|
Про сверхзначимые идеи, или «Я живу во имя…»Автор статьи: Голикова Наталья Вячеславовна
Часто люди, даже осознающие необходимость изменений, их избегают. В качестве причины во многих случаях приводится фраза: «Меня так воспитали». Она может относиться практически к любой теме, в зависимости от контекста ситуации: от банального «зубы надо чистить до, а не после завтрака» (так воспитали!) до гораздо более сложных случаев, например «жить нужно только ради детей/семьи/карьеры» и т.д. И человек, не устояв однажды перед влиянием авторитетного лица, настаивающего на этой установке в силу каких-то своих причин, интроецирует ее, т.е. принимает, и идет по жизни именно с ней. Однако эти, казалось бы, нюансы забываются, вытесняются из памяти, и вскоре человек настолько «впитывает» эту идею, что она уже становится как будто его собственной. «Всю себя я отдаю своему мужу: меня так воспитали, что женщина должна жить ради мужчины»,- расстроенно говорит одна моя клиентка. Мужу, к слову, неустанная забота жены порядком надоела. Да и сама женщина приходит в замешательство, когда я спрашиваю ее, действительно ли она хочет жить одними заботами мужа. Оказывается, что вовсе нет, сама она чувствует, что часто навязывается мужу, да и все ее усилия угодить приводят к обратному эффекту: супруг стал все больше отдаляться от нее, строить свою жизнь, в доступе к которой ей было неумолимо отказано. Задумавшись, клиентка полушепотом признается, что, конечно, хотелось бы жить и для себя, иметь свои интересы, но… «я не смогу, меня так воспитали!» И тут же она как-то испуганно, но, в то же время, решительно пускается убеждать меня, что она верна благой и очень достойной цели: жить во имя и ради мужа, надеясь, что однажды и она станет для него единственным интересом. Но посмотрим на ситуацию внимательней. Действительно ли во имя мужа живет эта женщина? Нет! Она строит свою жизнь ВО ИМЯ СВОЕЙ ИДЕИ, ВО ИМЯ УСТАНОВКИ. Именно идея движет ее поступками, а вовсе не любовь, которой в аналогичной ситуации может, в принципе, и вообще не быть. Эта установка диктует модель поведения и даже модель чувствования. И для начала важно научиться отделять ее от своих настоящих чувств и желаний. Человек может являться носителем идеи, но он все же не слит с ней воедино. Затем эту идею нужно «развенчать». Как правило, это процесс не быстрый и довольно болезненный. Но если идти по пути рационализации, можно немного помочь себе. Возможно, в каком-то другом контексте, и в более узкой ситуации, установка и имела бы положительный эффект, как для самого человека, так и для тех, кто, кроме него, является участником действия. Но какую роль играет установка в определенной ситуации? Какие возможности она собой закрывает? А к каким результатам приводит? Когда мы действуем привычным образом, у нас появляется чувство защищенности, мы ходим по одной и той же дорожке, и видим каждый камень, каждую яму. Но что мешает нам найти или проложить самим другой маршрут? Часто нас подстерегает страх, что будет еще хуже, хотя бы потому, что там - неизвестность, неопределенность. И вот мы ходим изо дня в день, из года в год протоптанной кем-то тропой, особенно, если этот кто-то - уважаемый нами человек, обычно старший родственник. И нарушение наказа следовать этой дорогой мы приравниваем к обиде, оскорблению, неуважению этого человека. Кроме негласного (а иногда и озвученного!) принятия «выделенного» для нас жизненного маршрута, мы еще берем на себя ответственность за чувства и эмоции этого человека. Получается такой сапожник без сапог: в своей жизни не решаемся создать гармонию, зато изо всех сил стремимся поселить ее в чужой жизни. И озабоченность вероятными, на наш взгляд, реакциями «наставника» не дает соскочить с этого, на самом деле, не желанного нами путешествия. Эта перспектива все еще кажется вам поэтичной? Надо понимать, что я вовсе не призываю обесценивать тот вклад, который внесли в ваше воспитание родители. Они принимали решения, основываясь на своем жизненном опыте, в котором были и удачи, и поражения. И все же, это их опыт, а не ваш. И вы - не они. Кроме того, в некоторых случаях родители или другие значимые лица лишь косвенно влияют на выбор и интеграцию определенной идеи в жизнь. Бывает, что к ним приходят от неуверенности или безнадежности. Например, за идеей легко спрятаться, скрыть свои чувства и желания, когда мы не можем определить их как «правильные» или «неправильные» для нас; мы ищем «защитника» и сами создаем его: к нам приходит идея, которая со временем становится установкой, и в нашем восприятии она становится сильным звеном, нашей визитной карточкой и даже самоидентификацией. Человек ощущает себя не потерянным, безликим «никем», а личностью со своим четким взглядом на жизнь. Связь с такой идеей может также создавать у человека иллюзию контроля над происходящим: раз я живу ради детей (музыки, собак, вертолетов) и мои поступки направлены на осуществление моей цели, значит, я владею ситуацией – я идейный лидер, да и как они (те самые объекты) без меня справятся. Однако без разочарований тут, увы, не обойтись… «Путеводные» идеи часто привлекают и тех, у кого есть потребность все вокруг себя систематизировать, содержать в определенном порядке. Отсутствие системы воспринимается как что-то отрицательное и не оставляет такого человека в спокойном состоянии духа. Само по себе наличие у человека идей вовсе не плохо. Но если вы уже не можете представить свою жизнь без какой-либо из них, и она уже стала вашим девизом, а счастья все нет - добро пожаловать навстречу переменам! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|