Отношение к себе

Автор статьи: Виктория Каменская


Вспомни того, с кем бы у тебя были самые долгие отношения (кроме родителей). Кто это? Баба Маша, брат Лёша, кошка Дуся? Сколько ты с ними в отношениях - 15, 20, 30 лет?

А что,если я скажу, что самые долгие у тебя отношения - с самой собой?Отношение к себе

Конечно же, родители всегда будут для тебя тем самым первым примером, благодаря которому ты научилась отношениям. Но это внешние объекты, которые провоцировали в тебе что-то.

Всё же бОльший удельный вес у того,что внутри. А внутри у тебя - ты.

Хех. Не знаю, на что похожи эти объяснения больше - на капитаночевидские или на бред по накурке? Или на 2 в 1? 

Таки вот, возвращаюсь к теме.

"Я - последняя буква в алфавите" - помнишь эту присказку, которую говорили тебе взрослые, когда ты начинала слишком, по их мнению, много якать?

Эта фраза намекала на то, что нужно сидеть и не отсвечивать, думать в первую очередь о других. Ведь иначе ты - эгоистка. И это капец капецный.

Вот так с горшковых лет в тебе взращивали неадекватное отношение к себе.

Отношение к себе - это отношение к самому близкому человеку. Кто, как не ты, позаботишься о себе? И не надо вот этих страшилок про поднесение стакана в старости, это чистой воды манипуляция.

Относиться к себе можно по разному. Ты это уже поняла. Внутри тебя может быть радость, ярость, злость, вина, удовлетворение, любовь, ненависть, разочарование, гнев. И всё это - по отношению к себе. При том, что наверняка наловчилась понимать, в каких точках отношение формируется извне (от родственников, коллег, друзей), а в каких - от тебя.

Лучше, конечно же, чтобы твоё отношение к себе имело источником лишь тебя. Иначе это странный винегрет какой-то будет.

Отношение к самой себе включает три "само-": самооценку, самопринятие и самоуважение.


Самооценку ты создаёшь сама. Но при этом опираешься на внешние параметры. Например, когда у тебя есть установка "к 30 годам женщина должна иметь мужа, ребенка, стабильную работу" , которую ты слышишь в своём окружении, ты смотришь на себя, на свой возраст, снова на себя, снова на свой возраст. И понимаешь: "Мда, не на коне". Самооценка вжухивается вниз. Но кто сказал, что равняться на то, что думают, считают, во что верят другие - это норма?

Самопринятие в чём-то похоже на модель материнской безусловной любви в отношении самой себя. Да, сегодня ты сожрала 5 пончиков вместо нуля, зато каааак кайфанула. Да, который день опаздываешь на работу, зато досматриваешь сны и пьёшь качественный кофе, сваренный в турке. Установка "Я люблю себя любой и всегда".

А вот самоуважение - это модель отцовской, и от того требовательной любви. "Я уважаю себя, только когда я..."

Если самопринятие или самоуважение будут провисать, это все равно, что жить в неполной семье. Что, в свою очередь, отразиться на самооценке.

Видишь, как всё взаимосвязано?

А ведь есть ещё Внутренний Родитель, Внутренний Ребенок, Внутренний Взрослый. Несмотря на кажущуюся негативщину от Родителя и Ребенка, их тоже неплохо бы принять, обласкать и полюбить в себе.

Кто как не Родитель в маске Критика подскажет тебе зоны роста и даст тебе волшебного пенделя для развития? Кто как не Ребёнок растормошит тебя на авантюрное приключение?

Кроме модели субличностей РВД, внутри тебя есть ещё... Хоссподи, как минимум ещё две твоих Я - "Я-идеальная" и "Я-реальная".

"Я - реальное" - это то, какой ты себя видишь."Я-идеальное" - это образ, который соответствует твоему представлению о том, какой ты хочешь быть. И внутри каждого из этих "Я" есть еще "я": эмоциональное, физическое, социальное, умственное.


Например, твое "Я-реальное эмоциональное" - это злая женщина. "Я идеальное эмоциональное" - женщина мягкая, постоянно на позитиве.

Ясен кардамон, что в основе личности лежит противоречие между "Я - реальным" и "Я - идеальным". Это противоречие возникает в детстве родителями, школами, кружками, у которых есть некие надежды и виды на твои успехи.

Это ни хорошо, ни плохо. Это, например, позволяет быть в вечном движении к образу "Я - идеального".

Но вот что плохо. Если эти два Я очень сильно отличаются, то это означает, что твои требования к себе слишком уж завышены, а самооценка наверняка валяется где-то в районе плинтуса.

В идеале "Я-реальное" старается приблизиться к "Я-идеальному".

А какие у тебя отношения с собой? Давай посмотрим в упражнении!

Сделай таблицу, в которой будет три столбца. И пообещай, что будешь заполнять их последовательно и прочитаешь условия после многозначительных звёздочек ***  только тогда, когда заполнишь первые два столбца.


В первом столбце напиши заголовок "Я-реальное". Напиши тут по 5 пунктов из сфер: физического, эмоционального, социального и умственного восприятия себя. Да, в этом списке могут быть и черты, которые ты относишь как к своим достоинствам, так и недостаткам.

Второй столбец будет называться "Я-идеальное". Его наполнение зависит от того, что ты написала в первом столбце и должно начинаться словами "В идеале я..." Например, если в "Я-реальном" ты написала "У меня есть 10 кило лишнего жирочка", то в "Я-идеальном" тебе нужно это как-то прокомментировать ("в идеале я вешу на 10 кило меньше").

Если тебе нечего написать в столбце "Я - идеальное" по поводу чего-то из реального, то оставляй это место пустым.

После того, как прокомментируешь каждую строку из "Я-реального" в столбце "Я-идеальное" переходи к третьему столбцу.

*** (многозначительные звёздочки) ***

Надеюсь, на сейчас ты заполнила 1 и 2 столбец.

Третий столбец носит гордое название "Нахуа"  "А зачем?".

Читаешь полностью строчку, в которой есть высказывание из "Я-реального" и "Я-идеального" , и задаешь себе вопрос - "А зачем?".

Например, "У меня 10 кило лишнего жирочка", "В идеале я вешу на 10 кило меньше". А зачем? Ответ пиши в третий столбец.

Если ответа не приходит, ставь знаки вопроса ??? в качестве недоумения.

Если во втором столбце в какой-то из строк у тебя была пустота, тогда и в третьем столбце будет пустота.

Как у тебя обстоят дела со своими "Я"? Поделись мыслями по поводу статьи и/или упражнения в комментариях.


Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у тебя "всё плохо" и мир к тебе "несправедлив"?
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • #Здоровая_психосоматика. "Бедная овечка" или "овца" - мое к тебе отношение
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сделай меня счастливым" или "я спасу тебя"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Убегающие дети" или "Маша, я догоню тебя!"
  • Манипуляция "я тебя не держу" или "не нравится, пошла вон! "
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я жить без тебя не могу" или "комплекс самоуничижения".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь