|
Дети и родители.Автор статьи: Лазаревич Ирина Борисовна
«Дети - это чудо света!» - сказал поэт. И вряд ли кто может это оспорить. Вот оно, маленькое чудо, лежащее в своей кроватке или на пеленальном столике… Его движения, плач, смешные гримасы… - все вызывает умиление молодой мамы. «Умничка, как хорошо покушал!», « Ты мой сладкий, покакал!» - кто из родителей не произносил подобных фраз, любуясь своим новорожденным младенцем? Время идёт и малыш подрастает… Вот уже идёт туда, куда ему надо, берёт всё, что плохо лежит, видит и слышит то, что, по мнению взрослого, не должен видеть и слышать, много говорит без умолку и…часто содрогается от грозного маминого окрика «туда не ходи, нельзя», «это не трогай, нельзя», «мал ещё такое смотреть», «чего развесил уши, когда взрослые разговаривают», «да помолчи ты хоть пять минут»…Мама и сама не знает, не ведает, что своими криками (хорошо, если только криками) даёт эмоциональный посыл – установку своему чаду: «не ходи», «не делай», «не смотри», « не слушай», «не говори»…А ребёнок во всём этом слышит: «Не живи!»… И ещё социальные установки: «Как не стыдно, мальчики не плачут!», «Хорошие девочки не дерутся!», «Дети должны быть послушными!». И это действительность, в которой живём мы и наши дети… Детская площадка… Так и хочется сказать словами известного поэта: «как много в этом слове» для сердца детского… Мама, заботящаяся о здоровье ребёнка, ведёт его дышать свежим воздухом на детскую площадку, зайдя по пути в магазин, купив ему печенье или чипсы, а себе бутылочку пива. И вот уже наш малыш играет в песочнице с девочками и мальчиками из соседнего подъезда, а мамы рядом на скамейке пьют пиво, обсуждают последние новости, затягиваясь уже не первой за последние полчаса сигаретой, периодически покрикивая на своих деток: «Брось, ка-ка!», «Отдай Мише лопатку!», «Ну что за ребёнок, опять весь в песке!». Потом мамы, бросившие прямо на площадке пустые бутылки, ведут дитя домой, отмывают от песка, с криками кормят супом и котлетами, шлёпают по попе и укладывают спать – днём для детского здоровья необходим сон… И опять, и снова чудо! Удивительно, но дети во всём этом находят ресурсы для своего роста, развития, для жизни. Детский сад… Утром рано невыспавшегося Алёшку опаздывающая на работу мама тянет за руку, ведёт в детский сад, покрикивая, чтоб тот поторопился переставлять свои маленькие ножки. А в саду ненавистная запеканка, которую надо обязательно затолкать себе в рот и проглотить, иначе воспитатель будет держать за столом невыносимо долгое время. Алёшка сидит, усердно разминая и размазывая по тарелке запеканку, и решает важнейшую для него проблему - проблему глобального потепления климата на планете. Когда я спрашиваю его, откуда он про это знает, он удивлённо поднимает на меня голубые глаза - как можно такое не знать…и поясняет, что об этом знают все. И сейчас он думает, как можно это потепление предотвратить. Он предложил бы учёным издать закон, запрещающий автомобили и самолёты с ракетами, от которых и возникает это потепление, а ездить можно на лошадях, но кто ж согласится в наше время пересесть с автомобиля на лошадь…И вот он, шестилетний Алёшка решает эту проблему, придумывает, как спасти планету. Я прошу его рассказать мне о своём изобретении, когда оно состоится. Он обещает… … А вот у Саши другие проблемы – на всех обижается, замкнулся в себе, держится в сторонке…«Родители всё время ссорятся, мама говорит, что я такой же придурок, как мой папа, папа ушёл, живёт один в соседнем доме…Уж лучше б я сдохнул.», - говорит мне он с безысходностью…и тут же начинает рассказывать про свою любимую собаку… …Шустрая непослушная Алёнка, у которой всё замечательно… вот только воспитательница часто ругается. «Что ругается, не пойму, я ж не виновата, Вовка первый начал…», « Мама и бабушка говорят, что я вся в отца… не знаю, может быть… я вообще его плохо помню»… Милые, славные и очень талантливые дошколята… Уже в саду детей начинают учить отвечать так, как надо. Вот только кому надо? Им это точно не надо, но они хотят быть хорошими и отвечают, заучивают, выполняют или не выполняют всё, что им говорят…и попадают в разряд палочек-выручалочек, середнячков или тех, кто вечно на слуху из-за плохого поведения… Дальше… Это страшное, непонятное, живущее своей жизнью заведение – школа. В неё так хочется, когда ты там ещё не был, и туда совсем не хочется, когда там уже побывал не раз… Говорят, что детство заканчивается, когда ребёнок в первый раз сдал технику чтения. Мне никогда не понять, как могло такое придти в голову – читать на скорость, на время, не учитывая, что у каждого ребёнка своё время, своя скорость, всё своё, ни с кем несравнимое всё… И наш малыш учится, учится, учится… отвечать на вопросы, которых никогда ни кому не задавал, запоминать массу очень важных, по мнению взрослых, правил, законов, событий…, которые у него не вызывают большого интереса. А ещё он учится просто жить в мире взрослых и сверстников, получая уроки от тех, кто рядом – родителей, учителей, старшеклассников, сверстников… И всегда эти уроки усваиваются лучше, чем школьная программа, и всегда они оставляют более серьёзные последствия в жизни человека… Проходит несколько лет. И вот вместо вчерашнего милого, доброго и ласкового малыша родители к своему ужасу сталкиваются с подростком. Он нагловат, хамоват, часто демонстративен, матерится, слушает музыку, которую невозможно слушать, пропускает школьные занятия, перестаёт выполнять домашнее задание, пропадает на улице в сомнительных компаниях или в виртуальном мире, носит экстравагантную одежду, с ним невозможно разговаривать, он не желает слушать никаких доводов и аргументов. С такими проявлениями приходится иметь дело даже родителям вполне благополучных детей. И это далеко ещё не самый худший вариант. Кто же может принимать и любить такого? Родители, учителя, соседи, прохожие? Кто? А ведь больше всего подростку нужно, так же как каждому из нас, чтобы его любили и принимали таким, какой он есть, чтобы не лезли туда, куда он не просит, оставили его в покое, когда ему нужен этот покой… Ведь именно здесь и сейчас происходит самая главная для него работа, работа его души. Он ищет ответы на самые важные для себя вопросы: кто я? какой я? для чего я? Он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, он ушёл из мира детства, но ещё не пришёл во взрослый мир. Он примеряет на себя различные роли, различный тип поведения, ищет, кто он в этой жизни, на что он способен… И повезло подростку, если рядом с ним окажется взрослый, который способен увидеть за всей внешней неприглядностью формирующегося ищущего человека, способен услышать и понять того, кто сам себя понимает с трудом, но которому так необходимо, чтобы его поняли. Если же такого взрослого нет рядом, подросток оказывается один на один с тем, что его окружает, и здесь уже речь о выживании в агрессивной среде… Вовка, подросток 13 лет, вор со стажем, он чувствует деньги каким-то звериным чутьём, он безошибочно и быстро найдёт их в столе, в кармане, в сумке, где угодно, он пролезет в любую форточку и отыщет в два счёта деньги в любой незнакомой квартире. Он может спать на полу даже без подстилки, но спит на затёртом до дыр грязном диване. Его мама живёт у отчима, а он в своей квартире, в которой отключен свет, газ. У него гениальные руки, способные его обеспечить тем, что нужно для жизни – еда, пиво, сигареты… Он ходил ко мне на занятия по песочной терапии, мы о многом говорили. Пока однажды я не оставила его на минуту, может быть две, в кабинете… Я поймала его почти за руку, случайно возвратившись тут же после ухода. Он говорил, что это вредная привычка, от которой он, конечно же, хотел избавиться. Я предложила ему помощь в этом, он обещал придти …и больше не пришёл. Ульяна, 15 летняя блондинка с голубыми печальными глазами. Когда отец, после развода с загулявшей не в первый раз матерью, уехал к себе на родину, она (ей тогда было 12 лет) на полгода замолчала. А потом она стала уходить из дома, жила, где придётся, где разрешат остаться на ночь, ночевала, редко ходила в школу, потом бросила её совсем. Мать продолжала беззаботную пьяную разгульную жизнь. Отец, видимо, делал карьеру. Он приехал за ней почти через три года, девочка настолько изменилась, что отец побоялся взять её с собой (с его слов, она опозорила бы его, а он известная в городе личность). Ульяну предали в очередной раз. Мы познакомились с ней в детском отделении больницы, где она лечилась после отравления снотворным, скорую вызвал её 28 – летний, так называемый, друг, у которого она жила уже несколько недель. При встрече с мамой, я услышала много резких, обвиняющих слов в адрес девочки, которые звучали как заученный наизусть, без эмоций произносимый текст. Видимо, маме не один раз приходилось произносить это в разных инстанциях. И на вопрос: «А что-то хорошее есть в вашей дочери?», мама не знала, что сказать, потом вдруг вспомнила, что Ульяна – очень добрая девочка. И это всё… Два подростка, две судьбы… Они никому не верят, они не хотят помощи, они не ждут её и не принимают… Страх, что предадут в очередной раз, сильнее инстинкта самосохранения. Мне хочется думать, что жизнь этих и им подобных подростков является исключением. Это действительно трудные подростки… Но что, скажите, сделало их трудными? Родители подростков... Психологам часто приходится иметь дело с родителями, которые волнуются, переживают, очень боятся за своих детей. Такие родители порой начинают паниковать, когда их ребёнок достигает определённого возраста. Они с ужасом ждут подросткового кризиса – придёт или обойдёт стороной их чадо? На консультации они часто говорят о своём подростке, как о больном, о кризисе, как о неизлечимой болезни. Мамам, а на консультацию чаще приходят мамы, конечно же, страшно за своего ребёнка, из-за своей непомерной материнской любви они готовы решать все проблемы ребёнка, они готовы отдать ему свою жизнь. Вот только ребёнку их жизнь не нужна, ему нужно, чтоб никто не проживал его жизнь, ему необходимо свою жизнь прожить самому. Как часто, не доверяя ребёнку, родители пытаются отгородить его от ошибок, забывая о том, что сами учились на своих собственных ошибках. И не догадываются, что своими нотациями и действиями пытаются отгородить ребёнка от жизни. И как же тут не быть кризису? Да и что есть этот самый кризис? Уж точно не зверь и не диагноз. На мой взгляд, именно в нём всегда есть ресурс для развития. Я не перестаю повторять таким родителям, что хуже подросткового кризиса может быть только его отсутствие. И ещё очень рекомендую не читать нотаций и прописных истин своему взрослеющему ребёнку, жить своей жизнью счастливо и успешно, общаться с подростком на равных, с уважением, как личность с личностью, и всегда быть на расстоянии вытянутой руки, чтобы в случае, если нужна помощь, подросток мог за ней обратиться…
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|