Это игра или психотерапия? и игра и психотерапия. Мы играем с ребёнком, но играем так, что ребенок развивается, становится менее тревожным, более общительным, быстрее осваивает речь, развивает мышление. Чем же помогает игра?
Часто родители воспринимают ребенка как маленького взрослого. Но мир ребенка значительно отличается от взрослого мира. Взрослый человек живет в мире культуры, основанном на нормах, символах, знаках, языке, идеалах, ценностях, нормах. Ребенок же существует в природе, как любое животное. Он реагирует на стимулы среды эмоционально или действием.
Каждое слово языка является знаком, который ссылается на нечто иное: понятие, вещь или явление. Этих ссылок и связей так много, что ребенок осваивает это многообразие лишь к 11 годам. Тогда взрослые говорят, что у него развилось логическое мышление. Развитие ребёнка - это освоение культуры, социальных норм, присвоение ценностей культуры, выработка идеалов. Ребенок начинает говорить на языке очень рано, но мыслить с помощью языка - это значит познать все связи, существующие между понятиями, понять на опыте значение тех явлений о которых говорят слова. А это задача на многие годы.
Игра - это переходное пространство между пространством культуры взрослого человека и пространством эмоций и действий ребенка.
В игре ребенок учится символизировать видимый, слышимый, осязаемый мир, замещать вещи символами и оперировать символами. Например, маленькая машинка может символически заменить большую, на которой папа уезжает каждый день на работу. Маленькую машинку можно рассмотреть, двигать ею так, как хочет ребёнок, а не папе, разобрать на части, сломать. Можно сделать с нею всё, что захочется ребёнку. Здесь возникает широкое поле для творчества. Ребёнок получает возможность действовать не с предметами, а с символами предметов, развивая символическое мышление. Ребёнок из пассивного исполнителя воли родителей превращается в игре в активное, творческое существо.
В игровой терапии важна не только игра, но и то, как терапевт сопровождает ребёнка в этой игре. Основа терапии взрослых важна и для ребёнка. Это прежде всего терапевтические отношения: 1. конгруэнтность терапевта, то есть непротиворечивость его основных проявлений, целостность его личности; 2. безусловное позитивное принятие ребёнка, 3. эмпатийное понимание, исходя из внутреннего мира ребёнка, а не взрослого.
Основные средства работы с ребёнком: отзеркаливание в словах его действий, отзеркаливание в словах его чувств, отзеркаливание в словах тех смыслов, которые возникают в игре. Это довольно сложная задача - не подменить собой ребёнка, не навязать ему своих чувств и представлений, поэтому для проведения игровой психотерапии нужен специалист психолог.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.