Раннее развитие или что, на самом деле, надо успеть до трёх

Раннее развитие или что на самом деле надо успеть до тр х

Эта статья посвящена такой, актуальной для многих теме, как раннее развитие детей.

Первым делом, для того, чтобы понимать, откуда вообще взялась такая идея, что ребёнка надо развивать с раннего детства, расскажу о таком феномене, как созревание мозга.

Известно, что маленький человечек рождается с полным набором нервных клеток и в процессе взросления количество нейронов не увеличивается. Увеличивается лишь количество связей между нейронами. За счёт этих связей мозг здорово увеличивается в объёме в процессе жизни. Резкое увеличение количества этих связей в период до 3х лет породило целую теорию о том, что «после 3х уже поздно», которая, тем не менее, была быстро опровергнута в связи с развитием нейрофизиологии в последней трети ХХ века. Однако, благодаря своевременному маркетинговому ходу и оперативно выпущенной книге, родители до сих пор воспринимают этот принцип за чистую монету.

Как же развивается мозг на самом деле? И когда и для чего, действительно, становится поздно?

Начнём, как обычно, с рождения. Мозг малыша похож на комок голых проводов и контактов, многие из которых вообще не связаны друг с другом. А созревание мозга - это процесс, который можно условно разбить на две части: увеличение количества связей между нейронами (обучение) и покрытие проводящих путей между нейронами (аксонов) миелиновой оболочкой - Зеркальные нейроны были открыты в 1990 году и сейчас еще ведутся исследования и споры, как именно они функционируют, но суть такова: человеку для обучения необязательно делать что-то самому. Достаточно просто наблюдать за действиями другого и в этот момент в мозге будут возбуждаться те же группы нейронов. Этот механизм входит в основу эмпатии и развивается у ребенка уже к 12 месяцам. Но для нас особенно интересно другое. Зеркальные нейроны работают в случае наличия связи между людьми, привязанности. Ребенок не копирует каждого, кого видит, но очень хорошо копирует тех, с кем общается постоянно, к кому привязан. С взрослением круг нашей привязанности расширяется, и наша развитая эмпатия позволяет нам подстраиваться под собеседника, который нам интересен, на этом во многом построены механизмы НЛП. Но для малыша в начале существует только один близкий взрослый, на которого малыш настраивается и с которого начинает считывать и обучаться. И если такого одного постоянного взрослого рядом не оказывается в период от 12 месяцев до 2 лет, то малыш не приобретает не только привязанность, но и эту возможность использования зеркальных нейронов для обучения. 

К чему я веду. Мы сколько угодно можем развивать своего малыша, приглашая к нему нянь, говорящих на разных языках, отдавая в секции плавания для грудничков и заваливая модными развивающими игрушками, но самым эффективным для развития малыша было и остаётся ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ. И современная наука подходит к тому, чтобы объяснить нам с научной точки зрения вполне очевидные вещи.

Итак, что же поздно после трёх? Поздновато начинать выстраивать с ребенком доверительные отношения, формировать нормальную привязанность. Если привязанность сформировалась по тревожному типу – ситуацию можно переломить, и нужно обязательно над этим работать, но сил и времени у вас на это уйдет сильно больше, чем, если бы нормальная привязанность была сформирована сразу. И ещё, очень желательно, чтобы к кризису трех лет ваш ребенок говорил предложениями. Иначе его желания будут слишком сильно опережать его способность их выразить в понятном виде, а вам и без этих дополнительных трудностей проблем с ним хватит.

В остальном, основные принципы раннего развития такие:

1. Регулярное пение колыбельных и других песен вашему ребенку даст основу для развития речи и звуковысотного слуха.

2. Перебирание сыпучих предметов разовьёт мелкую моторику.

3. Игры с бытовыми предметами расширят представления ребенка об орудийном мире, внесут первые понятия о том, что у каждого предмета есть закрепленный способ его использования.

4. Потешки и песенки позволяют уловить ритм движений и речи, способствуют узнаванию своего тела, а также, при многократном повторении значимым взрослым - укреплению картины мира, носят успокаивающий характер.

5. Игры с куклами и машинками, в доктора, в парикмахера и прочие – ролевые игры - формируют представления и закрепляют понятия о ролевых моделях, о профессиях и правилах поведения в различных ситуациях.

Важно, что в каждой игре, во что бы ни играл ребенок, взрослый является носителем культурной информации, знаний, которые ребенок усваивает. Взрослый показывает способы общения, способы обращения с предметами, вносит новые понятия, утешает и ободряет, приходит на помощь и создаёт условия для развития.

Взрослый может (и должен) внедряться в игру ребенка, если что-то идет не так и надо переписать шаблон. Например, если ребенок в игре выясняет отношения исключительно с помощью драки, взрослый должен показать альтернативный способ взаимодействия персонажей. И, по-хорошему, выяснить, откуда ребенок усвоил тот способ, который проявляет в игре. Взрослый должен обогащать и расширять игру ребенка, придавая ей новые смыслы и обогащая игру.

Вообще, поскольку правое полушарие является ведущим до 7 лет, любое развитие и обучение возможно только в игре. И идеально, если это игра свободная, а взрослый её только наблюдает и расширяет. Ведущим в игре должен оставаться ребёнок.

6. Само собой, физическое развитие: ползание, лазание, ходьба, бег, плавание, танцы, прыжки на двух и затем на одной ноге, катание на самокате, беговеле – всё это обязательные источники развития для детей от нуля и старше. Всё, что связано с координацией движений очень важно не только для здоровья в целом, но и для развития межполушарного взаимодействия, которое позже критично для развития таких функций как чтение и письмо.

7. Современный мир невозможен без мультиков и телевизора. Чаще всего слышатся рекомендации о том, что надо исключить телевизор для малышей. Но как же быть бедным мамам, которые честно прочитали эту статью и книги Петрановской про привязанность и стараются быть правильным значимым взрослым для своего малыша? Как им выпить свою чашку остывшего кофе?

Моя позиция такая, что мультфильмы малышам можно, если эти мультфильмы такие, как Малышарики  Малышарики лишены бегающей картинки и большого количества мелких деталей. Там очень плавное и спокойное повествование, прекрасные песенки, множество повторов и наглядные инструкции, объясняющие детям именно то, что должны усваивать дети малышового возраста. А маме тоже надо давать передохнуть (ударение на букву «у»).

Если у вас остались вопросы по раннему развитию вашего малыша, или вы никак не найдете золотую середину между заботой и тревожностью - записывайтесь на консультацию, буду рада помочь и поддержать.

Ваш поддерживающий психолог

Вера Поневаж

Запись на консультацию на сайте ponevazh.ru.

Продолжение серии Ответы детского психолога в статьях:

Капризы и истерики

Готовность к школьному обучению органичным способом

Развитие мотивации с пелёнок

 

 



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Привязанность I Мама - значимый для ребенка взрослый.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Между «надо» и «хочу», 5 шагов для развития силы воли
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?)
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Профнавигатор для детей 9-14 лет. Кружки и секции для ребенка. Представляем реальный профиль
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь