|
Человек и его род. Часть втораяАвтор статьи: Афанасьев Алексей Владимирович
Мы уже писали о том, что род – это опора и поддержка каждого человека, но бывает, что род начинает требовать к себе внимания самыми разными – и не всегда приятными для нас способами… Когда и как это происходит? Иногда зов рода мы можем услышать впрямую, иногда – только отзвуки его, догадаться о нем по косвенным признакам. Бывает, что в роду передается из поколения в поколение легенда о проклятии. То, что в народе называют родовым проклятием, в психологии и психотерапии именуется иначе – малоэффективными системами убеждений и моделями поведения, к примеру. Однако бывает также, что кто-то из предков, в силу каких-то причин желая наказать потомков, проклинает последующие поколения. Мы не будем рассуждать о том, возможно это или нет в принципе. Нас гораздо больше интересует вопрос о том, как это действует с психологической точки зрения. И вот тут давайте вспомним о той естественной потребности ориентироваться на старших, которую мы уже описывали в первой части этой статьи. Что в такой ситуации чувствуют потомки, которые, как часть родового наследия, несут предание о проклятии? Опять же, оставим в стороне вторичные выгоды, такие как желание мистифицировать свое существование, подтвердить свою исключительность и другие возможные варианты. Важно понимать, что при таких обстоятельствах потомки чувствуют, что кто-то из старших (очень-очень «старших»), ими недоволен. Базово недоволен. Не поддерживает их начинания и стремления. Образ жизни и т.п. И как мы все прекрасно понимаем, чувство это не из приятных, и не важно, идет ли речь о десятилетней девочке или о мужчине тридцати пяти лет от роду. Если представить себе трехлетнего малыша, которым базово недоволен кто-то из родителей – картинка не просто безрадостная, а откровенно жуткая, – то можно догадаться, что испытывает каждый из потомков в таком роду. Это ощущение потерянности и страха, неуверенности в своих силах может быть осознано, но чаще всего разворачивается на бессознательном уровне. И понятно, что это напряжение может «корректировать» действие закона идеодинамики, а следовательно, и отражаться на событиях жизни человека. И тут уже не важно, что человек, который сформулировал свое недовольство потомками как «проклятие», давным-давно ушел из жизни. Потому что, как мы уже писали, его модели и конкретные паттерны поведения остались в коллективном бессознательном, а его фигура – в индивидуальном бессознательном потомков. И к этим бессознательным пространствам человек, потомок, подключен. И значит, чтобы наладить отношения с предком (а также с родом, а также с какой-то частью собственной личности), нужно что-то сделать. Что? Оставим этот вопрос пока что открытым. Мы только что описали, как род может «обращаться» к своим потомкам впрямую. Он, кстати сказать, достаточно редко встречается. Гораздо чаще события разворачиваются по-другому. Например, где-то, когда-то, очень-очень давно был нарушен закон родовых отношений. И никто уже не помнит, с чего и с кого все началось, но в семье уже на протяжении нескольких поколений происходят странные и вроде бы не объяснимые «повторения», причем такие, на которые сложно не обратить внимания: или болезни, или разрывы семейных отношений, или еще что-то… в том же роде. Еще отметить можно, что когда кто-то из потоков проживает судьбу предка (таким образом род также может взывать к восстановлению отношений), он делает это в разы быстрее. И снова – тот же самый вопрос. Что делать? И здесь самое время упомянуть, что любовь – это не единственный «закон» рода, есть еще закон уважения. Если он нарушается, если кто-то из членов рода выказывает другому – или всему своему роду в целом – неуважение (мы имеем в виду, конечно, вещи более глубокие, нежели «кто-то кого-то не поздравил с именинами» и т.п.), то возникает ответная реакция, возмущение, гнев. И естественно, что для того, чтобы восстановить нарушенный баланс, нужно вернуть в систему уважение – причем не просто абстрактное уважение, а именно к тому звену, к тому из рода, кто был обижен. И тогда он превратится в защитника, и род для конкретного человека станет источником огромной силы и огромной мудрости. Как можно выказать уважение к предкам? Здесь есть несколько моментов, которые нужно учесть. Во-первых, каков главный интерес рода? Каждого рода? Естественно – продолжение. Любой род хочет продолжиться. Он стремится из прошлого в будущее через каждого из нас. И поэтому «осознанный» (в кавычках – потому что о настоящих осознании и осознанности тут речь не идет) отказ от продолжения рода, от того, чтобы иметь детей – это поступок, который род не примет. Соответственно, изменение решения поможет восстановить прерванные отношения. Далее, для рода ценен и важен каждый его член. Каждый, кто принадлежит к нему. И здесь – два аспекта. Во-первых, осознание и признание того, что каждый, кто был в моем роду до меня – значим, важен, необходим, и я с уважением отношусь к нему потому, что он был в моем роду – и до меня. И не важно, как он жил и как закончил жизнь. Он – предок, и это уже основание для самого глубокого уважения. Кто бы ни рождался в роду, чтобы он ни сделал, его нужно уважать, даже если этот человек с обыденной, «социальной» точки зрения уважения не заслуживал. Род – это то пространство, где уважение не нужно заслуживать – оно просто есть, дается тебе изначально. Мы уже, помнится, писали об этом: не нужно требовать от детей, чтобы они заслуживали у нас уважение, нужно просто уважать их, и тогда отношения будут строиться совсем иначе и очень конструктивно. Важно понимать, что для рода, к которому мы принадлежим, важны и значимы все, кто в нем есть: святые и уголовники, врачи и мошенники, любящие матери и женщины, сделавшие аборт. Каждый из них – часть рода, и каждый – достоин уважения. А во-вторых, здесь нужно говорить о признание ценности собственной жизни (здоровья, благополучия, бытия в мире) и жизненной миссии, предназначения, которое дано нам для воплощения в мир. Может быть, это прозвучит слишком просто, но простые слова, если к ним присмотреться внимательнее, часто открывают нам именно то, что в данный момент нам больше всего нужно. Лучший подарок, который каждый из нас может принести своему роду, в то же время отблагодарив его за то, что он нас принял и провел в этот мир – это ощущая радость жизни и счастье оттого, что я в этом мире есть! выполнить свое предназначение и дать жизнь тем, кто продолжит род. Своим детям. Внукам своих родителей. Чьи-то правнукам. Тем людям, которые продолжат в будущее живые нити рода. О том, что есть какие-то сложности в отношениях с родом, говорят следующие симптомы: человек затрудняется с определением ценности своей жизни («жизнь бессмысленна и скучна», «я ничего не стою в этом мире»), отказывается рождать детей или же имеет какие-то «претензии» к предыдущим поколениям, как то: «отец плохой», «дядька-алкоголик плохой», «дедушка у меня был какой-то не такой». Условно говоря. И здесь не важно даже, какое именно из звеньев цепи является причиной, а какое – следствием. Важно, что отношения с родом нужно налаживать в трех направлениях: через восприятие себя и своей жизни, через восприятие своих предков (предок – это каждый человек, который пришел в род раньше, чем мы, то есть родители – это тоже предки с этой точки зрения) и через восприятие своих детей, будущих и уже родившихся. В этом плане (точнее, в каждом из трех этих планов) мы имеем определенное «наследие» – убеждения, приобретенные в детстве, в родительской семье, и в процессе получения и обработки жизненного опыта. И возможно, в процессе налаживания отношений с родом, некоторые из этих убеждений придется пересмотреть. И как это обычно бывает, когда человек встает на путь необходимых и осознанных изменений своей жизни к лучшему, он получает на этом пути столько силы, сколько ему потребуется, и даже больше. Потому что род – это бесконечный источник самых разных моделей, самых разных решений – и энергии, которую легко и свободно может черпать тот, кто находится с ним в отношениях мира, уважения и любви. И в заключение скажем, что к сфере родовых отношений относятся многие явления и действия, так сказать, ритуальные. Представление о них мы также черпаем в книгах, легендах, песнях – и, собственно, из коллективного бессознательного. Поэтому, когда запускается восстановление родового равновесия, может возникнуть осознанное желание, например, назвать ребенка именем кого-то из предков. Это явление вписано в глубинные национальные традиции. Есть мнение, кстати говоря, появившееся сравнительно недавно, что это неблагоприятно для малыша, мол, возникают сложно разрешимые «родовые переплетения». Но это не так. Родовые переплетения возникают тогда и там, где нарушается закон уважения и любви. А там, где он восстанавливает свое действие, возникает нечто иное, целительное, благодатное, и ребенок, да и вся семья, получают покровительство и защиту родовой энергии – в том, чтобы прожить собственную судьбу так, как предназначено изначально – и как прожить ее есть самая главная ответственность человека. Алексей и Мария Афанасьевы, г. Краснодар
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|