|
У ребенка нет интересов?Автор статьи: Барыбина Анна Владимировна
Может ли быть такое, что у ребенка нет интересов, увлечений, любимого занятия? Бывает, что интересы выражены явно, и это видно сразу: ребенок с удовольствием занимается музыкой, спортом, является авторитетом в семье в той же «компьютерной» сфере, учится в театральной студии… Но бывает и так, что требуется внимательно – и объективно! – понаблюдать за тем, что и как делает ребенок, чтобы понять, что его увлекает. Наблюдать объективно - значит обращать внимание на факты, на то, что происходит в реальности. Хотя это не всегда просто. Дело в том, что родители могут сосредоточиться не на том, какие есть интересы у сына или дочери на самом деле, а на представлениях самого родителя о том, какими эти интересы должны быть. Например, если от ребенка изначально ожидают способностей (и непременно – успехов) в каких-либо определенных областях – в музыке, математике, биологии, то других увлечений родители могут «не замечать» или считать, что они «несерьезные» и не заслуживают внимания. Еще один вариант ожиданий – о том, что ребенок воплотит нереализованные мечты самого родителя. В таких случаях прирожденный лидер и авторитет среди сверстников, обладающий ярко выраженными способностями к взаимодействию с людьми, может оказаться «ребенком без увлечений». Если понаблюдать за поведением ребенка, то сразу станет заметно, что ему нравится делать, а также - что у него получается делать хорошо. В последнем случае можно говорить не только об интересах (увлечениях), но и о склонностях и способностях к какому-либо виду деятельности. Возможно, эти способности в будущем станут основой для профессионального выбора, возможно – останутся занятием для души. Чем больше у ребенка интересов, чем больше разных видов деятельности и занятий он попробовал – тем больше у него вариантов выбора. Для того, чтобы понять, какие интересы и склонности есть у ребенка, можно воспользоваться методикой "Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями" (автор - Е.П. Ильин). Эта методика предназначена для детей дошкольного возраста, отвечать на вопросы методики могут взрослые - родители или воспитатели. Школьникам и подросткам можно порекомендовать опросник "Карта интересов" (автор А.Е. Голомшток) или методику "Карта интересов" (автор С.Я. Карпиловская, автор адаптированного варианта Г.В. Резапкина). Эти методики помогут собрать воедино и обобщить все то, что взрослый знает об интересах и увлечениях ребенка (для дошкольника) и что сам ребенок (школьник, подросток, старшеклассник) знает о себе; получить общую картину своих интересов и склонностей;увидеть, какие сферы интересов выражены больше других. Но для того, чтобы целенаправленно выбрать профессию, одной методики будет недостаточно - лучше пройти углубленную диагностику по профориентации.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|