Эту фразу я недавно услышала после окончания учебного тренинга. Речь шла о молодых людях, которые во время занятий были пассивны и мало себя проявили. Я подумала, что выражение «Главное – не быть овощем» вряд ли может быть стимулом для таких людей. Скорее, оно будет раздражать и вызывать недовольство. Прежде чем я объясню почему, давайте определимся кто же такой «овощ». В данной статье речь пойдет именно о подростках, поскольку в своей работе (ведение психологических тренингов) я имею возможность наблюдать за поведением и проявлением в группе юношей и девушек. Именно в группе, во взаимодействии с другими людьми, очень хорошо видно те или иные личностные особенности каждого участника. Сегодня «овощем» могут называть человека, который обладает такими характеристиками:
безынициативный;
апатичный;
замкнутый;
одинокий;
молчаливый;
застенчивый;
не может высказать своё мнение;
не знает чего хочет;
Poker face – по лицу невозможно понять, что он чувствует.
Такой человек большую часть свободного времени проводит один, заменяя компанию телефоном или компьютером. Он или она выглядит угрюмым и скучающим. Кажется, что он всегда спокоен. Хотя внутри бушуют разные чувства, они просто спрятаны. Если спросить - «Как ты себя чувствуешь?», то в ответ получим – «нормально», «как обычно», «спокойно». Вы не заметите у него/неё ярких проявлений эмоций – ни буйной радости, ни злости. Родители молодого человека часто пытаются его куда-то записать (кружки, секции) в надежде, что мальчик или девочка станет общительным и найдет себе друзей. Инициатива всегда исходит от близких. Такому подростку сложно понять, чего он хочет, либо сложно отстоять свои интересы.
Часто можно услышать призывы учителей, родителей и даже продвинутых подростков типа: «Нужно быть весёлым, активным!», «Не бойся!», «Нужно быть лидером, стараться быть первым!», «Не нужно стесняться!» и т.д. Это всё верно, я согласна с каждым утверждением. Но «овощу» эти слова ничем не помогут. Скорее даже будут вызывать сопротивление и желание еще больше закрыться в своей раковине, как улитка заползти в домик и не вылезать оттуда. Почему так? Потому что невозможно излучать радость и дружелюбие, когда тебе тоскливо и одиноко. Потому что страшно заговорить первым и стыдно, когда не знаешь, что сказать в ответ. Потому что в компании чувствуешь себя неуютно и нет сил завоевывать внимание сверстников.
Можно долго обсуждать почему так получилось, что привело к тому, что человека стали называть овощем, но наша цель в другом. Как изменить сложившуюся ситуацию? Этот вопрос чаще всего заботит родителей. Самих ребят тоже, но они не знают к кому обратиться, чтобы не услышать в ответ «любимое» - «Будь смелее, не бойся!» и т.д.
Есть несколько вариантов действий.
Ничего не делать, само пройдет – никто не знает, может и правда пройдёт.
Дождаться какого-то знаменательного события, которое произведет очень сильное впечатление на подростка и он сам начнет развиваться, двигаться вперед и т.д. Это может быть переезд, поездка в другую страну, первая любовь, трагические события тоже могут стать стимулом к развитию.
Наставник. Некоторым ребятам везет и они встречают человека, который становится для них учителем, гуру, духовным проводником. Обычно это взрослый, психически и эмоционально здоровый человек, который сам определился как минимум с профессией (занятием, делом жизни). Он поддерживает, вдохновляет, является примером, помогает найти свой путь. Вопрос в том, где взять наставника? Здесь, как и в первом варианте, от человека мало что зависит. Придётся довериться судьбе.
Кумир. О! Сразу хочется закатить глаза и сказать, что весь этот детский восторг музыкантами, футболистами и актрисами – полный бред. «Где ты и где Дженнифер Лопес?». С одной стороны – да, с другой – кумир вызывает желание подражать, мотивирует на определенные действия (т.е. проявление инициативы). А зная биографию предмета поклонения (та же Дженнифер Лопес) можно увидеть, что он такой же простой человек и самореализовался благодаря упорному труду и огромному желанию чего-то добиться.
Отправить ребенка в лагерь, в клуб или на курсы (сообщество узкой направленности). Главное, чтобы секция отвечала интересам подростка! Есть шанс, что общие интересы помогут вашему чаду обрести новые знакомства и чувство уверенности, благодаря общению с такими же любителями кулинарии, фотографии, кино (нужное подчеркнуть). Важно найти людей с похожими увлечениями. Может быть и обратный вариант, который только усугубит ситуацию. Если компания большая и очень разношерстная, юноше или девушке может быть трудно найти своё место в группе.
Групповая психотерапия. Это профессиональная помощь, где ведущий является психотерапевтом и понимает, что делает (важно выяснить квалификацию и опыт специалиста). Группа подбирается на определенную тематику, соответственно у всех участников похожие трудности. Осознание того, что у других такие же проблемы как у меня, само по себе имеет лечебный эффект. Нужно искать группы, работа которых направлена именно на формирование способности устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми. Т.е. на то, чтобы в будущем подросток стал полноценным членом общества. Групповая работа подходит не всем. Поэтому вначале нужно пройти собеседование с ведущим группы.
Индивидуальная психотерапия. Она позволит юноше/девушке узнать себя; увидеть свои сильные стороны и научиться ими пользоваться; освободить внутренние ресурсы; научиться строить отношения с психологом, а в дальнейшем и с другими людьми; понять свои желания и потребности; обрести уверенность и самостоятельность.
Всем читателям желаю быть в гармонии с собой. А тех, кто ищет профессиональную помощь и поддержку, приглашаю на индивидуальные и семейные консультации.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.