояние между ними было одно и то же, эти два ряда были одной длины. У детей спрашивали, одинаковое ли количество кубиков в двух рядах, и дети отвечали, что одинаковое. Тогда на глазах у детей взрослый сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими вплотную друг к другу. Естественно, что длина данного ряда уменьшалась. После этого он задавал детям вопрос о том, изменилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети, как правило, отвечали, что количество изменилось и в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном. Аналогичные эксперименты были проделаны с исследованием сохранения веса (в круглом и сплющенном кусочке пластилина) и объема, когда вода переливалась в сосуды с широким и узким донышком так, что уровень воды в одном сосуде был намного больше, чем в другом. При этом даже многие 6-летние дети считали, что количество воды в сосудах изменилось.

Эта особенность называется глобальностью детского мышления. Мы выделяем в объекте разные свойства и качества, объём, вес, площадь, длину, высоту. Одни их них (свойств) могут меняться, другие остаются неизменными. У дошкольника происходит следующее - он может выделять в объекте форму, цвет, объём, но всё это слито для него в один сложный, сплошной конгломерат. Точная связь между   разными свойствами объекта ребёнку ещё непонятна. Об объёме столба жидкости он может судить по его высоте, о количестве пластилина - по длине пластилиновой колбаски, о числе фишек - по длине ряда. В общем, судит по самому яркому, бросающемуся в глаза свойству, независимо от его действительной связи с объёмом, массой, числом.

Значение анимизма и глобальности: способность «соединить несоединимое», уметь выделять в объекте самые яркие свойства, доверие к своему личному опыту.

 

 

 



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дети в семье: желание, количество, особенности
  • Лучшее – враг хорошего: как количество игрушек влияет на качество детских игр (и не только)?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как рассказать ребёнку откуда берутся дети?
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Выросший ребёнок, который не может уйти из семьи...
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Дети. Способность к познанию.
  • Дети ВДА(взрослые дети алкоголиков) и только одуванчики все понимали...
  • Давайте работать на качество устройства детей в семьи, а не на количество
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Самое ценное, что только может дать общение
  • Чтение комментариев, оставленных «троллями», может повлиять на вашу способность рассуждать
  • Как понять друг друга в семье. От детей до взрослых.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • Я, может, только жить начинаю: на пенсию перехожу
  • Всего два вопроса, чтобы понять, а тот ли рядом с вами мужчина, о котором вы так давно мечтали?
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Выйти за пределы обычного мышления, чтобы справиться с проблемой.
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Почему зависть может быть только черной
  • Ловушки мышления. Можно было бы...
  • Только на двоих, или когда дети вырастают
  • Родители и дети. Как научится понимать друг друга?
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь