|
О воспитании детей до 10 летАвтор статьи: Шпалянская Елена Владимировна
О воспитании детей до 10 лет Рождение и взросление человека очень хорошо можно проиллюстрировать на примере дерева. Закладка Человека, если можно так сказать, происходит еще до его рождения. Корни дерева, это многочисленные предки, бабушки и дедушки маленького человека. От них он возьмет большую часть своего земного багажа. Ребенок не приходит в мир как белый лист бумаги, на котором еще ничего не написано, напротив, переступив черту, появившись на свет, он уже имеет: - определенный тип нервной системы (сильный или слабый) - физические данные унаследованные от предков (тип телосложения, рост, цвет волос, глаз); - генетическую память предшествующих поколений; - основы характера; - тип темперамента (это может быть быстрый и резкий холерик; быстрый, но уравновешенный сангвиник; медлительный, спокойный флегматик или очень ранимый, склонный к плохому настроению и плаксивый меланхолик); - интеллектуальный потенциал. Не готовый интеллект, но его возможную вместимость. Ну вот ребенок родился, весь этот багаж уже в нем. Все перечисленное говорит о том, на сколько разными могут быть дети и задача родителей быть внимательным и постараться понять, что за душу дал им Бог. В одной и той же семье, при одном и том же воспитании вырастают разные дети. Если всего этого не учитывать, не учитывать индивидуальность своего ребенка, можно допустить ошибки в воспитании, которые вскоре начнут проявляться. Воспитание ребенка, опирается на два крыла, это «Любовь» и «Дисциплина», каждое из них важно в равной мере. Часто родители выбирают только одну линию воспитания: - только «Дисциплина»- это крен в одну сторону (излишняя строгость, много запретов, ребенка не целуют, не обнимают, часто ругают, наказывают, чтоб не избаловать); - только «Любовь» - это крен в другую сторону (ребенку разрешают все, он чувствует себя центром мира, взрослые «пляшут под его дудку»). Как любая крайность и то и другое, плохо. Ребенка нужно обязательно любить, брать его на руки, обнимать, целовать, покупать игрушки, устраивать праздники, чтоб он испытал «счастье детства». При этом в семье должны существовать и четкие Правила поведения. С ребенком нужно устанавливать честные, трепетные, дружеские отношения, чтоб потом, если он сделал что то плохое, для него даже ваш отказ общаться с ним был серьёзным наказанием. Правила устанавливаемые в семье нужно обсуждать с ребенком по мере его взросления. Разговор может проходить примерно так: «Понимаешь в жизни всегда есть правила, их можно разделить на четыре группы: 1) есть вещи которые МОЖНО ДЕЛАТЬ (есть, спать, играть); 2) есть вещи, которые можно делать всегда, но ИНОГДА НЕЛЬЗЯ (просить бабушку прочитать сказку, в то время когда у нее сильно болит голова; шумно играть, если кто-то спит); 3) есть вещи, которые нельзя делать, но ИНОГДА МОЖНО (намочить ноги в луже, чтобы спасти котенка); 4) есть вещи которые НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ (мучить животных, говорить скверные слова и .т.д.). Для того, чтобы что-то объяснить ребенку сядьте так, чтоб ваши лица были на одном уровне, смотрите ему в глаза. Бесполезно кричать в след пробегающему мимо ребенку какие-то замечания, поучения, он их не слышит, то есть не воспринимает. Если ребенок плохо себя ведет, наказывать его нужно в три этапа. Сначала предупредить: «Не делай так, я тебя накажу». Затем, если он не слушает, нужно поставить его в угол (или посадить на «штрафной» стул) и сказать: «Ты будешь стоять здесь 3-10 минут (по числу лет ребенка). Подумай, что ты не правильно делал, и почему тебя поставили в угол». Когда положенное время прошло, нужно подойти к ребенку, поговорить с ним о произошедшем инциденте и обязательно добиться, чтобы он попросил прощения. Этим мы показываем ребенку, что главные в семье – взрослы и формируем определенный порядок в поведении ребенка. Если стоя в углу, ребенок и там продолжает кричать, возмущаться, нужно сказать: «Всё, я не пущу тебя сегодня играть на улицу», или «Сегодня ты не будешь есть с нами торт, который мы купили», то есть найти и лишить ребенка того, что он любит. Хорошим наказанием является отбирание у детей игрушек. Здесь нужно отметить, что игрушек у ребенка не должно быть очень много, иначе они потеряют для него свою ценность, он их не будет ценить. За плохое поведение у ребенка забирают все игрушки, оставляют только 5-6. За каждый случай непослушания забирают одну игрушку, за хорошее поведение наоборот возвращают одну игрушку. Необходимо помнить, что отбиранию игрушки обязательно должны предшествовать: а) предупреждение; б) наказание в углу. Это необходимо, потому, что ребенок не может сразу перестать баловаться. Детская психика пока еще не умеет так резко тормозить, еще недостаточно развиты процессы торможения нервной системы. Говорите со своим ребенком, выделяйте время для общения с ним. Обязательным условием для создания теплых, доверительных отношений между членами семьи является общая вечерняя трапеза, когда каждый делиться своими впечатлениями о событиях прошедшего дня. Перед сном читайте и обсуждайте с ребенком сказки. Если ребенок плохо засыпает, то обсуждение сказки нужно переносить на следующий день. Сказки учат думать и знакомят с понятием добра и зла. Показывают различные житейские сюжеты и варианты развития событий, а значит, учат жизни. Не беда, что герои сказок не только люди, но и животные, сказочные персонажи. Мозг ребенка пока правополушарный, то есть у него преобладает образное мышление. Ребенок пока не отделяет себя от мира природы и образов олицетворяющих различные жизненные силы. Он знает, что все сказки - про нашу жизнь, и он прав. Так мыслят мудрецы и философы. Те дети, которых не учили думать, размышлять, анализировать свои переживания и говорить о них, в дальнейшем испытывают затруднения в определении и описании собственных ощущений, эмоций и эмоций других людей, что влечет за собой трудности в анализе свои поступков и их причин. В психологии это носит название – алекситимия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|