В последние годы своей активной психологической практики отмечаю тенденцию: люди склонны обращаться за помощью не в тот момент, когда что-то в жизни начинает идти не так, а когда проблемам уже много времени (много лет), когда на протяжении значительной части своей жизни человек испытывает внутренние страдания, постоянные боли в теле, живет в стрессе, находится в депрессии.
Разговаривая с клиентами, анализировала, почему так происходит.
Несмотря на то, что у всех есть доступ к большому объему разной информации, а также нет дефицита в наличии специалистов, которые готовы помочь. Что-то заставляет людей ждать, откладывая решение их проблем.
Причин может быть много.
Вот несколько встречающихся в моей практике.
1 Часть людей, испытывая страдания, отрицают их наличие. «Если об этом думать и разбираться - жить не захочется. Если я не буду думать о проблемах, они не будут влиять на мою жизнь».
Отрицание - незрелая, детская защита. Человек продолжает мучиться, проблема не проходит, а только усугубляется.
И человек «дозревает» до обращения за помощью тогда, когда проблема уже настолько изменила качество жизни, что мириться с этим уже нельзя.
2 Человек просто не осознает, что можно жить по-другому.
Внешне клиент всегда улыбается на сессиях. На вопрос — почему вы улыбаетесь даже когда говорите о тяжёлых, болезненных вещах? — пожимает плечами и отвечает, что всегда улыбается. Всегда «сохраняет позитив».
«Я всегда так жил(а)».
«А разве так не у всех?».
При этом такие люди часто страдают физически. Обычно это проявляется болями в спине, в ногах, шее, плечевом поясе. Люди привыкают терпеть боль, снимать симптомы массажами, уколами, таблетками.
Однако если боли вызваны психосоматической реакцией тела на психологическое напряжение, то со временем заболевание станет хроническим.
3 «Помощь нужна не мне, а моему ребёнку».
Ещё одна распространённая история с клиентами (в основном, с клиентками), которые просят помочь своему ребёнку.
Мать попросту не справляется с сыном (или дочерью). Малыш или подросток провоцирует, манипулирует, проявляет вербальную или невербальную агрессию. Просто выводит из себя.
«Я с ним (ребёнком) провожу весь день, а он не слушается, плохо ест, кричит», ребенок «не управляем»...
Все дело заключается в состоянии мамы. Коллеги уже назвали это состояние «мама на нуле».
Если у женщины потерян ресурс, она не способна быть ни «хорошей» женой, ни тем более «хорошей» мамой. Дети чувствуют это, им не достает материнской «включенности» - и это еще сильнее отражается на их поведении. Получается замкнутый круг.
Помощь нужна прежде всего маме. Как в самолете: «при разгерметизации салона сначала наденьте маску на себя, потом на своего ребенка».
4 Установка «жаловаться нельзя».
Или некому. Клиенты с такими установками уже в детстве стали взрослыми. Такими маленькими взрослыми. Когда очень рано надо было все делать самому: и завтрак с обедом готовить, и в школу вставать-ходить, и уроки учить. И поплакать было не с кем, и заботу не от кого получить. И пожаловаться некому. Просто маме было некогда — ей надо было работать. Или с папой отношения выяснять.
5 «Я не псих какой-нибудь, чтобы к психологу идти!»
Распространенный в обществе стереотип, что к психологу ходят «психи», «дураки», «больные». Частично распространению таких «мифов» способствует низкая информированность о том, какие проблемы относятся к психологической сфере, частично - инфантильность: «вот будет совсем плохо - пойду!».
Вам не нужно чего-то ждать, чтобы обратиться к специалисту. Скажу даже больше, вы можете работать с психологом не только для решения существующих проблем, но и для того, чтобы развиваться, менять свою жизнь осознанно.
Ведь это удивительный процесс — познание себя.